Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Как бороться с профессиональным выгоранием?


3 августа 2017, 14:47 | 1 078 просмотров



Профессиональная скука и эмоциональное выгорание забирают лучших специалистов компании

ХХI век перевернул мир с ног на голову: жизнь стала непредсказуемой. Обилие новых технологий, бесконечные потоки информации, возрастающий темп жизни и даже угроза тотальной роботизации — к этому нас не готовила ни одна ступень эволюции. Фундаментальные перемены дали человеку потенциал развития, но отняли личное пространство, время и спокойствие. Деловой еженедельник «Капитал.kz» разбирает два самых ярких симптома нашего времени, которые могут захватить вас врасплох прямо на рабочем месте.

Burnout или профессиональное выгорание

Burnout — когда работа связана с напряженным ритмом, эмоциональной нагрузкой или взаимодействием с трудным контингентом.

Профессиональное выгорание — бич профессиональных сообществ XXI века. Бесконечные требования по повышению эффективности, гонка за результатом и производительностью. Офис для многих стал оплотом стресса и местом угнетения личности. Если вы неохотно идете на работу, срываетесь на коллегах и перестали видеть смысл в том, что делаете на протяжении 5 последних лет, не сомневайтесь — у вас профессиональное выгорание.

У симптома burnout есть «любимчики»: топ-менеджеры и специалисты всех мастей, чья деятельность связана с частыми командировками, непрерывным общением и обильным потоком информации. К ним можно отнести врачей, преподавателей, адвокатов, консультантов, специалистов по внешней деятельности, менеджеров проектов и т. д. Нервная система, исчерпавшая дневной «лимит общения», закрывает свои двери. И тогда за переизбытком информации неизбежно следует истощение, а со временем и выгорание.

3 этапа профессионального выгорания:

  • Нежелание идти на работу, недовольство собой, тревожность;
  • Усталость от контактов с людьми, отлынивание от работы, ссоры с коллегами, нестабильная мотивация, «заедание» стресса и пристрастие к алкоголю;
  • Падение финансовых показателей, когда ваше выгорание становится заметным начальству.

Профессиональное выгорание является частью эмоционального выгорания, признается мировым медицинским сообществом и числится в списке официальных болезней ВОЗ. Западные компании готовы помогать своим сотрудникам годичным саббатикалом, оплатой курсов по повышению квалификации и длительными отпусками. Что же можно сделать самому?

Способов спастись от профессионального выгорания множество. Вот некоторые из них:

  • Научитесь справляться со стрессовыми ситуациями, используя дыхательные практики, расслабляющие упражнения и осознанный контроль эмоций;
  • Умейте говорить «СТОП». Аббревиатуру активно использует «Общество анонимных алкоголиков»: никогда не принимайте решений, когда вы Сердиты, Тревожны, Одиноки или Подавлены. Сначала позаботьтесь о собственных нуждах;
  • Найдите расслабляющее хобби, соберите волю в кулак и займитесь спортом, заведите домашнее животное. Умейте переключаться — кроме дома и работы у вас может быть другая жизнь;
  • Может, пора сменить работу и даже сферу деятельности? Возможно, у недовольства более глубокие причины. Зачастую тревожные звонки могут сказать о том, что пора применять радикальные методы.

Boreout или профессиональная скука

Boreout — когда рабочие обязанности не соответствуют вашему профессиональному уровню.

Если с феноменом профессионального выгорания мир познакомился в конце прошлого века, то boreout — явление новое и совершенно неизведанное. Термин увидел свет в 2007 году. Два швейцарских бизнес-консультанта, Питер Вердер и Филипп Ротлин, в своей книге «Диагноз boreout» выдвинули теорию о том, что профессиональная скука не менее вредна и разрушительна, чем профессиональное выгорание. Подтверждение тому — недавний случай, заявивший миру о том, что профессиональной скуке быть. 44-летний житель Франции Фредерик Деснард подал в суд на бывшего работодателя за «принуждение к скучанию на работе». За четыре года работа француза превратила его в «профессионального зомби» и стала причиной серьезных проблем со здоровьем, среди которых эпилепсия и язвенная болезнь. Жертвами профессиональной скуки могут стать холерики и люди, решившие пойти на сделку с совестью. Ни хорошая зарплата в кризис, ни перспективы «отдыхать» на работе после выматывающих лет не компенсируют энергичному и компетентному специалисту унылого и бесцветного просиживания рабочих часов. Среди тех, кто может впасть в профессиональную скуку, — специалисты монотонных специальностей. Опасность поджидает бухгалтеров, преподавателей дополнительных курсов и операторов оборудования.

Исследователь синдрома профессиональной скуки из Университета Центрального Ланкашира Сэнди Манн считает дело Деснарда резонансным и надеется, что организации будут более внимательно относиться к профессиональному несоответствию своих сотрудников. Исследование 7000 гражданских служащих Великобритании, длившееся 24 года, показало: скучающие рабочие умирают чаще, чем те, кому не было скучно. По словам Манн, скучающие люди часто ищут стимуляцию в нездоровой пище, алкоголе и наркотиках. Скука сама по себе может привести к стрессу, хронической усталости, депрессии и даже психосоматическим заболеваниям.

Профессиональная скука включает 3 аспекта: скука, отсутствие интереса и отсутствие сложных и интересных задач. Если вы заметили, что какой-то из этих факторов проявляется на вашей работе, пора задуматься.

Для того чтобы избежать встреч с жестоким работодателем, убившим в вас профессионального гения, в суде, следует начать действовать уже сейчас:

 Задумайтесь, находитесь ли вы на своем месте? Если уровень должностных обязанностей позиции ниже ваших компетенций, рано или поздно вам станет скучно. Амбициозным специалистам не поможет даже зарплата;

  • Если ваше положение на работе — вынужденное, найдите себе отдушину. Решайте кроссворды, смотрите курсы английского в Youtube и пишите платные отзывы на товары в интернете. Не давайте себе скучать!
  • Если вы — управленец, и в вашей компании есть должности, грозящие профессиональной скукой, попробуйте пересмотреть круг выполняемых сотрудниками задач. Можно расширить зону ответственности, добавить возможность стажировки в других отделах или попросить собрать данные и сделать анализ того, до чего долго не доходили руки.
Автор:
kapital.kz


Комментарии


Комментариев нет.

Контент устарел, комментирование закрыто