Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Проблемы с ипотечниками тянут финансовый сектор Казахстана вниз


25 декабря 2017, 14:03 | 1 036 просмотров



Аналитики прогнозируют постепенное снижение кривой в динамике потребительской инфляции: до 6,9% в 2019 году и до 6,5% в 2021 году. На валютном рынке грядет возврат к формированию курса тенге регулятором, который, в свою очередь, придерживается старой мантры: «В Багдаде все спокойно». Только вот ложку дегтя сюда добавили потребители, недовольные услугами, которые предоставляет им банковский сектор.

Важной проблемой, оказывающей серьезное давление на финансовый сектор республики, все еще остается вопрос по жалобам рядовых потребителей на качество обслуживания их в банковском сегменте. В результате чего финансовый сектор республики оказался лидером в списке тех отраслей, на которые активнее всего жалуются потребители.

Напомним, разговор об этом сомнительном лидерстве финансового сектора зашел на заседании правительства еще 12 декабря, на котором министр национальной экономики Тимур Сулейменов представил результаты работы с 19 тыс. жалоб потребителей на нарушение их прав в этом году.

«Потребители очень редко обращаются в суд: из 19 тыс. обращений судами рассмотрено всего 505 заявлений граждан, – сказал г-н Сулейменов. – По содержанию поступивших обращений есть четыре основные области, которые вызывают у потребителей наибольшие вопросы. Это финансовые услуги – 74%, ЖКХ – 10 %, розничная и электронная торговля – 9% и безопасность ввозимой продукции».

В области финансовых услуг, по его словам, потребители обращаются в основном в целях рефинансирования задолженностей и по вопросам обслуживания банковских займов, также потребители часто жалуются на несоблюдение требований к оформлению и содержанию договоров, непредоставление полной информации по комиссиям и навязывание дополнительных банковских услуг.

В сфере ЖКХ основные претензии предъявляются к качеству вводимого жилья и к деятельности управляющих компаний, отмечается несоответствие качества жилья условиям заключенных договоров и размещенной рекламе, а также несоблюдение сроков сдачи жилья. Кроме того, комплекс вопросов существует в части управления жилищно-коммунальными комплексами, это отсутствие зарегистрированных кондоминиумов, препятствование их созданию, навязывание услуг управляющих компаний со стороны застройщиков, а также непрозрачность формирования расходов управляющих компаний и затрат на общедомовые нужды.

В сфере розничной торговли основными нарушениями являются обвес, обсчет и иной обман потребителей. Реагирование органов внутренних дел на такие факты осуществляется только по жалобам, отсюда и малое количество выявленных нарушений. Так, по статье «Обман потребителей» за полгода рассмотрено семь дел, сумма наложенных штрафов составила 238 тыс. тенге. Также существует низкий уровень защищенности потребителей в динамично развивающейся сфере электронной торговли, отношения между участниками электронной торговли и потребителями строятся на доверии, не закреплены действующим законодательством: не определен статус электронных торговых площадок, отсутствуют требования и контроль ответственности.

Банковское «лидерство» – наследие прошлого

«Учитывая, что 74% жалоб приходится на финансовый сектор, необходимо еще раз рассмотреть законодательство в области раскрытия полной информации банками и другими субъектами финансового сектора касательно своих услуг и общей стоимости комиссий», – обратился министр к главе Кабмина Бакытжану Сагинтаеву.

Тот в принципе и не возражал. Но возражения нашлись у главы Нацбанка Данияра Акишева, который считает, что со временем лидерство вверенной ему сферы по количеству жалоб исчезнет по вполне естественным причинам, без вмешательства правительства.

«Позвольте прокомментировать те данные, которые прозвучали по большому количеству жалоб в сфере финансовых услуг. Действительно, это так, очень большой объем обращений, но… в основном это обращения, связанные с рефинансированием ипотечных заемщиков», – сказал г-н Акишев. «То есть это граждане, получившие финансовые услуги в прошлом, и в основном это граждане, которые получили займы в иностранной валюте и столкнулись с проблемами их обслуживания», – уточнил он.

Глава Центробанка напомнил, что в Казахстане в апреле 2015 года была принята программа по рефинансированию таких кредитов, на реализацию которой выделены 130 млрд тенге, и теперь «само наличие этой программы» стимулирует граждан к обращению за помощью. А обращаться за помощью наш человек привык в форме жалобы.

«Все это (обращения заемщиков, получивших кредиты в прошлом. – «Къ») оформляется, как правило, в виде жалоб. У нас создана комиссия по рассмотрению жалоб заемщиков на отказы банков в рефинансировании займов, то есть сама программа стимулирует появление такого большого количества жалоб», – констатировал глава Нацбанка. «Но при этом я хотел бы отметить, что программа уже позволила сохранить единственное жилье и снизить нагрузку для более чем 23 тыс. граждан», – подчеркнул он.

До 2027 года с учетом револьверного механизма освоения денег программа охватит порядка 40 тыс. заемщиков. Более того, главой государства в этом году поручено Нацбанку совместно с правительством внести предложения о целесообразности расширения этой программы. Все это вкупе, по мнению г-на Акишева, приведет к тому, что проблемы ипотечных заемщиков прошлых лет рано или поздно будут решены.

Контроль за контролером

Пока г-н Акишев пытался вразумить г-на Сулейменова относительно того, что не стоит поливать грядки перед дождем, премьер-министр Бакытжан Сагинтаев пытался осмыслить другое предложение Министерства национальной экономики – ввести контроль за контролерами в сфере соблюдения прав потребителей.

«Мы считаем возможным наделить уполномоченные органы компетенцией по осуществлению мониторинга и в случае необходимости – контроля за соблюдением законодательства в сфере прав потребителей. Мы говорим не о мониторинге и контроле за самими субъектами бизнеса, а о так называемом «контроле за контролерами», за тем, насколько эффективно другие госорганы реализуют свои функции по защите прав потребителей», – заявил глава министерства на заседании правительства.

Но, по признанию г-на Сагинтаева, глубинный смысл этого предложения для него остался сокрытым. «Я вот… не понял, когда министр предлагает осуществлять контроль за контролерами. Получается, надо будет за теми контролерами контролировать, и бесконечно будем ходить друг за другом, – недоумевает глава правительства. – Мне кажется, здесь надо другой механизм придумать, а не бесконечно друг за другом следить».


Комментарии


Комментариев нет.

Контент устарел, комментирование закрыто