Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

«СЛАБОЕ ЗВЕНО» ПО ТЕМЕ «АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭВМ»


25 декабря 2010, 07:42 | 2 032 просмотра



Раздел программы: «Общие принципы организации и работы компьютера».

Тема урока: «Арифметические основы ЭВМ. Система счисления»

Цель урока:

•Повторение и обобщение знаний по теме «Арифметические основы ЭВМ».

•Формирование системно информационного подхода к анализу окружающего мира.

•Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.

•Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер.

Задачи урока:

1)Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.

2)Обучающая – совершенствование навыков перевода чисел из одной системы счисления в другую, общение и закрепление знаний единиц измерения информации.

3)Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

Тип урока: обобщающий урок.

Вид: урок-игра.

Технология: игровая технология.

Дидактическое оснащение: Интерактивная доска, проектор, учебник, компьютер, принтер, карточки, плакат, картинки.

Актуализация:

1.Опорные понятия: «Арифметические основы ЭВМ».

2.Опорные способы действия: приемы работы.

3.Способ возбуждения интереса: создание проблемной ситуации.

4.Оценка деятельности учащихся: по результатам ответов учащихся на вопросы учителя.

Подготовка к уроку

Перед началом игры нужно подготовить список задач или вопросов с ответами. Используемые в «Слабом звене» задачи и вопросы могут быть различной сложности, могут использоваться вопросы с формулировкой «Верно ли, что ...». При подборе задач можно даже не пользоваться принципом новизны.

Нужно заготовить карточки, на которых указана сумма выигранных очков, - эти карточки ученикам показывает ассистент ведущего.

Столы в кабинете расставляются полукругом перед столом ведущего и ассистента.

Каждый ученик должен иметь несколько листков, на которых он будет записывать имена выбывающих участников игры и для вычислений.

Правила игры

Игра сводится к следующему: ведущий читает вопрос по очереди всем участникам, ассистент показывает количество набранных баллов. Перед тем, как ведущий задаст вопрос очередному участнику, он может положить набранную командой сумму в банк. Задача игроков – создать как можно более длинную цепочку правильных ответов и положить в банк максимально возможную сумму. После окончания тура команда выбирает «Слабое звено» - выбывающего из игры участника. В конце игры остаются два участника, между которыми проводится «дуэль» из пяти пар вопросов, которая и поможет выявить самого сильного участника игры.

Ход урока

Вступление.

Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Сегодняшний урок мы проведем в виде известной игры «Слабое звено». Команды участников занимают места за столами. В качестве ассистента мне поможет Кристина. Вы помните правила? Задача игроков – построить как можно более длинную цепочку правильных ответов. Не забывайте положить выигранную сумму в банк! После каждого периода вы должны выбрать самого слабого игрока, который покидает игру. Итак, мы начинаем нашу игру!

1-й период.

1 команда

1)Что больше – 1Мбайт или 1Кбайт? (1 Мбайт)

2)Выразите в байтах 5 килобайт. (5120 байт)

1) Наименьшая единица памяти? (бит)

2) Сравните и укажите, что больше: 15360 байт или 16Килобайт?

16Кб > 15360байт т.к. (15360 байт=15Кб)

1) Носителем информации является:

Клавиатура, мышь, магнитный диск, принтер.

2 команда

1) Какие устройства называются периферийными? (внешние)

2) Сколько символов можно закодировать с помощью одного байта?

(256 символов)

1) Сколько Мегабайт в одном Гигабайте? (1024Мб)

2) Какой объем информации содержится в сообщении «В английском алфавите 26 букв?» (29 байт)

1) Выразите в байтах 3 Килобайта? (3072 байт)

2)Что такое информация? (Информация – сообщения, сведения об окружающем нас мире и процессах, протекающих в нем).

Учитель: Вы положили в банк очков. Из-за кого мы теряем очки в игре? Напишите имя самого слабого участника!

Команда выбирает самое слабое звено.

Учитель: Продолжим!

2-й период.

1 команда

1) Верно ли, что 2 Гигабайта равны 2048 байт. (Нет т.к. (2Гб=2048Мб=2*1020 байт)

2) Перечислите все единицы измерения информации в порядке возрастания.

(бит, байт, Килобайт, Мегабайт, Гигабайт)

1) Какому десятичному числу соответствует двоичный код 101011? (43)

2) Выбрать непозиционную систему счисления: десятичная, двоичная, троичная, римская, двадцатеричная.

1) Какому десятичному числу соответствует двоичный код 11111? (31)

2) Верно ли, что двоичный код числа 160 равен 1010000? (нет)

1) Найти двоичный код числа 19? (10011)

2) Верно ли, что двоичный код 148 равен 10010100? (да)

2 команда

1) Какому десятичному числу соответствует двоичный код 11000? (24)

1*24+1*23=24

2) Сколько байт в следующей фразе «Книга- твой лучший друг»

(22 байт) .

1) Сколько байт в следующей фразе: «Мы учимся в школе»? (17 байт)

2) Выбрать позиционные системы счисления: десятичная, двоичная, римская, восьмеричная, арабская.

1) Какому десятичному числу соответствует двоичный код 10000? (16)

2) Верно ли, что двоичный код числа 112 равен 111000? (нет)

1) Найти двоичный код числа 23? (10111) . 23/2=10111

2) Верно ли, что двоичный код числа 132 равен 1000100 (да) .

Учитель: Вы положили в банк _________ очков. Назовите имя того, кто нам мешает заработать больше очков.

Команда выбирает самое слабое звено.

Учитель: Продолжим!

3-й период.

1 команда

1) В какой системе счисления вес каждой цифры не зависит от ее места (позиции) в записи числа, а определяется только ее написание? (в непозиционной - римской).

2) Перевести число 100 из десятичной в двоичную систему счисления. (1100100)

3) Перевести число 75 из десятичной в двоичную СС. (1001011)

2 команда

1)Устройство, которое обрабатывает информацию (процессор)

2) Перевести число 144 из десятичной в двоичную СС. (10010000) .

3) Найти двоичный код числа 15. (1111) .

Учитель: Вы положили в банк очков. Назовите имя того, кто нам мешает заработать больше очков.

Автор:
Н.С.КАПЕНОВА,учитель информатики