25 марта 2011, 07:41 | 2 929 просмотров
Цель: Познакомить учащихся с творчеством выдающихся композиторов Курмангазы и Даулеткерея; способствовать формированию у учащихся интерес к инструментальной музыке.
Задачи:
Учащиеся познакомятся с представителями инструментальной музыки Курмангазы и Даулеткереем;
Способствовать развитию кругозора у учащихся, чувство восприятия музыки;
Способствовать воспитанию отзывчивости, художественного воображения, образно-ассиациативного мышления, воспитанию нравственности, чувство казахстанского патриотизма.
Тип урока: урок новой темы
Методы: стратегия RWST
Оборудование:
Ход урока:
I . Орг. момент
II.– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок новой темы. Прежде чем мы начнем урок, я предлагаю вам очень внимательно прослушать два произведения.
(Учащиеся внимательно слушают произведение Курмангазы – «Адай»)
- Прослушав это произведение, теперь проанализируйте его, дайте свои ассоциации. Как звучит этот кюй? Какой у него характер? Что вы услышали в нем?
(Учащиеся записывают на доске свои ассоциации к прослушанному произведению «Адай». А после слушают и анализируют кюй Даулеткерея «Қос алқа» )
III.Ажурная пила.
-Сейчас я вам раздам буквы, а вы попробуйте собрать слово. Из букв у вас получится названия кюев.
(Учащиеся выполняют задание)
-Ребята, а теперь, прослушав и проанализировав два призведения, какую харктеристику вы бы дали композиторам, авторам этих кюев?
(Ответы учащихся)
-Кюй «Адай» был создан в продуктивный период творчества. Он посвящен воинственному духу древнего казахского рода Адай.
-Кюй «Қос алқа» Даулеткерея – одно из самых популярных его произведений. Музыкальное содержание кюя передает и рисует поэтический образ красивой девушки, в ушах которой серьги нежно позванивают во время ходьбы. Музыка этого кюя удивительно мелодична, ее плавная мелодия рождает впечатление изящной походки девушки. Неслучайно под музыку «Қос алқа» часто ставятся народные и современные танцы.
IV.Итак, тема нашего урока – творчество Курмангазы и Даулеткерея. Теперь вы самостоятельно познакомитесь с биографией этих композиторов. Первая группа знакомится с творчеством Курмангазы, вторая группа знакомится с творчеством Даулеткерея.
(Учитель раздает на листах биографии композиторов каждому ученику. После ученик 1-ой группы знакомит 2-ую группу с биографией Курмангазы , а ученик 2-ой группы знакомит учащихся 1-ой группы с биографией Даулеткерея.)
V.Осмысление.
- Ребята, вы познакомились с творчеством композиторов Курмангазы и Даулеткерея. Теперь мы попробуем найти сходство между ними. Для этого вы выполните следующее задание. Итак, перед вами диаграмма Wenna. В первый круг вы запишите отличия Курмангазы, а во второй – особенности Даулеткерея. А в центр вы запишите их сходства, т.е. что объединяет их, что общего у этих композиторов.
(Учащиеся выполняют диаграмму Wenna )
- Ребята, вы нашли достаточно сходств двух композиторов. У них с малых лет проявились способности к музыке. В их музыке звучит любовь к Родине, к своей родной земле, гордость и боль за свой народ. В кюях они передавали и раскрывали душу народа, голос родной степи, пение птиц, журчание ручья. Они всячески старались облегчить жизнь своего народа и жизнь своей Родины.
VI.Ребята, а теперь еще раз внимательно прослушайте, как звучат эти кюи. Слушая музыку, представляйте свое видение, то есть какие картины всплывут перед вашими глазами. У кого-то возникает картина природы, леса, степи, водопада, бег лошади, шелест травы, цветов и т.д.
Перед вами лежат листы бумаги и фломастеры, с их помощью отразите свое впечатление на листах.
(Учащиеся рисуют)
VII.Демонстрация рисунков.
(Спикеры групп словесно демонстрируют свои рисунки)
VIII.Рефлексия.
1.Ребята, как называется тема нашего урока?
2.Что нового вы узнали?
3.Что было поучительно в творчестве композиторов?
4.О чем говорит музыкальное содержание кюя «Адай» и «Қос алқа».
IX.Выставление оценок.
Домашнее задание.