Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Пути и способы использования информационных технологий


22 октября 2009, 09:45 | 1 977 просмотров


Проблема формирования научных представлений в педагогическом аспекте весьма сложна и имеет много сторон, в частности тех, которые относятся к возрастной психологии, например, установление доверия между учителем и учеником.

Понимание учителем путей формирования научных представлений может служить источником плодотворных методических приемов, позволяющих по возможности безболезненно преодолевать кажущиеся внезапными и необъяснимыми случаи непонимания, столь нередкие у учащихся.

При формировании научных представлений у учащихся немаловажную роль приобретает электронный учебник. Существуют определенные дидактические требования к его использованию. Электронный учебник по своему содержанию и структуре обязательно должен соответствовать учебной программе по предмету.

Интересными, на наш взгляд, являются исследования Ж.У. Кобдиковой. Ученый считает, что учебник как средство обучения является одним из компонентов методической системы, входящей в свою очередь в состав педагогической системы образования. По мнению Ж.У. Кобдиковой, чтобы ученик смог самостоятельно добывать знания из учебников, необходимо их изменить как структурно, так и содержательно:

Структура содержания образования должна соответствовать структуре процесса познания, определяемой формулой С1-АН-С2, где С1- первичный синтез, АН- анализ, С2- вторичный синтез. Данная формула определяет структуру каждой темы, каждого раздела, курса, а также в целом содержание школьного образования;

•содержание образования должно перейти от источника информации в средство активной познавательной деятельности ученика, стимулирующего у учащихся формирование и применение приемов мыслительной деятельности;

•должны учитываться дидактические возможности компьютерной техники. Без этого критерия эффективная компьютеризация, следовательно, и информатизация процесса обучения невозможна;

•должны учитываться национальные и региональные особенности обучаемых, закономерности психологии, физиологии и антропологии. При этом национальные ценности должны оптимально сочетаться с общечеловеческими, которые учили бы человека жить и действовать по законам развитого социума;

•должны соответствовать требованиям педагогической технологии уровней дифференциации обучения (многоуровневое представление содержания образования по сложности).

Электронные учебники позволяют создать обучающую среду, погружаясь в которую ученик сможет вести поисково-исследовательскую деятельность. ( Кобдикова Ж.У.Проект создания электронных учебников на основе технологии уровневой дифференциации обучения. \\ сборник материалов Республиканского научно-практического семинара: «Школьная информатика: Опыт, проблемы, перспективы» 26-27 июня 2003 г., Алматы, 2003 г., с. 14-16.).

При включении компьютера в структуру обучающей системы появляется возможность переноса части изучаемого теоретического материала в машинную программу, при этом содержание и структура учебного материала видоизменяются. Общение обучающегося с компьютером может включать в себя работу с компьютерными обучающими программами (изучение теоретического материала, решение задач и т.д.), а также контроль- коррекцию процесса обучения со стороны компьютера (выдачу объяснительного текста, кратких рекомендаций для исправления допущенных ошибок и т.д.). Это позволяет обеспечить одну из актуальных и вместе с тем вечных педагогических проблем - индивидуализацию учебной деятельности.

Д.Ш. Матрос и другие в работе «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга» (М., 1999) раскрывают особенности электронного учебника. Они считают, что представление учебника по их мнению, должно:

•содержать все основные, базисные предложения учебника;

•служить основанием для автоматического расчета основных параметров учебника;

•содержать такое представление информации, чтобы можно было достаточно технологично построить полную и валидную систему контроля по каждой единице процесса обучения и содержания образования учебнику в целом.

Электронный учебник может содержать учебный текст, а также дополнительный материал, то есть вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы, упражнения и т.д.

Учебный текст должен вызывать интерес к содержанию материала по предмету. Электронный учебник должен содержать не только изложение основ наук, но и одновременно организовывать самостоятельную учебную деятельность учащегося. Как и учебник на бумажном носителе, электронный учебник должен отвечать дидактическим, психологическим, гигиеническим, эстетическим требованиям. Он должен содержать изложение научных сведений и одновременно быть доступным для учащихся, учитывать особенности их интересов, восприятия, мышления, памяти, развивать познавательный и практический интерес, потребность в знаниях.

Также электронный учебник должен содержать формулировку основных положений, правил, выводов, отличающихся предельной ясностью и четкостью. Важно учитывать и дидактические принципы научности, доступности, системности, преемственности в изложении материала, индивидуальные и возрастные особенности. Хороший учебник должен пробуждать познавательный интерес учащихся и заставлять их думать.

Таким образом, цель обучения на основе компьютерной технологии состоит, прежде всего, в том, чтобы выявлять результативность текущего изучения предмета, определять, что изменилось, как изменяется и что даст в итоге изучения предмета как всем, так и каждому отдельному учащемуся. Особую важность приобретает обращение к индивидуализации и дифференциации обучения и контроля знаний.

Автор:
Н.К.Кузеубаева учитель математики и информатики средней школы №1 г.Ушарал Алакольского района