Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

В гармонии со временем


22 октября 2009, 10:17 | 2 146 просмотров


По последним данным ученых, население земного шара говорит сейчас на 5650 языках и диалектах. Из них исследованы только около 500 – менее одной десятой. Некоторые языки постепенно исчезают, а две трети языков не имеют своей собственной письменности. Вот такая необычная картина; человечество мыслит одинаково, а выражает свои мысли по-разному. И от того, как наши мысли будут понятны и доступны другим, зависит многое; политическая, экономическая и социальная жизнь страны и каждого человека в отдельности.

В нашей стране немаловажное значение имеет функционирование языков. Поскольку основы языковой культуры закладываются в школе, то школа, как первоначальная база изучения языков, должна ориентироваться на современную языковую политику страны.

Современная социально-политическая ситуация в нашей республике непосредственно влияет на условия и масштабы функционирования языков. При утверждающих приоритетах родного (титульного) языка немаловажное место отводится развитию других языков, в особенности русского, а также английского.

Необходимость в английском – это мировая тенденция. А прекрасное владение русским языком – это наше богатство, которое потерять крайне неразумно. Для нас будет великим преимуществом, если мы будем в совершенстве владеть казахским, русским и английским. Возможно, даже надо увеличить количество часов на их преподавание: нет ничего плохого в том, чтобы быть грамотным и полиязычным. Эта цитата из речи Н.А.Назарбаева как нельзя лучше соответствует тому образцу, к которому стремятся наши учителя – словесники.

Методические объединения русского, казахского и иностранного языков в нашей школе совокупности составляют самую многочисленную часть педагогического коллектива. В целом это люди творческие, инициативные, всегда идущие в ногу со временем, постоянно совершенствующих свое мастерство. Каждый из словесников является не только учителем, но и воспитателем, наставником, и что самое ценное – носителем культуры того языка, который им преподается.

Изучая, апробируя и внедряя современные методики и технологии, учителя достигают хороших результатов в обучении и воспитании учащихся. В творческом поиске из кладезя педагогической мудрости берется самое ценное, эффективное. Таким ценным приобретением является для наших языковедов применение интерактивных методов обучения. Современные технологии этого метода позволяют достичь наиболее лучших результатов в процессе двусторонней связей «учитель - ученик», «ученик - ученик», «ученик - учитель». Имея в арсенале самое эффективные формы интерактивного общения на уроках смотра знаний, уроках –исследованиях и множества других, а их более 40. Мы, учителя словесники, способствуем изучению предмета с увеличением, интересом и взаимоотдачей. Результативность таких методов неоспорима; рост успеваемости, качества знаний, улучшений результатов показателей сдачи ЕНТ, результативность участия в конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях.

Повышение интереса и мотивации в изучении языков приводит не только к увеличению показателей результативности обучения, но и к развитию истинных талантов и одаренности. Примером тому могут служить работа клуба «Вдохновение» публикации стихов и рассказов учащихся в стенной печати школы – газете «Жираф» (живу, радуюсь, фантазирую), в отдельных изданиях эксклюзивного характера, а также в местной и областной газетах.

Разумеется, для того, чтобы шагать в ногу со временем и быть с ним полной гармонии, необходимы условия, программное обеспечение, наличие учебников современных технических средств. Таковые в нашей школе в наличие имеются. В кабинетах для изучения языков 2 интерактивные доски, мультимедийный кабинет, ресурсы Интернета, в перспективе на ближайший учебный год –лингафонное оборудование для кабинета иностранных языков. В такие кабинеты дети стремятся охотнее, с большим интересом, а это тоже немаловажный фактор в изучении языка.

Говоря о языке как средстве общения и обмене информаций в условиях полиязычия, мы, учителя –языковеды, придерживаемся курса целенаправленного развития языков в решении лингво-дидактических проблем. В условиях современной школы мы имеем хорошие возможности для поддержки языковой политики и культуре в нашей стране.

Единый базовый уровень владения языками имеет для современной школы важное значение. Отсюда и новые веяния в современной методике преподавания, имеющие место и в нашей школе; элективные курсы по русскому языку, КИМы (контрольно – измерительные материалы), система тестирования в своем многообразии, мониторинг индивидуализации в работе с одаренными детьми и многое другое. Для нас, учителей – словесников, очень важно, что наш труд – это составляющее языковой картины Казахстана, для которой характерно стабильное функционирование двуязычия с тенденцией к полиязычию.

Автор:
Н.Л.Пасюгина, учитель русского языка и литературы сш №2 г.Ушарал