Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ


27 апреля 2012, 23:21 | 2 982 просмотра



Цель: повторить и закрепить знания учащихся по теме «Электрическое поле».

Задачи: 1. знать формулы и физические понятия по пройденной теме;

2. уметь применять эти знания на практике;

3. развитие логического мышления, взаимопомощи, товарищества.

Тип урока: закрепление знаний, умений, навыков.

Вид урока: урок – соревнование.

Методы: самостоятельная работа, индивидуальная работа, работа в группах, фронтальный опрос.

Средства обучения: карточки с задачами, карточки с формулами, тесты, карточки с физическими величинами, слайды.

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока:

1) Организационный момент. Психологический настрой.

Деление класса на две группы

Соревнование.

1. Фронтальный опрос.

1.Как взаимодействуют между собой тела, имеющие разноименные заряды?

2.Как взаимодействуют между собой две эбонитовые палочки, натертые мехом?

3.Если к заряженному металлическому шарику прикоснуться пальцем, он теряет практически весь заряд. Почему?

4.Правильно ли утверждение, что два заряда, равные по модулю, но противоположные по знаку, уничтожаются, если их поместить на один и тот же проводник?

5.Можно ли при электризации трением зарядить только одно из соприкасающихся тел? Почему?

6.Из каких частиц состоят атомы вещества?

7.Какого знака заряд имеет электрон?

8.Какого знака заряд имеет протон?

9.Отрицательно заряженное тело притягивает подвешенный на нити шарик, а положительно заряженное тело – отталкивает. Можно ли утверждать, что шарик заряжен? Если да, то каков знак заряда?

10.Существуют ли атомные ядра с зарядом меньшим, чем у протона?

11.В ядре атома азота 14 частиц, из них 7 нейтронов. Сколько протонов и электронов содержится в этом атоме?

12.Вокруг ядра атома цинка движется 30 электронов. Сколько протонов имеет ядро атома цинка?

Определи вид заряда.(слайды)

1)Три пары маленьких легких шариков подвешены на шелковых нитях. Одну пару шариков зарядили одноименными зарядами, другую разноименными, третью пару оставили незаряженными. На каком из рисунков изображены два шарика заряженные разноименно?

На каком из рисунков изображены два шарика, заряженные одноименно? На каком из рисунков изображены два шарика не имеющие заряда?

2)На рисунке показаны направления сил взаимодействия положительного электрического заряда q1 с электрическим зарядом q2? Каков знак заряда q2?

Обозначения физических величин.

Карточки с физическими величинами.

Знаешь ли ты формулы?

1. закон Кулона в вакууме;

2. закон Кулона в среде;

3. напряженность электрического поля;

4. напряженность точечного заряда;

Физические постоянные.

1.Коэффициент пропорциональности в законе Кулона.

k = 9 • 109 Н м2 / Кл2

2.Электрическая постоянная.

ө0 =8,85 • 10-12 Кл2/Нм2

3.Заряд электрона.

e = - 1,6 • 10-19 Кл

4.Заряд протона.

р = 1,6 • 10-19 Кл

Решение задач. (Работа в тетради и у доски.)

1.С какой силой взаимодействуют два заряда по 5 нКл, находящиеся на расстояние 5 см друг от друга.

2.В некоторой точке поля на заряд 3 нКл действует сила 0,6 мкН. Найти напряженность поля в этой точке.

3.Заряд 5нКл находится в электрическом поле с напряженностью 2 кН/Кл. С какой силой поле действует на заряд?

4.Электрические заряды двух туч соответственно равны 20 Кл и 30 Кл. Среднее расстояние между тучами 30 км. С какой силой взаимодействуют тучи?

5.Два одинаковых точечных заряда взаимодействуют в вакууме с силой 0,1 Н. Расстояние между зарядами равно 6 м. Найти величину этих зарядов.

Тесты. (разноуровневые задания).

Тест № 1

I уровень

1.Как взаимодействуют между собой одноименные заряды?

А) притягиваются В) отталкиваются С) притягиваются и отталкиваются

2.Как взаимодействуют между собой разноименные заряды?

А) притягиваются В) отталкиваются С) притягиваются и отталкиваются

3.Вокруг ядра атома кислорода движется 8 электронов. Сколько протонов имеет ядро атома кислорода?

А) 16 протонов В) 8 протонов С) 0 протонов

4.Какая единица используется для измерения электрического заряда?

А) Н/Кл В) Кл С) Кл2

5.Какая единица используется для измерения напряженности электрического поля?

А) Н/Кл В) Кл/Н С) Кл

Тест № 2

I I уровень

1.Как взаимодействуют между собой две стеклянные палочки, натертые шелком?

А) притягиваются В) притягиваются и отталкиваются С) отталкиваются

2.В ядре атома серебра 107 частиц. Вокруг ядра обращается 47 электронов. Сколько в ядре этого атома нейтронов и протонов?

А) 107 нейтронов 47 протонов В) 60 нейтронов 47 протонов

С) 47 нейтронов 60 протонов

3.Точечным зарядом называется электрический заряд…

А) помещенный на теле, размеры которого малы по сравнению с расстоянием до

другого тела, с которым он взаимодействует;

В) модуль которого во много раз меньше модуля заряда, с которым он взаимодействует;

С) который помещен на материальную точку.

4.Как изменится сила взаимодействия двух точечных электрических зарядов при увеличении расстояния между ними в 2 раза?

А) уменьшится в 2 раза В) уменьшится в 4 раза С) увеличится в 2 раза

5.Как изменится сила взаимодействия двух точечных электрических зарядов при увеличении модуля одного из них в 3 раза?

А) увеличится в 9 раз В) уменьшится в 3 раза С) увеличится в 3 раза

Домашнее задание

Итоги урока. Выставление оценок.

Автор:
Л.В.НОВИКОВА, учитель физики и информатики сш имени Лермонтова Каратальского района с. Кызылжар