25 мая 2012, 23:59 | 2 870 просмотров
Цели: определить тему и идею поэмы, углубить представление учащихся о личности М.Ю.Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме, провести лингвопоэтический анализ поэмы, показать художественное мастерство Лермонтова в создании поэмы;
рассмотреть поэму как романтическое произведение в единстве формы и содержания,
воспитывать у учащихся такие нравственные качества, как мужество, стойкость, патриотизм, чувство собственного достоинства.
Методы: аналитическая беседа, выразительное чтение, частично-поисковый, исследовательский.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Формы организации познавательной деятельности (фронтальная, коллективная, индивидуальная, творческая работа)
Средства работы: портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции картин
с изображением Кавказа, иллюстрации учащихся, слайды.
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение целей и задач урока.
Презентация
•Вступительное слово учителя.
Лермонтова называют певцом родины и свободы, о Лермонтове мы можем узнать из его книг, произведений, которые содержат самый достоверный лермонтовский портрет, самую глубокую и самую верную лермонтовскую характеристику. Это его сочинения, в которых он отразился весь, каким был в действительности и каким хотел быть.… Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.
Слайды – портрет и иллюстрации его книг
•История создания поэмы «Мцыри»
С исследовательской работой выступает ученик _______
Слайд – Кавказ
Слайд – Генерал Ермолов
•Экскурс в историю
Какое историческое событие, произошедшее в жизни грузинского народа, упоминается в поэме? Почему русский генерал из гор к Тифлису проезжал, ребёнка пленного он вёз? Если поэма была написана в 1839 году.
•Из истории грузинского народа
С исследовательской работой выступает ученик________.
•Как работал Лермонтов над поэмой?
Исследовательская работа ученика _____________.
•Поэма « Мцыри – романтическое произведение.
Вспомним, что называется романтизмом?
-Каких писателей романтиков вы знаете?
- Назовите основные черты романтического героя.
Докажите, что поэма «Мцыри» - романтическое произведение, и, что Мцыри – это романтический герой.
Основные черты романтического героя. (Слайд)
Беседа
Как впервые в рукописи была озаглавлена поэма? ( «Бэри», что по-грузински означает – монах)
Где происходят события, описанные в поэме?
Работа над эпиграфом поэмы.
Эпиграфом к поэме взяты поэтом слова из Библии.
Послушайте их и объясните, как вы их понимаете? В чём смысл этих слов?
Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю.
( Я попробовал немного мёду, и вот я умираю.)
Немного радостей пришлось испытать герою, и вот он должен умереть.
- Назовите тему , идею и проблему поэмы.
Из каких событий складывается сюжет?
•Экскурс в географию.
Где стоял монастырь, в котором жил Мцыри?
Докажите словами из текста.
Слайд
- Как Мцыри попал в монастырь?
Работаем по тексту. 1 глава
Жизнь Мцыри в монастыре .
Работа с текстом ( гл.2)
Антитеза в поэме ( Работа с текстом).
Исповедь Мцыри. Инсценирование (Слайд)
-Сколько дней Мцыри был на свободе?
-Что видел Мцыри на воле? 6 гл.
-Что делал он на воле?
•Встреча с грузинкой.
-Одним из признаков романтического произведения является романтическая любовь героев, сильные чувства.
- Где в поэме прослеживается это чувство, к кому? Найдите строчки о девушке, которая понравилась Мцыри ( гл.13).
•Пейзаж в поэме
Пейзаж помогает раскрыть характер Мцыри, становится одним из способов создания романтического героя.
Романтический пейзаж: пышные поля, холмы» Груды тёмных скал», « горные хребты», « седой , незыблемый Кавказ».
-Найдите в тексте пейзаж – картины природы в поэме .
Приёмы и изобразительные средства языка в поэме.
-Какими изобразительно- выразительными средствами и приёмами пользовался поэт при создании поэмы ?
Докажите словами из текста.
Работа с текстом.
Каким стихотворным размером написана поэма «Мцыри»?
Практическая работа №1.
Определите тип рифмы в поэме.
Практическая работа №2.
Определите способ рифмовки (Практическая работа №3)
Какова развязка сюжета?
Беседа
Что значит свобода для Мцыри? (Родина, дом, мать и отец, родные , природа , где дышится легко, и где его понимают.
Что значит для вас свобода? Есть ли у вас та свобода, которой не было у Мцыри.
Давайте попытаемся ответить на вопрос Мцыри. Это вопрос самого Лермонтова в устах Мцыри, Образ Мцыри – это воплощение самого автора который мятежно боролся за свободу , и погиб таким же молодым , как его любимый романтический герой , не получив ответа на риторический вопрос :
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
•Выводы
Свобода для Мцыри – это жизнь.
Только на свободе он мог любоваться красотой природы с жизнью в поединке с барсом . Только на свободе он мог жить.
Мцыри – любимый герой. Образ Мцыри – это образ самого автора, образ молодого поколения того времени, в котором жил Лермонтов.
Поэма « Мцыри» ещё до написания жила в душе поэта. В неё вложил он самые заветные свои чувства, много раз пережитые, самые яркие свои мысли. Образ Мцыри близок Лермонтову. И судьбы их похожи, оба погибают молодыми.
Рефлексия
Тест.
•Итоги
•Домашнее задание - написать сочинение на тему:
«Художественное мастерство М.Ю. Лермонтова в поэме «Мцыри»