Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Художественное мастерство М.Ю. Лермонтова в создании поэмы «Мцыри»


25 мая 2012, 23:59 | 2 870 просмотров


Цели: определить тему и идею поэмы, углубить представление учащихся о личности М.Ю.Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме, провести лингвопоэтический анализ поэмы, показать художественное мастерство Лермонтова в создании поэмы;

рассмотреть поэму как романтическое произведение в единстве формы и содержания,

воспитывать у учащихся такие нравственные качества, как мужество, стойкость, патриотизм, чувство собственного достоинства.

Методы: аналитическая беседа, выразительное чтение, частично-поисковый, исследовательский.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Формы организации познавательной деятельности (фронтальная, коллективная, индивидуальная, творческая работа)

Средства работы: портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции картин

с изображением Кавказа, иллюстрации учащихся, слайды.

Ход урока

Организационный момент.

Сообщение целей и задач урока.

Презентация

•Вступительное слово учителя.

Лермонтова называют певцом родины и свободы, о Лермонтове мы можем узнать из его книг, произведений, которые содержат самый достоверный лермонтовский портрет, самую глубокую и самую верную лермонтовскую характеристику. Это его сочинения, в которых он отразился весь, каким был в действительности и каким хотел быть.… Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.

Слайды – портрет и иллюстрации его книг

•История создания поэмы «Мцыри»

С исследовательской работой выступает ученик _______

Слайд – Кавказ

Слайд – Генерал Ермолов

•Экскурс в историю

Какое историческое событие, произошедшее в жизни грузинского народа, упоминается в поэме? Почему русский генерал из гор к Тифлису проезжал, ребёнка пленного он вёз? Если поэма была написана в 1839 году.

•Из истории грузинского народа

С исследовательской работой выступает ученик________.

•Как работал Лермонтов над поэмой?

Исследовательская работа ученика _____________.

•Поэма « Мцыри – романтическое произведение.

Вспомним, что называется романтизмом?

-Каких писателей романтиков вы знаете?

- Назовите основные черты романтического героя.

Докажите, что поэма «Мцыри» - романтическое произведение, и, что Мцыри – это романтический герой.

Основные черты романтического героя. (Слайд)

Беседа

Как впервые в рукописи была озаглавлена поэма? ( «Бэри», что по-грузински означает – монах)

Где происходят события, описанные в поэме?

Работа над эпиграфом поэмы.

Эпиграфом к поэме взяты поэтом слова из Библии.

Послушайте их и объясните, как вы их понимаете? В чём смысл этих слов?

Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю.

( Я попробовал немного мёду, и вот я умираю.)

Немного радостей пришлось испытать герою, и вот он должен умереть.

- Назовите тему , идею и проблему поэмы.

Из каких событий складывается сюжет?

•Экскурс в географию.

Где стоял монастырь, в котором жил Мцыри?

Докажите словами из текста.

Слайд

- Как Мцыри попал в монастырь?

Работаем по тексту. 1 глава

Жизнь Мцыри в монастыре .

Работа с текстом ( гл.2)

Антитеза в поэме ( Работа с текстом).

Исповедь Мцыри. Инсценирование (Слайд)

-Сколько дней Мцыри был на свободе?

-Что видел Мцыри на воле? 6 гл.

-Что делал он на воле?

•Встреча с грузинкой.

-Одним из признаков романтического произведения является романтическая любовь героев, сильные чувства.

- Где в поэме прослеживается это чувство, к кому? Найдите строчки о девушке, которая понравилась Мцыри ( гл.13).

•Пейзаж в поэме

Пейзаж помогает раскрыть характер Мцыри, становится одним из способов создания романтического героя.

Романтический пейзаж: пышные поля, холмы» Груды тёмных скал», « горные хребты», « седой , незыблемый Кавказ».

-Найдите в тексте пейзаж – картины природы в поэме .

Приёмы и изобразительные средства языка в поэме.

-Какими изобразительно- выразительными средствами и приёмами пользовался поэт при создании поэмы ?

Докажите словами из текста.

Работа с текстом.

Каким стихотворным размером написана поэма «Мцыри»?

Практическая работа №1.

Определите тип рифмы в поэме.

Практическая работа №2.

Определите способ рифмовки (Практическая работа №3)

Какова развязка сюжета?

Беседа

Что значит свобода для Мцыри? (Родина, дом, мать и отец, родные , природа , где дышится легко, и где его понимают.

Что значит для вас свобода? Есть ли у вас та свобода, которой не было у Мцыри.

Давайте попытаемся ответить на вопрос Мцыри. Это вопрос самого Лермонтова в устах Мцыри, Образ Мцыри – это воплощение самого автора который мятежно боролся за свободу , и погиб таким же молодым , как его любимый романтический герой , не получив ответа на риторический вопрос :

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

•Выводы

Свобода для Мцыри – это жизнь.

Только на свободе он мог любоваться красотой природы с жизнью в поединке с барсом . Только на свободе он мог жить.

Мцыри – любимый герой. Образ Мцыри – это образ самого автора, образ молодого поколения того времени, в котором жил Лермонтов.

Поэма « Мцыри» ещё до написания жила в душе поэта. В неё вложил он самые заветные свои чувства, много раз пережитые, самые яркие свои мысли. Образ Мцыри близок Лермонтову. И судьбы их похожи, оба погибают молодыми.

Рефлексия

Тест.

•Итоги

•Домашнее задание - написать сочинение на тему:

«Художественное мастерство М.Ю. Лермонтова в поэме «Мцыри»

Автор:
З.В.ГУСЕНОВА, учитель русского языка и литературы средняя школа имени Темиргали Исабаева с пришкольным мини – центром Коксуский район