24 декабря 2009, 20:04 | 4 188 просмотров
Олимпиада – это серьезный экзамен для учителя, итог его большой и кропотливой работы. Районной олимпиаде должна обязательно предшествовать
школьная, способствующая активности и самостоятельности учащихся. Именно по итогам школьной предметной олимпиады наиболее грамотный ученик должен получить путевку на районную олимпиаду. Результат будет только тогда, когда учителю удастся увлечь учащихся и повести их за собой в постижении нравственных и эстетических ценностей, которые заложены в произведениях русской и зарубежной литературы. Но преобщение к прекрасному, к вдумчивому чтению требует усилий. Шаг за шагом, из класса в класс надо готовить учащихся, что чтение – это не просто развлечение, а школа жизненного опыта, источник мудрости, накопленный многими поколениями. Надо воспитывать привычку к внимательному аналитическому чтению. Согласитесь, есть разница между туристом, который быстро едет на каким-либо виде транспорта и схватывает общую картину местности, и туристом-пешеходом, который замечает каждую травинку и каждый камушек.
Школа призвана развивать творческие способности учащихся. Сочинение должно явиться актом творчества, обнаружить глубоко личное отношение к предмету и содержать заинтересованный анализ, оснащенный фактами и аргументами, анализ, отнюдь не повторяющий текст учебника. Итак, І тур олимпиады – сочинение.
Как правило, предлагается 4 темы. Одна тема из казахской литературы, одна – свободная.
Требования к написанию сочинения:
1.Полнота и глубина раскрытия темы;
2.Оригинальность жанра;
3.Качество письменной речи:
1)Логичность и связность изложения;
2)Точность выражения мысли;
3)Разнообразие конструкций;
4)Богатство лексики.
4.Правильность языкового оформления;
5.Выражение эмоционально-личного отношения, нравственная позиция, использование оценочной лексики, выразительно-изобразительных средств языка.
Критерии оценки письменной работы
1.Грамотность (наличие ошибок орфографических, пунктуационных, стилистических) – 20 баллов
2.Степень использования литературного материала – 10 баллов
3.Глубина раскрытия темы и оригинальность подхода к теме – 10 баллов
4.Логическая последовательность, соразмерность частей, убедительность выводов – 10 баллов
Итого 50 баллов максимально. Минимальное количество баллов для участия во втором туре - 25 баллов, при этом количество ошибок не должно превышать 7 (семи). Если в сочинении свыше 7 ошибок, даже при отличном содержании, учащийся не допускается ко 2-му туру. На начальном этапе работы над сочинением надо научить ученика компоновать текст сочинения по плану, сначала простому, затем сложному, постепенно появятся и авторское присутствие, и свои мысли. В любом случае важно, чтобы тема была раскырта. Как это уяснить?... К теме сочинения подставляйте вопрос и если текст, составленный учеником, отвечает на этот вопрос – значит тема раскрыта. Хорошо, если строчка, которой названа тема в сочинении, где –то промелькнет без изменений.
Освоим І этап с учеником, научим использовать литературный материал, соразмерно строить части сочинения, приступайте ко 2 - му этапу. ІІ этап – это работа над качеством речи, правильностью языкового оформления, умением делать убедительные выводы, логичностью. А на третьем этапе вы поработайте над нравственной позицией ученика, эмоционально-личностным отношением и оригинальностью жанра.
Единицы станут писателями и журналистами. Но каждый должен научиться писать не только грамотно, но и самостоятельно по мысли и стилю.
ІІ тур – это задания по русскому языку, проверка знаний по предмету, но отдельные задания выходят за рамки предмета, учитывая, что учитель с учеником занимался индивидуально, и на олимпиаду присланы сильнейшие ученики.
Задания к примеру:
1.Восстановите словообразовательные цепи однокоренных слов.
2.Исправьте речевые ошибки
3.Укажите какой частью речи является слово и в каком значении употребляется оно в предложениях
Либо предлагаются тесты по литературе.
Для того, чтобы ученик справился с данными заданиями, ему нужно хорошо знать изучаемые курсы русского языка и литературы.
Для 10-х, 11-х классов предлагаются текст и задания для письменного анализа теста:
1.Найдите в тексте устаревшую лексику, охарактеризуйте ее.
2.Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным и произведите его синтаксический разбор и т.п.. Для того, чтобы ученик разобрал такой текст, необходимо с ним разобрать 10 – 15 таких текстов, научить стилистическому анализу, языковому разбору теста и только потом со спокойной совестью отправить на олимпиаду.
ІІ часть ІІ тура – это задание по русской литературе.
1. Произвести сопоставительный анализ двух стихотворений. (Обычно берутся стихи М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.Фета, А.Пушкина).
Необходимо раскрты сходство и различие по следующим уровням:
1.Идейно-тематический – 5 б
2.Композиционный – 5 б
3.Мотивы и образы – 5 б
4.Особенности стиха (метр, ритм, рифмы, звуковая организация) – 5 б
Время для анализа текстов – 60 минут.
Чтобы сравнить два стихотворения, ученик должен сделать интерпретацию и анализ каждого из стихотворений, а затем сравнить.
План разбора лирического стихотворения
І. Дата написания
ІІ. Реально-биографический и фактический коментарий
ІІІ. Жанровое своеобразие
IV. Идейное содержание
1.Ведущая тема
2.Основная мысль
3.Эмоциональная окраска чувств
4.Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него
V. Структура стихотворения
1. Основные образы стихотворения
2. Основные изобразительные средства: эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, лилота, ирония (как троп) сарказм, олицитворения.
3. Речевые ососбенности в плане интонационно-синтаксических фигур: повтор, антитеза, инверсия, анафора
4. Стихотворный размер
5. Рифма (мужская, женская, точная, неточная); способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая)
6. Звукозапись (аллитерация, ассонанс)
7. Строфика (двухстишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, Онегинская строфа)
Демонстрирую тетрадь (рабочую) одной из учениц и пример анализа.
К сведению учителей: 2-й тур на областном и республиканском этапах олимпиады будет дополнен заданиями творческого характера, а именно:
1. комплексным анализом художественного теста;
2. рецензией на небольшой рассказ;
3. интерпретацией поэтического текста;
4. сопоставительным анализом двух стихотворений.
Это позволит более объективно отобрать достойных участников, обладающих подлинными творческими способностями.
Задание, связанное с чтением любимого стихотворения, и заметьте, с последующим его анализом сохраняется.
ІІІ тур - Чтение наизусть стихотворных произведений.
Необходимо прочитать наизусть любимое стихотворение и обосновать свой выбор (5 баллов).
Учащиеся должны читать стихотворения из внепрограммного материала с соблюдением логических ударений, пауз, без ошибок в произношении слов и в интонировании предложений. Часто учащиеся заучивают стихотворение наизусть, допуская большое количество произносительных и интонационных ошибок, не умеют выделять логические ударения, паузы, а порой с трудом вспоминают текст и автора и совсем не могут обосновать свой выбор. В этом большая и непростительная вина учителя русского языка, который готовил ученика к олимпиаде. Вся предварительная работа, как говорится налицо. Недаром при подписывании тетрадей ученики не могут вспоминать фамилии отдельных учителей. 5 баллов члены жюри ставят в том случае, если учащийся выучил стихотворение наизусть, прочитал его выразительно, с соблюдением логических ударений, пауз, без ошибок в произновшении слов и в интонировании предложений, сумел грамотно обосновать свой выбор и при чтении наизусть чувствовалось, что прослеживалось неоднозначное отношение ученика к стихотворному тексту. Второй тур – максимально 25 баллов.
Желаю творчества и высоких результатов на олимпиадах. Пусть ваши ученики радуют Вас своими успехами.