Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Праздник длиной в учебный Год


24 декабря 2009, 20:32 | 2 420 просмотров


Школа – это не только учебное заведение, где дети получают знания. Школа – это коллектив, в котором протекает большая часть жизни ребенка, где есть место и праздникам, и спектаклям, и конкурсам, и походам, и экскурсиям. Поэтому свою модель воспитательной работы я назвала «Праздник длиной в учебный год».

Почему праздник? Потому что в учебе знания, умения, навыки растут и развиваются. Это становится привычным и непредсказуемым. Что же делать, чтобы заинтересовать и вызвать восторг? Во все времена люди хотели зрелищ и праздников, и я считаю, детям, родителям и мне – классному руководителю –для этого нужен праздник.

Праздник наряду с игрой является одним из древних феноменов социальной жизни человека, частью общечеловеческой культуры. Потребность в празднике – это потребность человека в разделенной с другими «радости бытия». Когда «своя» радость превращается в «общую», рождается праздник. Как выделить то, что может стать Праздником?

Во-первых, тема определяется устойчивыми общепринятыми традициями (Новый год, Наурыз).

Во-вторых, желанием выражать уважение, любовь, симпатию (День рождения)

В - третьих, нашей фантазией. (День подарков).

Школьный учебный год я представляю в виде круга праздников. Выбор круга не-случаен, т.к. он символизирует единство, бесконечность, дружбу (Встаньте дети, встаньте в круг, ты мой друг и я твой друг). Круг – это исходное положение для многих игр, круг – это соединение отдельных точек, учеников в единое целое. Центром круга является учитель – воспитатель, режиссер, сценарист, которому видны успехи каждого ученика и, наоборот, его неудачи.

Итак, каждый школьный учебный год – это круг, когда сами праздники остаются из года в год теми же (и по календарю, и по основной идее), но каждый из них получает развитие и становится интереснее, дополняется новыми сюжетами и жанрами.

Так, в 1 классе годовой круг выглядит следующим образом. В его состав входят: «Посвящение в школьники», «Прощание с Букварем». Основной формой реализации идеи на этом этапе является игра.

Во 2 классе годовой круг даже к существующим праздникам включает новые, необычные: «Праздник осени», «Урок улыбки», «Мир цветов». Но традиционные усложняются в форме – это теперь ролевые игры с участием группы артистов.

В 3 классе вновь к традиционным праздникам добавляются новые, а формами являются ролевые игры с участием всего класса: «В мире профессии», «Конкурс грамотея», «Младший сын в семье Природы», «Заповеди нашего класса». А вот 4 класс должен приблизить к самой главной цели – формированию гармонично-нравственной личности и теперь уже внимание будет осущетвляться через театр, т.к., по мнению А.И.Герцена «Театр – это высшая инстанция для решения жизненных вопросов, а самое главное, актера нельзя воспитать и обучать, если не воспитать в нем человека».

Сегодня игровые методики применяют все больше. В этом выражается потребность времени: найти комлексный, универсальный, учитывающий новейшие разработки, путь гармоничного развития и воспитания личности.

Воспитанный человек должен осознанно собой владеть, уметь соотносить свои и чужие действия, а всему этому научит игра – театр.

Моя задача - создать такой театр в классе, который станет творческим центром, базой для раскрытия способности каждого ребенка. В 1 классе появляются огоньки, в 3 классе весь класс делится на творческие группы: оформители, актеры, костюмеры. Никто не остается в стороне. А это главное, т.к. только в конкретном появляется и воспитывается ребенок, он находит свое место в коллективе и вместе с ним растет. В каждом таком празднике можно увидеть, что ребята не просто надевают костюмы и румянят щеки, а работают как настоящие артисты, над каждым жестом и словом. Я убеждена, что воспитание эмоций ведет к воспитанию чувств, поступков.

Считаю, что школа не только должна готовить к жизни, сколько просто учить жить. Если это начальная школа, то важно в ней сохранить детскость (любопытство, радость, любовь, игру и праздник). Потому что полноценное детство дает защищенность, полноценность в будущем.

Я хочу, чтобы мои дети помнили, кто разрушал и строил храмы, кто отстоял мир и брал Берлин, кто побеждал в олимпиадах и завоевал космос, хочу, чтобы они не терялись, когда их спрашивают, кто такой Шекспир, Пикассо и Моцарт, чтобы улица со своими жестокими законами не взяла в свои крепкие объятия. Я хочу вести своих воспитанников в увлекательное и полное открытий путешествие в большую жизнь через театр.

Автор:
Мансурова. Э.Ж., учитель начальных классов, СШ им.Н.Алдабергенова п. Балпык би, Коксуский район