18 февраля 2010, 23:40 | 3 514 просмотров
Цель: Ознакомление учащихся с Всеобщей декларацией прав человека и Декларацией прав ребенка.
Воспитание казахстанского патриотизма, гражданской сознательности, чувства ответственности.
Ход занятия: Основная часть.
Звучит мелодия казахского кюя. Под звучание домбры ученик начинает читать. Прочитав некоторые эпизоды, необходимо привлечь внимание к страницам таких документов, как «Конституция РК», «Всеобщая декларация прав человека» и найти статьи, где об этом говорилось бы и прокомментировать.
«В далекие времена в бескрайних казахских степях жил музыкант по имени Кербуга. Он сочинял прекрасные мелодии и искусно исполнял их на домбре...» (Слайд 1)
Если пролистать и просмотреть эти книжки, то мы найдем статьи, где защищаются права человека и указываются его обязанности. Вот вы сейчас прослушали эпизод легенды, а теперь давайте посмотрим статьи из законов:
В «Декларации...» статья 25: «Каждый человек имеет право наслаждаться искусством...»
А в «Конституции...» ст. 37-я: «Граждане Республики Казахстан обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия..,»
Теперь, ребята, давайте поразмышляем. Кербуга, о нем говорится, что он музыкант. Но, прежде всего, он человек. Он имеет право наслаждаться искусством. Как вы это понимаете? А что значит заботиться о сохранности исторического и культурного наследия?
«...После дневных трудов собирались вокруг него жители аула и с упоением слушали чарующую музыку. Дети забывали свои игры и сидели как завороженные, внимая звукам домбры...»
О чем говорится в этом отрывке? О каких правах идет речь?
В «Декларации...» ст.22: «Каждый человек имеет право на отдых и досуг...»
В «Конституции...» ст. 24-я: «Каждый имеет право на отдых...»
- комментарии
«... Но однажды на землю казахов налетели, как саранча, бесчисленные орды Чингиз-хана, превращая в пепел белые города, разоряя аулы, убивая всех, кто им сопротив лялся...» (Слайд 2,3)
В «Декларации...» ст. 3: «Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу».
В «Конституции...» ст. 25-я: «Жилище неприкосновенно».
«...Воины Чингиз-хана приносили своему владыке награбленное добро. Хан выбирал понравившиеся драгоценности и лучших степных скакунов, а молодых джигитов и девушек, взятых в плен, превращал в рабов...» (Слайд 4)
В «Декларации...» ст. 4: «Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Рабство и работорговля запрещаются во всех видах...»
В «Конституции...» ст. 24-я: «каждый имеет право на свободу труда».
«... Был у Чингиз-хана сын Джучи, как две капля воды похожий на своего отца. Любимым занятием Джучи была охота. В те времена в казахских степях водилось много золотистых куланов - диких коней. Быстры как ветер были те куланы. Но стрелы, пущенные кровожадным Джучи, оказывались быстрее. Повсюду настигали они бедных животных. А ханский сын забавлялся, истребляя куланов...»
В «Конституции...» ст.38: «Граждане РК обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам...»
Почему эта обязанность вынесена в Конституцию?
«...Однажды Джучи заметил Аксак Кулана, рядом с которым пасся жеребенок. Предвидя легкую добычу, ханский сын погнался за ними. Быстро бежал Аксак Кулан, хотя и был хромым, но жеребенок едва поспевал за ним. И стрела поразила куланенка насмерть. Как вихрь, налетел Аксак Кулан на ханского сына и выбил его из седла. Это была последняя охота Джучи. Долго ждал Чингиз-хан своего сына, но сын не возвращался, и послал тогда своих слуг на розыски, сказал им грозно:
- Если кто-нибудь осмелится принести мне плохую весть, я залью ему глотку рас правленным свинцом!..»
В «Декларации...» ст.2-я: «Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами независимо от социального происхождения, богатства или бедности».
Ст.5-я: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или уничижающим его достоинство обращению и наказанию».
В «Конституции...» «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию... Достоинство человека неприкосновенно».
«...Слуги хана долго бродили по бездорожной степи в поисках Джучи и уже было отчаялись, как вдруг увидели его бездыханное тело. Испугалась ханская свита. Что теперь делать? - Никто не решался явиться к хану с черной вестью. И тут вдруг донеслись звуки печальной мелодии. Это домбрист Кербуга оплакивал горькую участь своего народа. Обрадовались ханские слуги: вот кто спасет их! И приказали они Кербуге под страхом пыток рассказать Чингиз-хану о смерти его сына. Кербуга, зная, что хан расправится с черным вестником, молчал».
В «Декларации...» ст.9-я: «Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным и справедливым судом, обеспечивающим его право на защиту».
В «Конституции...» ст. 13-я: «Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод».
«...Грозный хан ждал. И тут заиграла домбра Кербуги. Она рассказала о злодеяниях хана, о страданиях народа, о том, как ханский сын расплатился за отцовскую и за свою жестокость. И понял Чингиз-хан песню домбры, понял, что потерял сына. Но как расправиться с музыкантом за черную весть - ведь тот не сказал ни слова! Приказал тогда хан казнить ... домбру. И повелел он палачу залить ее расплавленным свинцом. С тех пор живет в народе эта легенда - о быстром как ветер Аксак Кулане и о домбре, которая хотя и жестоко пострадала, но продолжает в своей песне славить любовь к свободе». (Слайд 5)
В «Декларации...» ст. 19: «Воля народа должна быть основой власти
правительства».
Ст. 16: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести...»
Ст. 17: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на их свободное выражение».
В «Конституции...» «Единственным источником государственной власти является народ».
Ст. «Каждый имеет право на свободу совести».
Закрепление.
После прослушивания легенды и обсуждения прав человека, предлагается составить список прав детей.
Разделить учеников на группы по 6 человек. Каждая группа составляет список прав, которые имеют дети. Чтобы ученикам легче было составить список, спросить, какие права ученики имеют всегда. Когда ученики составят свои списки, собрать класс в один большой круг. Каждая группа излагает классу свой список. Представить ученикам разработанную ООН Декларацию прав ребенка. Ученики сравнят права, которыми, по их мнению, обладают дети, с правами ребенка, определенными ООН.