Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Гармония компонентов педагогического процесса


18 февраля 2010, 23:51 | 2 463 просмотра



«Не с предметом к детям, а с детьми к предмету и миру».

В структуре педагогического процесса процесс обучения занимает важное место. Признание за обучением ведущей детерминанты развития личности актуализирует проблему характера обучения. В контексте традиционных подходов к организации обучения осуществление развивающей функции сводится к развитию речи и мышления, так как именно вербальные процессы нагляднее других выражают общее развитие ученика. Однако при таком понимании обучения упускается из виду тот факт, что и речь, и связанное с нею мышление эффективнее развиваются при соответствующем развитии сенсорной, эмоционально- волевой, двигательной и мотивационно - потребностной сфер личности. Развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.

В соответствии с современным пониманием образования в процессе обучения человек должен не только усвоить знания, умения и навыки, подготовиться к выполнению определенных видов деятельности, но и «приобрести» личностные качества: направленность, способности и умения, качества эмоциональной сферы, черты характера, позволяющие человеку развить и самореализовать свои сущностные силы и дарования.

В работах Ю.К.Бабанского, М.И. Махмутова и других ученых выделены законы обучения, среди которых - закон целостности и единства педагогического процесса. Он отражает взаимосвязь части и целого, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного. Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечает их жизненным потребностям и интересам и оказывает сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства, волю, стимулируя мотивационно - ценностное отношение к явлениям окружающей действительности. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие.

Реальная практика образования сосредотачивает свое внимание в основном на процессах мышления и на работе школьников с понятиями, почти, исключая из области своего внимания образные, эмоциональные, художественные моменты. Художественный образ является «носителем эмоционально - переживательной значимости».

В рассуждениях химиков, физиков, математиков нередко упоминаются понятия «красота», эмоциональность», «образность». Математик А. Пуанкаре спорит с теми, кто исключает из математического творчества глубокое эстетическое чувство, кто забывает о чувстве математической красоты, гармонии чисел и форм; физик Э. Резерфорд говорит об искушении взглянуть на процесс научного открытия как на вид художественного творчества; физик П. Дирак считает, что красота научной теории является самым надежным показателем её истинности.

В работах многих ученых есть доказательство возможности и необходимости преодоления разрыва между эмоциональными и рациональными аспектами жизнедеятельности человека.

Его положения:

-человек способен мыслить не только понятиями, но и образами, которые являются семантическим образованием, обозначающим предмет;

-мышление обусловлено интересами и потребностями человека, отсюда вытекает связь динамики мыслительного процесса и эмоционального самочувствия мыслящего субъекта.

-свободный и независимый характер активности ученика; влияние чувственной отзывчивости личности на эффективность процесса передачи и усвоения разных видов человеческого опыта; эмоции в учебном процессе интенсифицируют мышление, способны снять интеллектуальные и психологические нагрузки. Выразительная, эмоциональная форма изложения позволяет педагогу скрывать принуждение, делает учеников инициативными добровольными соучастниками событий на уроке.

В отличие от восприятий, которые связаны с отображением предмета, эмоции не наглядны и выражают не свойства объекта, а состояние субъекта, внутреннее состояние индивида и его отношение к окружающему. Необходимы поиск и внедрение методов обучения, основанных на использовании и активации обоих типов мышления. В основе любого творчества, в том числе творчества на уроке, лежат дополняющие отношения между двумя типами мышления. Если новое знание в любой из обозначенных предметных областей не постигается логическим путем, необходимо прибегать к фантазии, интуиции, эмоциональной памяти. Затем, как бы на новом витке познания, может произойти новая логическая проработка сведений. Сила детской эмоциональной памяти велика, и нужно уметь обогащать ее положительными эмоциями, интригующей таинственностью. Возраст школьников не является ограничителем для использования вариантов интеграции рационального и эмоционального в учебном процессе. Все виды деятельности оказывают воздействие на формирование эмоциональной сферы детей

Интеграция рационального и эмоционального проявляется через единство с противоположным процессом их расчленения и не сводится к механическому суммированию, приложению одного к другому. Стремление к взаимосвязи и взаимодополнению рационального и эмоционального в учебном процессе вовсе не означает его упрощения, облегчения для ученика. Забота о том, чтобы ребенку было интересно, не должна стать для педагога определяющей при выборе содержания и формы урока. Интерес - не самоцель.

Педагогическая интеграция рациональной и эмоциональной сторон учебного процесса позволяет превратить моноурок в полиурок, в котором будут сочетаться различные пласты культуры: комплекс научных знаний и методов, интуитивные догадки, смыслы и понимания, которые рождаются в сознании индивида в результате активных личностных усилий и творческой деятельности. Определяя приемы и средства обучения, педагог должен ориентироваться на необходимость целостности познания учебного материала через открытие новых граней рационального смысла и эмоционального отражения; на развитие не только интеллектуальных качеств, но и нравственно- эстетических эмоций и чувств учащихся.

«Обеспечение педагогической интеграции рационального и эмоционального на уроке».

Средством приведения учащихся к универсальным знаниям, к обретению личностного смысла могут выступать проектирование и реализация научно- художественного замысла урока.

Обстоятельства обучения слишком разнообразны и многогранны, поэтому необходимо составить творческий сценарий урока. Разработка замысла- это выбор наиболее эффективных способов и средств обучения, воспитания и развития, которая реализует принцип гармоничности, позволяющий привести в соответствие форму урока и его содержание, обеспечить логическую и эмоциональную спаянность содержательных элементов урока.

Способы взаимосвязи рациональных и эмоциональных элементов, позволяющие говорить об их интеграции на уровне методики обучения, очень разнообразны. Некоторые из них:

Актуализация чувственного опыта учеников, обращение к их личным переживаниям. («Что ты почувствовал?», «Как ты ощутил?», «Было ли так с тобой?», «А как бы ты поступил?».

Сочетание изложения материала с логических позиций, с эмоциональной оценкой события, с выражением собственного (учителя) отношения к излагаемому.

Использование различных игровых форм учебной работы.

Построение образовательного процесса с использованием неспецифически педагогических форм (урок-концерт, урок- спектакль, урок- репетиция, урок-интервью, урок- телемост и др.)

Использование приёмов искусства.

Анализ научного явления на основе художественного текста.

Автор:
Р.Б.АБДУЛЛИНА, Алакольский район