Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Военно-патриотическое воспитание в школе


25 февраля 2010, 23:10 | 4 006 просмотров



Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса - воспитание-формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.

Военно-патриотического воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру. В школе ребята получают первую профориентацию, нередко и практически знакомятся с будущей военной специальностью связиста, кинолога, водителя, санинструктора. Ведь освоение штатной боевой техники в войсках пойдет успешнее, если молодой человек до призыва на службу в ряды армии уже ознакомился с устройством и эксплуатацией мотоцикла, автомобиля, трактора. Разве не укрепляют силу воли, не вырабатывают у молодых людей терпение походы, состязания, военизированные игры.

Как видим, задача подготовки защитников Родины, стоящая перед нами, педагогами, весьма сложная и ответственная. Каждый учитель в школе должен пересмотреть как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному школьнику чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности страны; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство и уклонение от службы в армии).

Военно-патриотическая работа со школьниками – проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость Казахстана. Работа по военно-патриотическому воспитанию в нашей школе идет по трем системообразующим направлениям:

Первое направление - Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Данное направление включает в себя следующие мероприятия:

1 Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;

2 Проведение экскурсии, уроков мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление в концертами перед ветеранами войны и труда.

3 Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.

4 Проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий посвященных великим праздникам.

Второе направление - Военно-спортивные игры.

Прежде всего, это «Жас Улан», который в комплексе решает задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. Практическая значимость игр четко прослеживается с помощью обратной связи «Школа-Армия». Опыт проведения игры «Жас Улан» показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. «Жас Улан» оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.

Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества.

Работа по данному направлению осуществляется через руководство военно-прикладными кружками и секциями, совместную организацию оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов, встреч с военнослужащими, данные направления являются военно-патриотическими воспитательными комплексами.

Не умаляя роли внеклассной и внешкольной работы с учащимися по военно-патриотическому воспитанию, считаю что урок стоит во главе всего воспитательнго процесса. Каждый общеобразовательный предмет объективно распологает большим патриотическим потенциалом. Специальный раздел в предмете НВП призван закрепить уже имеющиеся у обучающихся знания по допризывной подготовке, привести их в систему, дополнив новыми знаниями, научить применять на практике, полученные на уроках знания и умения – иными словами, сформировать умения и навыки военно-прикладного характера.

Созданный кабинет НВП является воспитательным центром военно-патриотической работы в нашей школе. Наличие в школе подобного воспитательного центра военно-патриотической работы способствует приданию всей проводимой работе системности, закреплению позитивных традиции. В школе иметься уголок Славы, где помещены материалы по поисковой работе, способствующие воспитанию школьников на героических традициях старших поколений.

На базе кабинета НВП проводятся:

1. Уроки истории, литературы, а также других предметов по материалам военно-патриотической направленности. Это способствует тесной взаимосвязи военно-патриотического воспитания на уроках и вне уроков.

2. Встречи школьников с военнослужащими, ветеранами. Осуществляется координация всей работы по воспитанию школьников на боевых традициях.

3. Уроки мужества, вечера, сборы, беседы, классные чека, просмотры видеофильмы, занятия военно-прикладных кружков.

Данная система военно-патриотического воспитания, созданная в нашей школе, раельно помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательности и целенаправленность, обеспечивает преемственности в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников. Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, я считаю, что школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее нашей Родины. Остаюсь при мнении, что воспитание гражданина – патриота стратегическая цель школы, была, есть и будет. Патриоческое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!».

Решая эту задачу, не стоит повторять тех ошибок, которые были допущены ранее в деле патриотического воспитания. От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию во всех школах нашей страны, и зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни. Очень хотелось, чтобы данная система военно-патриотического воспитания была постоянно дейтсвующей и направленной на конечный результат – воспитывать гражданина – патриота своей страны. Мне кажется, что нам это удалось и мы на правильном пути. Вся работа, проводимая по военно-патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты. За последние годы не один выпускник нашей школы не пытался уклониться от службы в армии. При встрече с выпускниками, которые проходят службу в армии, курсантами военных училизщ приятно слышать лестные отзывы о нашей работе в школе по военно-патриотическому воспитанию.

Наши обучающиеся с огромным желанием и интересом участвуют в уроках мужества, Днях воинской славы, в «Жас Улане», встречаются с ветеранами войны и войнами запаса, участвуют в военно-спортивных состязаниях и других мероприятиях по военно-патриоическому воспитанию.

Дети хорошо усвоили главное, что любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота.

Автор:
М.К.САДЫБАЕВ, преподаватель-организатор НВП средней школы им.К.Д.Ушинского с дошкольным мини-центром, п.Лепсы, Сарканский район