Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ПЛЫВУТ ПО НЕБУ ОБЛАКА. ОСАДКИ


26 апреля 2013, 12:04 | 2 087 просмотров



Цели: Обеспечить в ходе урока знакомство и усвоение понятий облака, объяснить возникновение облаков, их виды, выпадение осадков;

Способствовать развитию внимания, наблюдательности, умения работы с текстом, анализировать, делать выводы, обобщать;

Содействовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе, дружелюбию, любознательности, самостоятельности.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок – путешествие.

Оборудование: интерактивная доска, слайды – «Облака. Осадки», пробирки с водой, вата, горелка.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в необычное путешествие посмотрите на каком транспорте мы будем путешествовать – облако.слайд1

2. Сообщение темы и целей урока-путешествия.

3. Проверка домашнего задания.

1. Задать вопросы по теме «Воздух. Ветер» друг другу.

Работа в парах. слайд2

Ответы на вопросы:

- Что такое ветер?

- Как образуется ветер?

- Как определить скорость и направление ветра?

- Как человек использует ветер?

- Что способствует загрязнению воздуха?

- Какие меры применяются для его очистки

4.Подготовка к восприятию нового материала.

1. Загадка. слайд3

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака)

2. Предположение.

- Как вы думаете, откуда берутся облака?

Уж не солнце ль виновато,

Что висит на небе вата?

5.Работа над новым материалом.

Загадки. слайды 4-9

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт,

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. (Дождь)

Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке? (Снежинки)

Рассыпался горох

На семьдесят дорог:

Никто его не подберёт. (Град)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко. (Туман)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем – не найдём. (Роса)

И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт. (Иней)

кроссворд слайд10

- Как можно отгадки назвать одним словом? (Осадки)

- Откуда же берутся осадки, например, дождь?

Открыть коробочки, достать вату, рассмотреть. Подул ветер.

6. Физминутка. слайд 11

7. Проведение опыта с нагреванием воды и охлаждением пара. (при помощи 2 пробирок и горелки проводит учитель опыт)

8. Объяснение учителя. слайд 12-13 круговорот воды в природе.

9. Проведение опыта с нагреванием воды и охлаждением пара. (при помощи 2 пробирок и горелки проводит учитель опыт)

Дождевая вода возникает не сама по себе. Вода, выпадающая на Землю в виде дождя, попадает в атмосферу из морей, рек, озёр и даже из мокрого белья, которое сушится на дворе. Когда бельё высыхает, вода становится частью воздуха. Влагу, содержащуюся в воздухе, называют водяным паром. Когда вода превращается в водяной пар, мы говорим, что она испаряется. Процесс испарения воды из морей, озёр и рек протекает непрерывно.

Когда воздух становится холоднее, водяной пар превращается в крохотные капельки воды. Эти капельки такие лёгкие, что не могут упасть на Землю. Они зависают в воздухе, образуя облака. слайд 14

. По форме облака делятся на несколько видов: перистые, кучевые и слоистые. Делаем из ваты виды облаков.

- Как вы думаете, почему их так называют?

9. Предположение учащихся.

10. Самостоятельное чтение текста в учебнике на стр.80-81.

- Какие облака приносят моросящие дожди?

- Почему же выпадает дождь?

Тысячи капелек, образующих облако, объединяются в одну дождевую каплю.

Если вокруг очень холодно, капельки в облаках примерзают друг к другу и образуют снежинки.

- Какие ещё могут выпасть осадки?

Найдите в тексте сведения о других видах осадков.

11. Работа с учебником.

Выборочное чтение.

- Что такое туман? слайд 15

-Что такое облако? слайд 16 Почему туман и облака могут быть чёрными? Что должен делать человек для того, чтобы не нарушать экологию? ответы детей.

Прочитай названия явления природы и определи вещество, из которого они состоят. (вода)

12. Закрепление изученного материала.

Как вы думаете, необходимо ли изучать явления природы с которыми познакомились на уроке?

Если да, то для чего?

Предположение и доказательство ответов учащихся.

Космические аппараты вращаются вокруг Земли и фотографируют её из космоса с высоты 1500 км. На фотографиях виден облачный покров Земли. Изучив фотографии, люди могут предсказать погоду на ближайшее будущее. Кому необходим прогноз погоды?

Прогноз погоды необходим и капи¬танам кораблей, и летчикам, и водителям, и железнодорожникам, и строи¬телям, и работникам сельского хозяй¬ства. От погоды зависит время сева, уборки урожая, сенокоса.

13. Домашнее задание: слайд 17 (указано разноуровневое домашнее задание)

14. Рефлексия:

15. итог урока.

Автор:
Мария МОЛДЫБАЕВА учитель начальных классов сш имени Дзержинского с ДМЦ Каратальский район