26 апреля 2013, 12:04 | 2 087 просмотров
Цели: Обеспечить в ходе урока знакомство и усвоение понятий облака, объяснить возникновение облаков, их виды, выпадение осадков;
Способствовать развитию внимания, наблюдательности, умения работы с текстом, анализировать, делать выводы, обобщать;
Содействовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе, дружелюбию, любознательности, самостоятельности.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок – путешествие.
Оборудование: интерактивная доска, слайды – «Облака. Осадки», пробирки с водой, вата, горелка.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в необычное путешествие посмотрите на каком транспорте мы будем путешествовать – облако.слайд1
2. Сообщение темы и целей урока-путешествия.
3. Проверка домашнего задания.
1. Задать вопросы по теме «Воздух. Ветер» друг другу.
Работа в парах. слайд2
Ответы на вопросы:
- Что такое ветер?
- Как образуется ветер?
- Как определить скорость и направление ветра?
- Как человек использует ветер?
- Что способствует загрязнению воздуха?
- Какие меры применяются для его очистки
4.Подготовка к восприятию нового материала.
1. Загадка. слайд3
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака)
2. Предположение.
- Как вы думаете, откуда берутся облака?
Уж не солнце ль виновато,
Что висит на небе вата?
5.Работа над новым материалом.
Загадки. слайды 4-9
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт,
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (Дождь)
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке? (Снежинки)
Рассыпался горох
На семьдесят дорог:
Никто его не подберёт. (Град)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (Туман)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдём. (Роса)
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней)
кроссворд слайд10
- Как можно отгадки назвать одним словом? (Осадки)
- Откуда же берутся осадки, например, дождь?
Открыть коробочки, достать вату, рассмотреть. Подул ветер.
6. Физминутка. слайд 11
7. Проведение опыта с нагреванием воды и охлаждением пара. (при помощи 2 пробирок и горелки проводит учитель опыт)
8. Объяснение учителя. слайд 12-13 круговорот воды в природе.
9. Проведение опыта с нагреванием воды и охлаждением пара. (при помощи 2 пробирок и горелки проводит учитель опыт)
Дождевая вода возникает не сама по себе. Вода, выпадающая на Землю в виде дождя, попадает в атмосферу из морей, рек, озёр и даже из мокрого белья, которое сушится на дворе. Когда бельё высыхает, вода становится частью воздуха. Влагу, содержащуюся в воздухе, называют водяным паром. Когда вода превращается в водяной пар, мы говорим, что она испаряется. Процесс испарения воды из морей, озёр и рек протекает непрерывно.
Когда воздух становится холоднее, водяной пар превращается в крохотные капельки воды. Эти капельки такие лёгкие, что не могут упасть на Землю. Они зависают в воздухе, образуя облака. слайд 14
. По форме облака делятся на несколько видов: перистые, кучевые и слоистые. Делаем из ваты виды облаков.
- Как вы думаете, почему их так называют?
9. Предположение учащихся.
10. Самостоятельное чтение текста в учебнике на стр.80-81.
- Какие облака приносят моросящие дожди?
- Почему же выпадает дождь?
Тысячи капелек, образующих облако, объединяются в одну дождевую каплю.
Если вокруг очень холодно, капельки в облаках примерзают друг к другу и образуют снежинки.
- Какие ещё могут выпасть осадки?
Найдите в тексте сведения о других видах осадков.
11. Работа с учебником.
Выборочное чтение.
- Что такое туман? слайд 15
-Что такое облако? слайд 16 Почему туман и облака могут быть чёрными? Что должен делать человек для того, чтобы не нарушать экологию? ответы детей.
Прочитай названия явления природы и определи вещество, из которого они состоят. (вода)
12. Закрепление изученного материала.
Как вы думаете, необходимо ли изучать явления природы с которыми познакомились на уроке?
Если да, то для чего?
Предположение и доказательство ответов учащихся.
Космические аппараты вращаются вокруг Земли и фотографируют её из космоса с высоты 1500 км. На фотографиях виден облачный покров Земли. Изучив фотографии, люди могут предсказать погоду на ближайшее будущее. Кому необходим прогноз погоды?
Прогноз погоды необходим и капи¬танам кораблей, и летчикам, и водителям, и железнодорожникам, и строи¬телям, и работникам сельского хозяй¬ства. От погоды зависит время сева, уборки урожая, сенокоса.
13. Домашнее задание: слайд 17 (указано разноуровневое домашнее задание)
14. Рефлексия:
15. итог урока.