Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

«ОБУЧАТЬ – ЗНАЧИТ, В ДВОЙНЕ УЧИТЬСЯ»! Ж. ЖУБЕР


24 мая 2013, 10:51 | 2 084 просмотра



Михалева Раяна Хаджимуратовна - учитель математики в средней школе имени Ушинского с ДМЦ, села Лепсинск, Алакольского района. Учитель, знания которого не иссекают с каждым годом, а наоборот растут. Учитель, на уроке которого все в меру. В меру доброты, в меру радости, веселья, строгости и дисциплины. Помимо отличных знаний, она неустанно дарит детям любовь и опеку.

Раяна Хаджимуратовна родилась в Китайской Народной Республике. Там встретились и поженились ее родители. В Казахстан их семья переехала в 1962 году, ей было тогда всего пять месяцев. Изначально жили в Семипалатинской области, в г. Аягузе, позже переехали в Сарканд.

- Мой отец узбек по национальности, а мама татарка, по переезду папа решил найти своих родственников, соответственно искал в основном в Узбекистане и в Южном Казахстане и поэтому мы переехали в Шымкентскую область, Сарыагачский район, совхоз Капланбек. Там я поступила в первый класс и в 1977 году окончила среднюю школу имени 50-летия Казахской ССР, мне было тогда всего 15 лет. В том же году поступила в Шымкентсткий пединститут. Закончила в 1980 году и пришла на работу в свою родную школу. Проработав там 4 года, решила повезти маму в ее родной край Лепсинск, найти родственников. Приехав сюда, встретила своего будущего мужа Михалева Сабира Камилевича, мы с ним очень много разговаривали, он рассказывал столько всего интересного, кругом горы, свежий воздух, цветы, красота и романтика, - с улыбкой вспоминает героиня нашего рассказа. - Мне очень понравилось это место после душного и жаркого климата Шымкента. Потом я еще год проработала в своей школе в Шымкенте и в 1985 году вышла замуж за Сабира, пришла на работу в среднюю школу имени Ушинского села Лепсинск и вот по сей день уже 28 лет преподаю здесь детям математику.

- Студенческие годы всегда считались самыми веселыми и романтичными. Расскажите о своих студенческих годах, каким было обучение в Советском Союзе?

- Действительно это самая веселая пора, в ней много приятных воспоминаний. Это, наверное, у всех так. Было сложно, но лично мне нравилось. Изначально я и не думала быть учителем, но всегда хотела связать свою жизнь с математикой, любила этот предмет. Мечтала поступить в КазГУ в Алмате, но родные братья и сестра не отпустили меня далеко от дома. В Шымкенте тогда был только технологический и педагогический институты. Я сказала, если и идти на учителя, то только на математика. На счет уровня образования, могу сказать одно, не знаю, как студентов обучают сейчас, но в, то время с нас требовали знания, и очень строго и серьезно относились к учебе. Тогда только появлялись компьютеры, различная вычислительная техника, для нас наступало время, когда было необходимо усваивать новое.

- Начинать применение теоретических знаний на практике всегда и для всех является сложным периодом. Как и с чего Вы, начинали свой трудовой путь?

- Когда я пришла на работу, приходилось обучаться многому, я вела не только свой предмет, в этом были свои плюсы, постоянные нагрузки буквально заставляли привыкать к живому и быстрому ритму жизни, внутри школьных стен, набираться опыта. Мне сразу дали классное руководство. Но думаю, я справлялась хорошо, поэтому мне доверяли.

- Есть такая итальянская пословица: « Учитель подобен свече, которая освещает других, потребляя себя». По Вашему мнению, каким должен быть настоящий учитель?

- Учитель должен быть преданным своему делу. Во – первых он должен на отлично знать свой предмет, часто бывают учителя, которые имеют диплом о высшем образовании, но свой предмет не знают сами. Во - вторых учитель должен уметь видеть в детях ту изюминку, которая может раскрыть ребенка и даст ему возможность самому заниматься и учиться от души. Учитель должен быть в меру строгим. Порой, когда ты строг и требователен дети не понимают и начинают думать, что ты злой, что у тебя какая - то личная неприязнь к ним. Нет! Дисциплина и умение вести себя, отвечать за свои действия самостоятельно, необходимы им самим, но, к сожалению, поймут это они уже намного позже. Порой бывают обиды, ты стараешься дать детям все знания и умения, а они категорически не хотят их принимать, но бывают ребята, которые радуют. И не, потому, что они талантливы или умны от природы, а просто ты видишь их старания и в такие моменты воодушевляешься еще больше.

- Кричащая тема - бумаготворчество. Основной мучительный момент в работе учителей. Известно, что только в одном департамента Минобразования существует 300 форм отчетности! Нурсултан Назарбаев сказал: «Дайте врачам лечить, учителям учить, а не сидеть, бумаги составлять! Может быть, есть важные дела, когда надо отчитаться, но не столько же!» Ваше мнение на этот счет?

- Эта проблема действительно одна из сложнейших в нашей работе. Заполнение различных бумаг, конечно необходимо для контроля работы, но отнимает очень много времени. Действительно, после выступления Президента страны, количество форм отчетности снизилось. Но толку то, если бы из-за каждой заполненной нами бумаги, хоть один ученик стал, лучше учится, я бы на каждого составила огромное количество папок – отшучивается учитель.

- Если все это бумаготворчество просто взять и убрать, случится ли какая- либо огромная потеря в системе образования?

- Убрать все, конечно же, не получится, как я уже сказала выше, оно необходимо, но выборочно. Обязательные документы в работе учителей это: календарный план, поурочный план, проверка и ведение журнала, воспитательный план. Думаю этого уже достаточно и тогда у нас оставалось бы больше времени для работы непосредственно с учениками. Хочется, чтобы немного дали свободу учителям. И эти постоянные проверки, контроли, нас проверяют все кому не лень, и порой складывается ощущение, что мы какие – то преступники. Нас проверяет: районо, облоно, санэпидемстанция, ИДН, Департамент образования, финпол, прокуратура, КРО, пожарники, участковый и тот нас проверяет. Ощущаем себя ворами, будто то и дело крадем государственное имущество. Ведь тяжело работать под постоянным контролем, какое тут может быть качество знаний.

- Раяна Хаджимуратовна, хотелось бы услышать Ваше мнение относительно качества подготовки педкадров в ВУЗах.

- В педагогические ВУЗы идут те, кто не набрал достаточное количество баллов, чтобы поступить в другую сферу обучения. Нынешних учителей готовят слабо. Не знаю их в этом вина или нет, но на практике становится заметно все. Хочется, чтобы в педагогические институты шли те, кто действительно близок к детям, кто чувствует, что преподавать это его призвание.

- За Вашими плечами не малое количество выпусков. Многих из них Вы обучали еще по советской программе и по окончанию школы они сдавали обычные экзамены, после чего могли выбрать любую сферу для дальнейшего обучения. Сейчас же перед школьниками и их будущим стоит ЕНТ. Как Вы считаете, действительно ли это тестирование так необходимо? И как оно влияет на психику выпускников?

- Я считаю, что ЕНТ необходимо отменить. ЕНТ – это ненужная вещь! Взять, к примеру, ту же математику, в тестовых книжках даются 25 заданий трех сложностей А, B,C ,на все про все детям выделяется 45 минут на их решение. На обычном же экзамене по математике 6 заданий и их ребенок решает 3,5 часа. Это ведь несправедливо. Мне как учителю, проработавшему 32 года разница заметна. Несмотря на то, что раньше дети сдавали обычные экзамены, их знания были намного сильнее, чем сейчас. Сейчас они год, а то и больше находятся в постоянном волнении, в постоянных переживаниях, кому как не учителю видно это. Сами переживаем за каждого всем сердцем, а толку никакого. Многие хорошисты и отличники не добирают баллов на ЕНТ, а те, кто не учился вовсе приезжают с высокими баллами, как так получается никто не знает, наверное, просто везение, но становится обидно за учеников, которые все одиннадцать классов хорошо учатся, стараются, ночами не спят, такие дети теряют себя, от всего отказываются, ни с кем не говорят, порой даже есть перестают. Потому, что в один миг их планы на будущее рушатся. Хочется, чтобы было больше доверия школе. Пусть у него будут оценки, которые он заслужил, мы видим и знаем, кто на что способен, но наши текущие оценки не идут в счет.

- Ваше отношение к реформе пенсионного возраста?

- Какой может быть учитель в 63 года? К примеру, в нашей школе, несколько преподавателей работали после выхода на пенсию еще год, два, а потом уходили. Говорят очень тяжело, так это ведь им и 60 не было. Понимаю, можно поднять пенсионный возраст на два года, максимум на три, но не на пять лет, же сразу. Категорически выступаю против этой реформы! У нас очень нервная работа. Мне кажется, я лично не выдержу работы до 63 лет. Да и ведь время сейчас такое, молодежь стремительно развивается, у нас с ними просто совершенно разные вкусы. Особенно это заметно, когда у тебя классное руководство. Где мероприятия провести надо, у нас разные вкусы ,даже на музыку они не понимают меня, я их, где в походы сходить, ну разве в 63 года я смогу ходить с детьми по горам, а они ведь требуют. Учитель должен быть везде с детьми.

- Французский писатель Жозеф Жубер сказал: «Обучать – значит, в двойне учиться»! согласны ли Вы с таким утверждением? И какие выводы и открытия, сделаны Вами за продолжительный трудовой путь?

- Полностью согласна с писателем. Человек никогда не должен ни перед чем останавливаться, он должен постоянно развиваться и самообучаться. Я сама росла вместе с детьми, постоянно училась новому, даже в работе осваивала новые технологии, методы. Выросла в плане мастерства, со временем учишься не просто делать, то, что от тебя требуется, а сопоставлять, сравнивать, анализировать. У меня есть несколько личных работ по моему предмету, я публиковала некоторые из них в вашей газете и других журналах. В этих работах раскрываются мои труды и как раз таки выводы, сделанные мной за весь период моей работы. Многие из них на казахском языке. Например, статья «Кәдімгі әншейіннен шағын ғажапқа», печаталась в журнале «Алгоритм» и «Кері функцияларды кейбір есептерді шығаруда қолдануы» статья печаталась в журнале «Математика және физика». Так же мной создан целый проект по подготовке детей к МАН (Малой академии наук). Вместе с братом готовим теоретическую часть. Думаю, в скором времени применим все на практике.

- Что вы больше всего цените в своей работе?

- Больше всего в своей работе я ценю радость, радость от того, что ты можешь подарить кому-то знания. Открыть для ребенка то, чего он еще не знает. Радость видеть их заинтересованные лица, видеть их старания. Ученики это вся наша жизнь! Приятно, когда спустя много лет, они возвращаются в родную школу, радушно здороваются, некоторые даже обнимут, благодарят. Чего нам учителям еще надо?!

- Раяна Хаджимуратовна мы знаем, что ВЫ являетесь классным руководителем нынешнего выпускного класса. Ваши пожелания этим детям.

- Я хотела бы пожелать ребятам удачи на ЕНТ, высоких баллов, счастья, здоровья и побольше успехов в их дальнейших начинаниях, но так, же хотелось бы сказать самое важное: Ребята, главное, всегда будьте людьми!

БЛАГОДАРНОСТЬ качество данное не всем. Но каждый из нас был, когда- то маленьким учеником, ничего не понимающим в жизни. У каждого из нас был свой учитель – идеал, мы равнялись на них, подражали им. Они много лет, день за днем шли с нами бок обок, не уставая, повторяли одно и тоже, ругали за ошибки, хвалили за успехи. Постепенно школьные дни стираются из нашей памяти. Но мы никогда не забудем, слегка утомленные, но добрые лица своих первых школьных учителей. И всегда по возможности будем стараться навещать родную школу, хоть чуточку, но радовать своими успехами тех, кто всю свою жизнь переживал за нас, кто всю жизнь тратит на то, что бы учить детей с детства быть хорошими людьми!

Автор:
Айгерим ТУРГАНБАЕВА