Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ЗАТЯНУВШАЯСЯ ПЕРЕПРАВА: ВЫДЕРЖИТ ЛИ ШКОЛА “НОВЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ”?..


21 сентября 2013, 08:04 | 2 010 просмотров



ПРИМЕРКА НОВОЙ

ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ

Начался очередной учебный год в

отечественных школах. И начало его было

ознаменовано весьма неординарным

событием. С должности был смещен

министр образования и науки Бахытжан

Жумагулов. Согласитесь, что время для

этого было выбрано довольно необычное.

Казалось бы, в этом нет никакой логики, но,

видимо, так уж легла карта. Новый министр

уже заявил, что систему образования

ждут глубокие реформы. Ну что ж, как

говорится нам уже не привыкать к этому.

Каждый очередной министр начинал с

того же самого. Правда, лучше от этого не

становилось. Никому и особенно школе.

Незадолго до неожиданной отставки

предыдущего министра обществу было

объявлена очередная дата перехода к

12-летнему школьному образованию. Конечно,

нельзя категорически утверждать, что переход

к нему стал полной неожиданностью для

общественности. Об этом говорилось давно

и много. Кое-где даже создавались какие-то

экспериментальные площадки. Правда, что

там такое экспериментировалось и каковы

результаты, широкая общественность так

и не услышала. Как, впрочем, не была

услышана и сама общественность, робко

пытавшаяся высказать свое видение по

данной проблеме. Хотя, когда это у нас было

принято выслушивать мнение, отличное от

государственного?..

Одним словом, раз государство решило

перейти к 12-летнему циклу обучения в школе,

так тому и быть. А глас общественности,

видимо, так и останется гласом вопиющего в

пустыне. Только эта самая общественность

сильно опасается, как бы система среднего

образования действительно не превратилась

в пустыню после очередного аккорда славного

“реформирования” нашей школы.

Затеянная нашими чиновниками от

образования очередная реорганизация до

боли похожа на приснопамятные кампании

по “оптимизации” системы образования,

от которых отечественная школа еле-еле

отошла.

Казалось бы, все понятно:

мы пережили смену социально-

экономических формаций, решительно

перекроили политическую надстройку,

и система образования, являющаяся

базовым элементом надстройки, никак

не может оставаться в неизменном

состоянии. Однако вызывает некоторые

сомнения негласный перманентный

лозунг, под которым проводится реформа

отечественного образования, “Долой все

преж¬нее!”.

Теперь у нас все будет как в европах,

где школьное образование длится 12

лет. Но так ли уж подходит для нас то,

что привычно для старушки Европы?

Можно поставить вопрос и в несколько

иной плоскости: “А так ли уж плоха

была прежняя система школьного

образования?” У нас уже вошло в

скверную привычку во всем стыдиться

своего советского прошлого. Но если

там и было что-то архискверное, то это

никак не школьное обучение. Да, она была не

без издержек, в том числе и идеологического

плана. Но сейчас не об этом речь. Самое

главное, та школа давала всесторонние и

глубокие знания. Мы осознаем, что тезис о

том, какой хорошей была советская школа,

уже набил оскомину. Но это вовсе не означает,

что нужно окончательно и бесповоротно

отказываться от прежнего наследия.

Тем более что многие новшества,

внедряемые все эти годы в школьном

образовании, порождают вопросы. Насколько

свое¬временно и успешно они будут

разрешаться, во многом зависит судьба не

только школы, но всей системы образования,

фундаментом коего и является средняя

школа. Попытаемся рассмотреть некоторую

часть из них.

Первое – школьные программы.

Любой учитель-предметник подтвердит,

что уже существующие программы можно

охарактеризовать как исключительно

концентрированные и перенасыщенные.

И в этом смысле они скорее направлены

на сокращение времени обучения

приблизительно года на 2-3, а не на его

продление. Теперь же по логике получается,

что их придется растягивать. Но насколько это

будет рационально и оправданно?..

Второе касается профориентации

школьников. Для нее на сегодняшний день

практически нет нормальной материально-

технической базы. Например, все кинулись

“специализировать” учащихся в области

информатики и программирования,

потому как вроде бы есть компьютерные

классы. Но если взглянуть на эту проблему

поближе и объективно, то специалистов

соответствующего профиля у нас явно не

хватает даже в условиях городских школ. О

сель¬ской глубинке говорить не имеет смысла.

В школах повсеместно внедрены

мультимедийные кабинеты. О миллиардных

вливаниях на эти ТСО (технические средства

обучения) бодро и гордо сообщили обществу.

Только забыли сказать, что в подавляющем

большинстве наших школ катастрофически

не хватает специалистов, которые бы

обучили педагогов работать на этой технике и

использовать ее по прямому назначению.

Самый больной вопрос – школьные

учебники. Их не критиковал только

ленивый. На сегодняшний день очевидно,

что учебники нового поколения не дают

знаний, так как в них зачастую отсутствует

логическая последовательность изложения

материала, практические задания носят

порой откровенно абсурдный характер. Не

говоря уже о многочисленных ошибках как

фактологического, так и грамматического

характера. Но даже таких учебников не

хватает, и нередко дети, точнее их родители

вынуждены сами покупать их. Начало

нынешнего учебного года ознаменовалось

очередными эксцессами на этот счет.

Самая сложная проблема – кадровая.

О падении престижа профессии учителя

говорится давно, но до сих пор ничего не

сделано для вы¬правления ситуации. В

последние годы с возрождением в регионах

педагогических институтов, в школах

наметилась тенденция, когда педагогический

состав формируется из молодых специалистов.

Это не может не вызывать озабоченности,

так как прерывается связь поколений

педагогов. Это приводит к тому, что молодые

специалисты сами начинают постигать

предмет уже по ходу его преподавания

детям. К чему приводит подобная издержка,

объяснять не имеет смысла. Стоит ли

после этого удивляться уровню современных

педагогических кадров, который не может

не удручать. Не очень грамотный учитель

уже не нонсенс, а привычная картина. Что

может быть ужаснее этого?..

Наши школы захлестнул процесс

бюрократизации. Многочисленные отчеты,

непонятно для чего нужные справки,

сопроводительные документы и т.д. пожирают

драгоценное время, которое учителя могли

бы потратить на свою непосредственную

работу. Мероприятия, связанные с очередной

политической кампанией, уборкой территорий,

всякого рода месячников и других акций

подобного рода мешают, а нередко срывают

нормальный школьный ритм. По этому поводу

был вынужден жестко высказаться даже глава

государства.

Самая щекотливая тема – коррупция

в школе. Эта проблема для учреждения,

призванного формировать нравственные

устои у детей, имеет принципиальнейшее

значение. Коррупция в школе – факт

общеизвестный, но слабоизученный феномен

сегодняшней жизни. Сейчас мало кого можно

удивить утверждением, что должность

директора школы стала предметом купли-

продажи. Процесс зашел настолько далеко,

что в некоторых регионах даже для того, чтобы

устроиться простым учителем, необходимо

“дать на лапу”. Известны случаи, когда

отдельные руководители школ устанавливали

ежемесячный сбор мзды в денежной форме, а

перед праздниками еще и в виде “продуктового

налога”. Думается, что все поймут, о чем идет

речь.

Уже стало нормой, когда родители на

каждый праздник уже не готовят учителю

дежурный подарок, а подбирают своего рода

заказной. И это долж¬но быть, например,

не меньше крутого сотового телефона, или

бриллиантового гарнитура. Знающие люди

настаивают, что даже золотые украшения

турецкого производства уже не в чести.

Принцип бесплатного обучения в школе

давно стал профанацией.

Ежегодный ремонт школы,

кабинетов, выпускные

экзамены, ежедневные

нужды класса, праздничные

утренники – вот далеко не

полный перечень мероприятий,

оплачиваемых родителями.

Все это давно всем известно,

но любая попытка публичного

обсуждения наталкивается на

глухую стену круговой поруки.

Еще одна проблема –

морально-нравственный

климат в школьных

коллективах. Все

руководители, начиная с

директоров школ и кончая

работниками департаментов

образования, выработали

армейско-командный стиль управления и

обращения к рядовому составу, то есть

мы хотели сказать – к рядовому учителю.

В подавляющем большинстве случаев

спокойный, доверительный тон разговора

ушел в прошлое. Зато в моде стиль известного

литературного персонажа – Скалозуба.

Теперь мы стремимся выйти на уровень

европейских стандартов образования.

Благая цель. Но невольно возникают далеко

не риторические вопросы: “А насколько это

реально? По Сеньке ли шапка?” И почему-то

становится очень грустно. Особенно оттого,

что министры приходят и уходят и каждый

хочет остаться в истории “реформатором”, а

изменений в лучшую сторону как не было, так

и нет.

Автор:
Байкен КАРАБАЛИН