21 сентября 2013, 08:04 | 2 010 просмотров
ПРИМЕРКА НОВОЙ
ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ
Начался очередной учебный год в
отечественных школах. И начало его было
ознаменовано весьма неординарным
событием. С должности был смещен
министр образования и науки Бахытжан
Жумагулов. Согласитесь, что время для
этого было выбрано довольно необычное.
Казалось бы, в этом нет никакой логики, но,
видимо, так уж легла карта. Новый министр
уже заявил, что систему образования
ждут глубокие реформы. Ну что ж, как
говорится нам уже не привыкать к этому.
Каждый очередной министр начинал с
того же самого. Правда, лучше от этого не
становилось. Никому и особенно школе.
Незадолго до неожиданной отставки
предыдущего министра обществу было
объявлена очередная дата перехода к
12-летнему школьному образованию. Конечно,
нельзя категорически утверждать, что переход
к нему стал полной неожиданностью для
общественности. Об этом говорилось давно
и много. Кое-где даже создавались какие-то
экспериментальные площадки. Правда, что
там такое экспериментировалось и каковы
результаты, широкая общественность так
и не услышала. Как, впрочем, не была
услышана и сама общественность, робко
пытавшаяся высказать свое видение по
данной проблеме. Хотя, когда это у нас было
принято выслушивать мнение, отличное от
государственного?..
Одним словом, раз государство решило
перейти к 12-летнему циклу обучения в школе,
так тому и быть. А глас общественности,
видимо, так и останется гласом вопиющего в
пустыне. Только эта самая общественность
сильно опасается, как бы система среднего
образования действительно не превратилась
в пустыню после очередного аккорда славного
“реформирования” нашей школы.
Затеянная нашими чиновниками от
образования очередная реорганизация до
боли похожа на приснопамятные кампании
по “оптимизации” системы образования,
от которых отечественная школа еле-еле
отошла.
Казалось бы, все понятно:
мы пережили смену социально-
экономических формаций, решительно
перекроили политическую надстройку,
и система образования, являющаяся
базовым элементом надстройки, никак
не может оставаться в неизменном
состоянии. Однако вызывает некоторые
сомнения негласный перманентный
лозунг, под которым проводится реформа
отечественного образования, “Долой все
преж¬нее!”.
Теперь у нас все будет как в европах,
где школьное образование длится 12
лет. Но так ли уж подходит для нас то,
что привычно для старушки Европы?
Можно поставить вопрос и в несколько
иной плоскости: “А так ли уж плоха
была прежняя система школьного
образования?” У нас уже вошло в
скверную привычку во всем стыдиться
своего советского прошлого. Но если
там и было что-то архискверное, то это
никак не школьное обучение. Да, она была не
без издержек, в том числе и идеологического
плана. Но сейчас не об этом речь. Самое
главное, та школа давала всесторонние и
глубокие знания. Мы осознаем, что тезис о
том, какой хорошей была советская школа,
уже набил оскомину. Но это вовсе не означает,
что нужно окончательно и бесповоротно
отказываться от прежнего наследия.
Тем более что многие новшества,
внедряемые все эти годы в школьном
образовании, порождают вопросы. Насколько
свое¬временно и успешно они будут
разрешаться, во многом зависит судьба не
только школы, но всей системы образования,
фундаментом коего и является средняя
школа. Попытаемся рассмотреть некоторую
часть из них.
Первое – школьные программы.
Любой учитель-предметник подтвердит,
что уже существующие программы можно
охарактеризовать как исключительно
концентрированные и перенасыщенные.
И в этом смысле они скорее направлены
на сокращение времени обучения
приблизительно года на 2-3, а не на его
продление. Теперь же по логике получается,
что их придется растягивать. Но насколько это
будет рационально и оправданно?..
Второе касается профориентации
школьников. Для нее на сегодняшний день
практически нет нормальной материально-
технической базы. Например, все кинулись
“специализировать” учащихся в области
информатики и программирования,
потому как вроде бы есть компьютерные
классы. Но если взглянуть на эту проблему
поближе и объективно, то специалистов
соответствующего профиля у нас явно не
хватает даже в условиях городских школ. О
сель¬ской глубинке говорить не имеет смысла.
В школах повсеместно внедрены
мультимедийные кабинеты. О миллиардных
вливаниях на эти ТСО (технические средства
обучения) бодро и гордо сообщили обществу.
Только забыли сказать, что в подавляющем
большинстве наших школ катастрофически
не хватает специалистов, которые бы
обучили педагогов работать на этой технике и
использовать ее по прямому назначению.
Самый больной вопрос – школьные
учебники. Их не критиковал только
ленивый. На сегодняшний день очевидно,
что учебники нового поколения не дают
знаний, так как в них зачастую отсутствует
логическая последовательность изложения
материала, практические задания носят
порой откровенно абсурдный характер. Не
говоря уже о многочисленных ошибках как
фактологического, так и грамматического
характера. Но даже таких учебников не
хватает, и нередко дети, точнее их родители
вынуждены сами покупать их. Начало
нынешнего учебного года ознаменовалось
очередными эксцессами на этот счет.
Самая сложная проблема – кадровая.
О падении престижа профессии учителя
говорится давно, но до сих пор ничего не
сделано для вы¬правления ситуации. В
последние годы с возрождением в регионах
педагогических институтов, в школах
наметилась тенденция, когда педагогический
состав формируется из молодых специалистов.
Это не может не вызывать озабоченности,
так как прерывается связь поколений
педагогов. Это приводит к тому, что молодые
специалисты сами начинают постигать
предмет уже по ходу его преподавания
детям. К чему приводит подобная издержка,
объяснять не имеет смысла. Стоит ли
после этого удивляться уровню современных
педагогических кадров, который не может
не удручать. Не очень грамотный учитель
уже не нонсенс, а привычная картина. Что
может быть ужаснее этого?..
Наши школы захлестнул процесс
бюрократизации. Многочисленные отчеты,
непонятно для чего нужные справки,
сопроводительные документы и т.д. пожирают
драгоценное время, которое учителя могли
бы потратить на свою непосредственную
работу. Мероприятия, связанные с очередной
политической кампанией, уборкой территорий,
всякого рода месячников и других акций
подобного рода мешают, а нередко срывают
нормальный школьный ритм. По этому поводу
был вынужден жестко высказаться даже глава
государства.
Самая щекотливая тема – коррупция
в школе. Эта проблема для учреждения,
призванного формировать нравственные
устои у детей, имеет принципиальнейшее
значение. Коррупция в школе – факт
общеизвестный, но слабоизученный феномен
сегодняшней жизни. Сейчас мало кого можно
удивить утверждением, что должность
директора школы стала предметом купли-
продажи. Процесс зашел настолько далеко,
что в некоторых регионах даже для того, чтобы
устроиться простым учителем, необходимо
“дать на лапу”. Известны случаи, когда
отдельные руководители школ устанавливали
ежемесячный сбор мзды в денежной форме, а
перед праздниками еще и в виде “продуктового
налога”. Думается, что все поймут, о чем идет
речь.
Уже стало нормой, когда родители на
каждый праздник уже не готовят учителю
дежурный подарок, а подбирают своего рода
заказной. И это долж¬но быть, например,
не меньше крутого сотового телефона, или
бриллиантового гарнитура. Знающие люди
настаивают, что даже золотые украшения
турецкого производства уже не в чести.
Принцип бесплатного обучения в школе
давно стал профанацией.
Ежегодный ремонт школы,
кабинетов, выпускные
экзамены, ежедневные
нужды класса, праздничные
утренники – вот далеко не
полный перечень мероприятий,
оплачиваемых родителями.
Все это давно всем известно,
но любая попытка публичного
обсуждения наталкивается на
глухую стену круговой поруки.
Еще одна проблема –
морально-нравственный
климат в школьных
коллективах. Все
руководители, начиная с
директоров школ и кончая
работниками департаментов
образования, выработали
армейско-командный стиль управления и
обращения к рядовому составу, то есть
мы хотели сказать – к рядовому учителю.
В подавляющем большинстве случаев
спокойный, доверительный тон разговора
ушел в прошлое. Зато в моде стиль известного
литературного персонажа – Скалозуба.
Теперь мы стремимся выйти на уровень
европейских стандартов образования.
Благая цель. Но невольно возникают далеко
не риторические вопросы: “А насколько это
реально? По Сеньке ли шапка?” И почему-то
становится очень грустно. Особенно оттого,
что министры приходят и уходят и каждый
хочет остаться в истории “реформатором”, а
изменений в лучшую сторону как не было, так
и нет.