Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

В Минобрнауки знают как развивать поколение «Гаджет +»


7 ноября 2014, 09:47 | 1 349 просмотров



В детсадах в соответствии с новыми образовательными стандартами начала меняться система обучения малышей.

Зачем крохе картонный смартфон?

Стоп. Что это? Среди стендов с пестрыми и более-менее знакомыми яркими книжицами, раскрашенными конструкторами и пластмассовыми фигурками, глаз выхватил странную коробку со смартфонами, похожими на iPhone 3G?

Телефоны? Здесь, на выставке в сочинском медиацентре?! Здесь же съезд работников дошкольного образования, а не конференция IT-специалистов!

Но взяв в руки коробочку со скругленными углами я увидел: экрана нет, на его месте разноцветные кнопки.

- Это что такое?!

- Новая развивающая игрушка для детсада, - подхватилась тетечка-эксперт. - Развивает коммуникативные навыки.

- То есть?

- Воспитатель собирает шесть малышей, раздает «смартфоны». «Позвонил», нажав на кнопочку нужного цвета — общайся. Так цвета лучше запоминаются, геометрические фигуры.

Хм…

Прохожу еще метров десять до следующего стенда и снова... «Мой первый телефон». Уже в виде книжки. На страницах с мобильником в обнимку и гусь, и лягушка, и медвежонок.

- А вы на обложку посмотрите! – гордо говорит мне представитель издательства. - Уникальная технология: пластик вклеен, он словно экран. На нем нарисованы кнопки. Можно нажимать...

Дальше бродил я по выставке несколько ошалевшим. И все размышлял: что лучше – вот так в играх приучать детей к новым технологиям или, напротив, убрать от детишек подальше смартфоны и планшеты в надежде, что те потянутся к электронике как можно позже.

По-моему, для развития мелкой моторики лучше пластилин, чем пластмассовые кнопочки, а для наблюдения за природой – гербарий, а не всплывающие картинки. Но, с другой стороны, малыши еще сидя на горшке видят как мама все время утыкается в планшет, а папа на телефоне устраивает гонки. Они хотят то же, что у родителей. А, получив, осваивают в считанные секунды. Мы еще не привыкли, что новое поколение растет с гаджетами в руках. И тогда, может быть, правильно, что новые игрушки выполнены в манящей малышей новой форме?

В общем, спорить о том, как развивать и воспитывать поколение «Гаджет +» можно очень долго. Но понятно: иначе, не так как нас - их родителей. Слишком многое в мире поменялось. Как раз для того, чтобы наши дети были современными, умными и успешными в России сейчас в корне меняется система обучения дошколят. Новый закон «Об образовании» сделал детские сады первым уровнем непрерывного образования.

Воспитатели должны учитывать физиологию детей

- То есть теперь в детсадах станут профессионально учить считать, читать и писать? – спрашивал я первого зам министра образования и науки Наталью Третьяк. Она в ответ горячилась:

Книжки в виде смартфонов. Новые развивающие технологии, что поделать?

Фото: Александр МИЛКУС

- Нет-нет и нет! Мы принципиально против того, чтобы в садиках, забегая вперед и не учитывая физиологию малышей, учили чтению и письму. Задача дошкольного учреждения - сформировать у ребенка навыки и воспитать те качества, которые помогут успешно учиться в школе. Это гораздо важнее, чем умение посчитать до сотни не сбиваясь. Мы должны сделать так, чтобы нашим детям хотелось учиться, чтобы они были внимательными, умели принимать решения и нести за них ответственность, быть готовым преодолевать трудности. А еще - учиться строить отношения со своими сверстниками и взрослыми. Понимали необходимость бережно относиться к своему здоровью. В общем, задача садика сделать так, чтобы ребенок был физически, морально и эмоционально готов к обучению в школе.

Еще недавно в первые классы многих школ устраивали экзамены. Родители из штанов выпрыгивали, чтобы научить малыша читать, считать, писать до поступления в первый класс. А школьное начальство за такими детьми гонялись. Несмотря на то, что с 1 сентября им с таким ребенком приходилось по второму кругу проходить все то же самое.

- Программа в первом классе предполагает обучение чтению, счету и письму, - объясняет Наталья Третьяк. – В результате ребятам, которые такие навыки уже умели, в школе становилось скучно. Они ленились. А потом – трагедии. Они «съезжают», получают плохие оценки и даже потом, после школы, им сложно добиться успеха в жизни.

Не обучать, а развивать!

Интересно, что коммерсанты новые веяния быстро уловили. Они знают как спрогнозировать запросы общества. Отсюда и множество с пылу с жару придуманных развивающих игрушек. В том числе и мои теперь «навеки любимые» пластмассовые и картонные смартфоны. И забавные елочки, которые можно собирать в объемные 3D конструкции, и парты с подсветкой столешницы, позволящие изучать разные цвета. Но одно дело — придумать новые игрушки. Другое — с толком их использовать. Не «подсадить», а на учить. А вот с этим, оказывается, проблема.

- Многие годы воспитателей учили обучать детей, - рассказывает мне зав кафедрой дошкольного образования Орловского института усовершенствования учителей Ольга Бережнова. – В итоге они привыкли так работать: посадили детей за столы и объясняют задание - как в школе. Да и сейчас вузы по-прежнему выпускают педагогов, которых готовят по старым методикам. Они не знают как работать по новым стандартам, как перенести акценты с обучения на развитие дошкольников. Так что сейчас нам за короткий срок нужно не только переучить уже работающих воспитателей, но и помочь освоиться молодежи.

- А вы-то знаете сами – как это – развивать?

- Да, у нас уже запущены программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки по новым стандартам. Причем, не только для нынешних воспитателей, но и для тех, кто хочет ими стать. Иногда проще научить человека «с чистого листа», чем переучивать. Такие программы очень популярны среди учебно-вспомогательного персонала детских садов, родителей. И они помогут быстро (программа длится чуть больше года) решить проблему кадров в регионе. Пока вузы, которые готовят педагогов, перестроятся, мы уже выпустим целое поколение малышей по новым стандартам...

Парадокс: на новые стандарты все детсады должны были перейти с 1 января 2014 года. Но только сейчас тридцать педвузов и университетов страны взялись разрабатывать новые стандарты обучения студентов — будущих воспитателей и учителей. Пока они их напишут, пока подготовят первых специалистов. Лет пять-шесть пройдет. Может быть упущено целое поколение дошколят!

Но на сложную ситуацию быстро отреагировали региональные институты повышения квалификации учителей. Они перестраиваются быстрее. И понимают, что нужно детсадам.

Молодым — крышу над головой

Еще одна проблема — а где взять этих самых новых педагогов? Тех молодых, кто придет в детсады, кому интересны новые методики? Но здесь уже есть хороший опыт. В регионах разработаны и действуют программы поддержки молодых учителей и воспитателей.

- Мы компенсируем педагогам до 10 тысяч рублей за съем жилья, - рассказывает начальник управления образования Туапсинского района Краснодарского края Галина Никольская. - И эти деньги возвращать не нужно. Это существенная прибавка к зарплате. Ну а учителям и воспитателям, которые работают в сельской местности (а именно там у нас нехватка специалистов) помогаем со строительством. Администрация выделяет землю и кредит под очень низкий процент. Плюс оказываем безвозмездную помощь.

В детские сады снова начали приходить молодые кадры. Им проще внедрять новые стандарты образования и растить новое, продвинутое поколение.

СКАЗАНО!

Очень важно, что преобразования в дошкольном образовании поддержало правительство России.

- Нам не удалось бы, наверное, отстоять свои инициативы без принципиальной поддержки лидера нашего партии – премьер-министра Дмитрия Медведева, - считает депутат Госдумы РФ Алена Аршинова. - Он имеет принципиальную точку зрения на то, что воспитывать граждан нашей страны необходимо с малого возраста. Ведь через какие-то пару десятков лет именно эти малыши повзрослеют, станут самостоятельными и будут формировать повестку государства.

Автор:
КОМСОМОЛЬСКАЯ ПАРВДА