16 января 2015, 09:35 | 1 556 просмотров
Астана. На состоявшемся 14 января в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом по поводу 12-летнего образования в казахстанских школах к премьер-министру РК Кариму Масимову обратилась депутат парламента Галина Баймаханова.
"Право на образование - одно из основных социальных прав граждан, и государство должно обеспечить его реализацию каждому гражданину своей страны. Казахстан в лице государственных органов и гражданского общества это прекрасно понимает. Однако, понимая это, страна уже 20 лет перестраивает образовательную систему, экспериментируя на наших детях, их судьбах и будущем государства. Приходят и уходят министры, каждый пытается внедрить в образовательную систему свои представления, соответствующие уровню интеллектуального развития, и свой краткосрочный опыт жизни, а системе образования становится все хуже. И не только системе. В жизнь вошло поколение с размытыми ценностными ориентирами и ярко выраженным непрофессионализмом, да еще и с утраченным здоровьем. А отечественная система образования все реформируется и преобразовывается. Ни одна реформа не доведена до конца, и никто не понес ответственности за бездумно и неэффективно потраченные средства. Нет конкретного диалога с гражданским обществом, нет анализа положительных и отрицательных результатов от нововведений, наконец, следует констатировать, что общий уровень образования снижается на протяжении всех последних лет", - сказано в запросе.
Депутат отметила, что в этом году очередным нововведением, призванным кардинально изменить формат среднего образования, будет введение 12-летнего обучения.
"Станут ли наши дети умнее и здоровее оттого, что пойдут в школу в 6-летнем возрасте и проведут там не 10 или 11, а целых 12 лет? Так ли уж нужно обществу 12-летнее среднее образование с профильным обучением? Мы категорически против введения 12-летнего образования в средней школе. Во-первых, нужно признать, даже в существующем формате средней школы у нас все еще есть дефицит квалифицированных педагогических кадров и ученических мест. Плохо с материально-техническим снабжением школ, качеством обучения. Есть аварийные и трехсменные школы. Именно эти проблемы в ближайшее время должно достойно решить МОН РК", - сказала Г. Баймаханова.
Она подчеркнула, что ученые-физиологи и гигиенисты говорят о том, что 6-летние дети существенно отличаются от 7-летних.
"Многочисленными исследованиями доказано, что 6-летний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником и он психофизически не готов к обучению в школе. Интенсивное развитие организма делает 6-летнего ребенка очень чувствительным к различным неблагоприятным влияниям и нередко приводит к изменениям в организме, повышающим риск заболеваний", - пояснила депутат.
Кроме того, по ее мнению, введение 12-летнего образования потребует значительных финансовых затрат и других ресурсов, среди которых расширение школ, штата учителей, разработка и создание нового поколения учебно-методической литературы и пр.
"Что из этого может получиться, можно представить по тем реформам образования, которые до сих пор зависают в воздухе. Мы призываем правительство и МОН РК отказаться от попыток сменить парадигму школьного обучения и сосредоточить силы и знания на совершенствовании существующей школьной программы, взяв за основу советскую систему образования, с учетом современных тенденций и общественного мнения", - резюмируется в запросе.
Под этим запросом подписались также депутаты мажилиса Ж. Ахметбеков, Т. Кенжин, А. Конуров, В. Косарев, Т. Омурзаков, Б. Сорокин.