Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Педагогическая деятельность направлена на обеспечение современного качества школьного образования


28 сентября 2015, 05:28 | 4 074 просмотра



Недавно корреспонденты нашей газеты побывали в прекрасном городе Капшагай, расположенного на берегу рукотворного водохранилища, созданного на реке Или для обеспечения водным запасом Капшагайской ГЭС - уникального сооружения, не имеющего мировых аналогов в среде проектов при возведении объектов подобного класса. Капчагай сегодня - это популярное место отдыха среди жителей Алматинской области и всех казахстанцев. В городе имеются зоны отдыха, современный аквапарк, множество казино – для любителей азартных игр. Среди туристов очень популярен тур по достопримечательным местам края. В течении нескольких дней путешествия здесь можно увидеть «Поющий бархан» на северо-восточном побережье «моря», альпийские сосны с горными озёрами Джунгарского Алатау, пустыню Сарайшык-Атырау, не имеющую признаков человеческого присутствия, горные перевалы туристических маршрутов к озеру Иссык-Куль, наскальные рисунки 2-х тысячелетней давности, находящиеся в пяти километрах вниз по течению от города Капчагай, туранговую рощу - одну из двух оставшихся в мире от реликтовых времен; и многое другое, имеющееся только в этом регионе.

Дети капшагайцев, несомненно, знают историю своего города и, наверняка, не раз посещали заповедные места, зоны отдыха и аквапарк. Как происходит обучение детей в школах и детских садах города, достаточно ли в городе преподавателей и школ – об этом и обо всей системе образования города в целом, мы поговорили с руководителем отдела образования г.Капшагай – Раисой Советовной ЕШИМОВОЙ.

- Раиса Советовна, как реализуется Программа «Балапан» у Вас в городе?

- В целях выполнения государственной программы «Балапан» на 2010-2020 годы в 2015 году планируется начало строительства детского сада на 140 мест в селе Заречный, ведется строительство частного детского сада в селе Арна на 50 мест. Выделены земельные участки для строительства двух детских садов по 280 мест в городе Капшагай.

- Сколько детских садов и мини-центров действуют по городу Капшагай? И можно ли узнать процентный охват дошкольного возраста посещающих данные учреждения?

- На сегодня в системе дошкольного образования  по городу Капшагай и региону насчитывается 8 детских садов и 9 мини-центров. В июле месяце 2015 года в действующем детском саду «Балауса» дополнительно открыта 1 группа на 25 детей. Если в 2014 году дошкольным воспитанием и обучением было охвачено 2303 детей и составляло 78,9%, то в 2015 году охвачено 2358 детей и составляет 83,1%. Наблюдается рост на 4,2%. При областном показателе 65,5% охвата.

- Какое количество педагогов и воспитателей работает в дошкольных организациях вашего района? Сколько молодых специалистов и сколько тех, кто работает в пенсионном возрасте? Существует ли в районе вопрос кадрового дефицита?

- В дошкольных учреждениях города Капшагай и региона работает 169 педагогов и воспитателей. Ежегодно молодые специалисты пополняют ряды дошкольных учреждений, как в городе, так и на селе. На начало 2015-2016 учебного года в школы и детские сады прибыло 33 молодых специалиста, из них 4 специалиста дошкольных учреждений. Дефицит специалистов дошкольных учреждений остро стоит по всей стране. Молодёжь с трудом поступает в факультеты дошкольного образования, тем не менее в нашем городе во всех детских садах и мини-центрах работают специалисты дошкольных учреждений.

- Бытует мнение, что молодые педагоги учатся за деньги… Скажите на Ваш взгляд какова подготовка кадров молодых специалистов? По вашему мнению, чего не достает нынешним учителям в их работе? Каких учителей сегодня ценят и уважают?

- В системе среднего образования города Капшагай, педагогическая деятельность направлена на обеспечение современного качества школьного образования. Для качественной подготовки молодых специалистов в каждой школе создана группа профессионалов из учителей прошедшие уровневые курсы, и работающих в одной предметной и проблемной профессиональной деятельности. Соответственно создана городская педагогическая сеть творческих учителей для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения инновационных технологий, согласно программе Кембриджского университета. В нынешнее время ценятся успешные, способные к самореализации педагоги, обеспечивая тем самым конкурентоспособность в педагогической деятельности.

- Раиса Советовна, сколько общеобразовательных школ действует по городу? Есть ли в городе 3-х сменные школы?

- В настоящее время функционируют 15 общеобразовательных школ города и региона в которых обучается 9085 учеников и работает 804 преподавателей. В городе и регионе нет 3-х сменных школ.

- Каково состояние материально-технической базы школ? Имеются ли школы находящиеся в аварийном состоянии и нуждаются в срочном ремонте?

- Состояние материально-технической базы удовлетворительное. Ежегодно выделяются средства на укрепление и обновление материально-технической базы. В 2015 году 26 млн. 146 тыс. тенге выделено на обновление материально-технической базы организаций образования.

- То тут, то там пишется о массовых отравлениях детей в школьных столовых. На ком лежит ответственность по организациям питания в школах?

- За прошлый учебный год отравлений в школах не зафиксировано. Отдел образования и РГУ Капшагайское городское управление по защите прав потребителей по городу Капшагай работает в тесном контакте по выполнению Постановления РК № 12 от 2007 года и Постановления РК № 115 от 19 февраля 2014 года. Согласно графику городского управления по защите прав потребителей и плану работ отдела образования все учреждения образования проверяются на соответствие правилам и нормам СанПи.

По городу Капшагай горячим питанием 100% обеспечены дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и дети малообеспеченных семей.

- Достаточно ли средств выделяется государством на укрепление материально-технической базы библиотек? Какова обеспеченность учебниками на 2015-2016 учебный год? Ведь в правительстве говорилось, что учебниками будут 100% обеспечены из госбюджета.

- На приобретение учебников и методических пособий в 2015 году выделено и освоено 61 млн 5 тыс тенге. Все ученики школ полностью обеспечены учебниками на 2015-2016 учебный год. Родители учебники для своих детей не приобретали.

- Министр образования Аслан Саринжипов в одном из интервью разъяснил, что процесс издания методических пособий для школ три этапа. В одном из них, по его словам участвую сами школы и районные отделы образования. То есть вы, совместно с учителями формируете заказ. Но признаться, мы никогда не наблюдали, что в этом процессе участвуют обычные учителя. Ведь многие из них с трудом находят необходимые пособия. Пожалуйста, расскажите об этом?

- Конечно, каждый учитель индивидуально не формирует заказ на издание методических пособий, этим занимается библиотекарь совместно с руководителями методических объединений, но заявка формируется в соответствии с потребностью и заказами учителей на данные пособия, в особенности молодых специалистов. Если педагог своевременно подает заявку на издание методических пособий, а также своевременно приходит в библиотеку за своим заказом, интересуется этим вопросом, у него не будет возникать вопросов и проблем с нахождением необходимых пособий.

- Что вы думаете сказать о жалобах преподавателей на перегрузку заполнения документаций и постоянные проверки «свыше». Решаема ли эта проблема?

- Ведение документации в организациях образования, а также различные проверки регламентированы и основаны на официальных нормативно-правовых документах. Ведение документации должно быть строго систематизировано, тогда не будет возникать проблем в этом вопросе. На этот вопрос можно ответить следующим высказыванием: «Кто хочет действовать, тот ищет возможности, кто не хочет - ищет причины».

- Известно, что учителей обязывают делать обходы по домам учеников, для проверки условий их жизни. Эти проверки настолько участились, что преподаватели стали жаловаться в нашу редакцию и просили решить данную проблему. При этом почему-то из всех распространенных профессий именно учителя боятся раскрывать свои имена и открыто говорить о насущных проблемах. Почему у них возникает подобный страх?

- Данная информация не достоверна, поэтому подобные жалобы поступают анонимно. Существует так называемый подворовой обход, который осуществляется два раза в год, когда все работники образования (не только учителя) задействованы в сборе и систематизации данных о детях дошкольного и школьного возраста, проживающих в нашем городе. Данная информация необходима для недопущения нарушения Закона об образовании Республики Казахстан, поскольку получение среднего образования не только наше право, но также и обязанность, которую все мы должны выполнять.

- Всем известно, что сейчас существует огромное количество пробелов в нынешнем образовании. Какие основные проблемы выделили бы вы? Чего не достает образовательной сфере именно в городе Капшагай?

- В сфере образования города Капшагай существуют некоторые пробелы, которые решаются. Необходимо строительство новой школы на 1200 мест, так как две школы расположены в зданиях бывших детских садов.

Имеет место дефицита в дошкольные учреждения. Для строительства двух детских садов в городе Капшагай выделены земельные участки для строительства двух детских садов по 280 мест, а так же одного детского сада в селе Заречный на 140 мест.

- Современные дети, очень мобильны и продвинуты... Как считаете, помогают ли им знания, почерпнутые из Интернета? Насколько школы компьютеризированы?

- В нынешнее время учащиеся школ черпают знания в основном с Интернета. Экспериментируют и создают научные проекты. В городе 60% школ укомплектованы лингафонно-мультимедийными классами, лингафонные кабинеты-9 (60%), кабинетами новой модификации, кабинетов физики- 9 (60%), биологии-9 (60%), химии-5 (33,3%), для работы в режиме ОНЛАЙН в 11-ти учреждениях образования к локальным сетям подключены 70 интерактивных досок, 4 мультифункциональных установок для углубленного изучения предметов естественного–математического цикла. Все школы подключены к широкополосному Интернету.

- В скором времени в школах планируется 3-х язычное обучение. Как вы считаете, готовы ли обучаться на трех языках, а педагоги преподавать? Ведь уровень знания английского языка должен быть на очень высоком уровне, чтобы понимать такие предметы как физику, биологию... Как по Вашему должно быть построено преподавание, чтобы дети понимали о чем им говорят?

- Поэтапное внедрение 3-х язычного (полиязычного) образования не простая задача, но при верном стратегическом планировании и системной работе в данном направлении переход на 3-язычное обучение в школах будет успешно внедрен. Конечно, в данное время не все школы готовы к переходу на 3-х язычное обучение, ведется подготовительная работа, а также подготовка соответствующих кадров. В первую очередь, повышаются требования к преподаванию языковых предметов, в общеобразовательных школах, все больше вводиться углубленное изучение предметов, в особенности языковых, привлекаются волонтеры – носители языка, для преподавания английского языка в школах. На данный момент 3-х язычное обучение проходит апробацию в пилотных школах Республики, также в Назарбаев Интеллектуальные школы - 3-х язычное образование успешно реализовано. Кроме того, в школах, на платной основе, обучают английскому языку, спонсорами данных уроков являются родители.

- Казахстанцы гордятся тем, что мы многонациональное государство. Но все больше появляется различных религиозных и национальных течений. Как Ваш взгляд возможны ли религиозные конфликты в Казахстане?

- Считаю, религиозные и межнациональные конфликты в Казахстане исключены. Многонациональность и толерантность не только наша гордость, но и богатство. В первую очередь это заслуга нашего Президента Н.А. Назарбаева, с первых дней обретения независимости Нурсултан Абишевич взял курс на проведение политики толерантности и межнационального согласия в Республики Казахстан, и в 1995 году была основана Ассамблея народов Казахстана, в этом году Казахстан отмечает Юбилейное 20-летие Ассамблеи народов Казахстана.

- Как преподают предмет «Религиоведение» в школе? Считаете ли Вы что это нужный предмет?

- Предмет «Религиоведение» в школах преподают учителя истории, прошедшие специальную курсовую подготовку. Думаю, религиоведение нужно изучать в школах, поскольку, преподавание данного предмета закладывает основы межрелигиозного согласия и толерантности в нашем государстве, для будущих поколений.

- Действуют ли в городе, какие-либо внешкольные учреждения дополнительного образования?

- В городе функционируют два внешкольных учреждения дополнительного образования. Это: Центр детского творчества и Школа искусств «Меруерт» - в которых обучается 1092 учащихся. Ученики обучаются игре на музыкальных инструментах, танцам и хореографии.

- Насколько сегодня тесна связь образования и воспитания? Помогают ли родители в работе учителям?

- Новые параметры обучения и воспитания требуют кардинального пересмотра целей, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Начиная с дошкольного возраста и заканчивая подготовкой детей к ЕНТ - родители тесно связаны с учителями. Родители активно участвуют, как внутри школьных, так и в городских мероприятиях.

- Какие работы проводятся вами по развитию культурной сферы города при участии подведомственных вам образовательных учреждений?

- Все образовательные учреждения активно участвуют в общественной жизни города, принимают участие в мероприятиях городского уровня.

- Спасибо за беседу.

Автор:
Елена ТКАЧЕНКО.