Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Как дать оценку вузу?


2 сентября 2016, 12:00 | 399 просмотров



За 15 лет термин «аккредитация» прочно вошел в систему отечественного образования (официально он был закреплен в нормативных документах Казахстана в 2001-м). За эти годы были созданы два независимых аккредитационных агентства; создан Национальный реестр аккредитационных органов, аккредитованных организаций образования и образовательных программ. Казахстан­ские вузы и колледжи осознали важность и необходимость этой работы. Наиболее успешные из них прошли процедуры внешней оценки и получили статус «аккредитованных» университетов не только в местных агентствах, но и в признанных международных органах.

Образование: аршином общим не измерить…

Но стала ли проблема качества образования в нашей стране менее острой? В рейтинге глобальной конкурентоспособности (2015-2016) по показателю «качество системы образования» Казахстан занимает 67-ю позицию. В сравнении с европейскими странами это далеко не лучший показатель. Сравнение с Европой неслучайно, ведь, присоединившись в 2010 году к Болонскому процессу, Казахстан стал его полноправным участником. Вхождение в европейское образовательное пространство обязывает отечественные вузы следовать европей­ским стандартам, главный из которых – обеспечение качества посредством процедуры аккредитации.

В полной мере в европейское пространство казахстанские вузы все еще не вписываются. Несмотря на имеющиеся сдвиги в развитии системы оценки качества и на внедрение практики аккредитации, результаты обучения во многих вузах страны не оправдывают ожиданий работодателей и вызывают неудовлетворенность общества. Данное обстоятельство вынуждает задуматься над тем, насколько эффективна система оценки качества образования, в построении которой ак­кредитация играет важнейшую роль. К сожалению, серьезные исследования на эту тему в Казахстане до настоящего времени не проводились. Поэтому широкая общественность не осведомлена ни о работе аккредитационных агентств, ни о результатах аккредитации вузов, ни о системе объективной оценки деятельности учебных заведений.Между тем в дискуссиях на данную тему нередко поднимаются вопросы, касающиеся механизмов измерения качества образования. Как оценить надежность и эффективность того или иного вуза/колледжа/программы? Насколько объективно проводят аккредитацию в казахстанских вузах? Кто проводит внешнюю оценку вуза и какова степень участия работодателей в этом процессе? Нет ли аффилированности оценивающих органов с вузами, Министерством образования? Каковы основные механизмы оценки результатов обучения, образовательных программ и учебного заведения в целом?

В мировой практике основным инструментом оценки качества образования и его обеспечения служит аккредитация. Она представляет собой процесс, посредством которого аккредитационный орган оценивает качество деятельности вуза в целом или отдельных образовательных программ с целью признания их соответствия определенным стандартам и критериям. При этом стандарты и критерии определяются аккредитационным агентством самостоятельно.

Немного истории…

Зарождение аккредитации относится к 19-му веку, когда впервые профессионалы из академической сферы в США подняли вопрос о пороговых границах образования, роли колледжей и университетов и возможности взаимного признания кредитов для мобильности студентов (передвижения из университета в университет).В Казахстане система аккредитации начала внедряться с 2001 года. Следует отметить, что первая государственная аккредитация, проведенная в 2002-м, свелась к автоматическому зачислению в список преимущественно государственных вузов. Позднее процедуры и стандарты аккредитации неоднократно пересматривались и совершенствовались в соответствии с мировой практикой оценки качества образования.Наряду с этим совершенствовалась и законодательная база. Основные положения аккредитации отражены в Законе «Об образовании» от 27 июля 2007 года (с изменениями и дополнениями, внесенными в 2014-м). Государственная программа развития образования и науки на 2016-2019 гг. предусматривает полный переход от государственной аттестации вузов к аккредитации, начиная с 2017-го. Это предполагает создание эффективной системы обеспечения качества образования, включающей как внутреннее, так и внешнее обеспечение качества. На сегодня государством разработаны механизмы стимулирования вузов к прохождению аккредитации. Так, финансирование госзаказа будет проводиться только в вузах, прошедших аккредитацию. Лишь аккредитованные вузы будут иметь право на автономию.Закон «Об образовании» гласит, что «организации образования вправе пройти национальную и международную институциональную, специализированную аккредитацию в аккредитационных органах, внесенных в реестр уполномоченного органа». В 2012-м Министерством образования и науки РК был создан Национальный реестр аккредитационных органов, который ведет регистрацию и учет национальных и зарубежных аккредитационных органов, их правомочность по осуществлению процедуры институциональной и специализированной аккредитации организаций образования.

А судьи кто?

В настоящее время в Казахстане функционируют два независимых ак­кредитационных агентства, которые проводят как институциональную аккредитацию (учреждений образования в целом), так и специализированную (отдельных образовательных программ). Это Независимое казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании (НКАОКО) и Независимое агентство аккредитации и рейтинга (НААР). При разработке стандартов они учитывали не только казахстанское законодательство, но и европейские стандарты и руководящие принципы по обеспечению качества высшего образования.

Помимо НКАОКО и НААР, в состав Национального реестра аккредитационных органов входят восемь зарубежных организаций: Аккредитационный совет по инженерии и технологиям (ABET, США); Австрийское агент­ство по обеспечению качества и аккредитации (AQ Austria, Австрия); Институт аккредитации, сертификации и качества (ACQUIN, Германия); Аккредитационное агентство по программам инженерии, информатики, естественных наук и математики (ASIIN e.v., Германия); Фонд аккредитации международных программ по бизнес-администрированию (FIBAA, Германия); Совет по аккредитации бизнес-школ и программ (ACBSP, США); Институт морской инженерии, науки и техники (IMarEST, Великобритания); Комиссия по начальным и средним школам Ассоциации учебных заведений Центральных Штатов (MSA-CESS, США).

В то же время в данном реестре отсутствуют ведущие международные ак­кредитационные агентства, пользующиеся авторитетом и признаваемые во всем мире (например, в области бизнес-образования AACSB, EQUIS, AMBA). Считаем целесообразным включить данные агентства в Национальный реестр «по умолчанию» (а не требовать от них заявки на вступление и ежегодные отчеты), поскольку опыт лучших мировых университетов убедительно доказывает совершенство стандартов данных организаций, ведущих к достижению высоких результатов обучения. Более того, выпускники университетов, ак­кредитованных данными агентствами, наиболее востребованы на рынке труда.

Также казахстанская общественность нуждается в информации о деятельности аккредитационных агентств, о стандартах и критериях аккредитации, о результатах объективной оценки вузов и образовательных программ. В мировой практике деятельность аккредитационных агентств, особенно вновь созданных, абсолютно прозрачна и контролируется общественными организациями.

Анализ зарубежного опыта свидетельствует о том, что для объективной оценки качества образования, для качества самих аккредитационных органов нужна конкурентная среда; у вузов должен быть широкий выбор организаций, уполномоченных аккредитовывать их. Принимая во внимание текущую ситуацию в Казахстане, где действуют лишь два аккредитационных органа, логично поставить вопрос о расширении сети таких агентств, особенно специализированных, о создании поистине независимой общественно-профессиональной аккредитации.

Аккредитация: институциональная или программная?

Наряду с агентствами, которые аккредитуют учреждения образования на институциональном уровне, в мире популярны и организации, аккредитующие отдельные образовательные программы или вузы определенного профиля. Известно, что в странах ОЭСР (особенно в США) большую роль в образовании играют профессиональные ассоциации и объединения (ассоциации бухгалтеров, маркетологов, юристов, финансистов, инженеров и пр.), заинтересованные в качестве подготовки кадров для развития своих отраслей.

Представители казахстанского среднего класса заметно отличаются от своих собратьев…

Например, во многих странах Европы и в США программы технического и инженерного, экономического и бизнес-профиля аккредитовываются специализированными организациями.

Такая аккредитация дает более точную и объективную оценку качества вуза/образовательной программы определенного направления. Похожая ситуация и в системе рейтингов. В действительности, при выборе вуза и программы для абитуриента важен рейтинг и аккредитация конкретной специальности, нежели общий рейтинг вуза. Данная тенденция обусловлена спросом не только со стороны абитуриентов и их родителей, но и со стороны работодателей, профессиональных и общественных организаций. Более того, в зарубежной практике инициатива создания рейтингов вузов исходит от самих работодателей и профессиональных сообществ, напрямую заинтересованных в объективности результатов оценки.

Кому и для чего нужна аккредитация?

В условиях Казахстана перспективным выглядит вариант создания новых агентств по аккредитации вузов и образовательных программ определенного направления (например, технического, экономического, гуманитарного и пр.). При этом важно привлечь работодателей и профессиональные сообщества, чтобы обеспечить качественный состав экспертов по каждому направлению. Также представляется важным участие в создании и работе новых аккредитационных органов Национальной палаты предпринимателей (НПП), как органа, объединяющего профессиональные ассоциации.

Для системного понимания сущности аккредитации и степени ее влияния на различные категории общества важно знать ее преимущества, т.е. кому и зачем она нужна.

Хотя у нас отсутствует представление о том, почему создание системы аккредитации важно и для потребителей (студентов, работодателей, государства), и для общества в целом, на самом деле появление такой системы для всех перечисленных сторон имеет несомненные преимущества.

В частности, аккредитация вуза в серьезном рейтинговом или аккредитационном агентстве имеет неоспоримые «плюсы» для студентов: она служит ориентиром в выборе вуза при поступлении; защищает от получения некачественных образовательных услуг; позволяет вузам взаимно признавать (перезачитывать) кредиты; способствует академической мобильности студентов; дает возможность перевода в зарубежные вузы для продолжения обучения; дает преимущество перед другими выпускниками (неаккредитованных вузов) при трудоустройстве и продвижении карьеры и многое другое.

В свою очередь, общество благодаря системе аккредитации получает надежную и достоверную информацию о качестве обучения в вузах и колледжах. Повышается конкурентоспособность человеческих ресурсов, появляется стимул для развития социальной сферы. Вузы, государство и работодатели, несомненно, тоже получают ряд преимуществ от создания системы аккредитации.

Очевидно, что она служит общественным интересам, отвечая потребностям широких слоев населения. При том, что аккредитация является добровольным процессом, современные условия, процессы глобализации и интернационализации образования вынуждают сильные вузы к прохождению международной аккредитации, с тем чтобы повысить свой статус и рейтинги.

Критерии оценки

Статус аккредитации вузу присуждается лишь на определенный срок (как правило, от 5 до 10 лет). Это означает, что вуз/колледж/программа соответствует стандартам аккредитационного агентства, действующим на момент получения аккредитации, и гарантирует качество предоставляемых услуг на весь период действия статуса. По истечении этого срока вуз должен вновь пройти процедуру оценки для подтверждения присвоенного статуса, поскольку стандарты и критерии оценки подвержены постоянному обновлению под воздействием новых тенденций, последних научных достижений и инновационных процессов. При повторной аккредитации (реаккредитации) вуз должен продемонстрировать, что результаты предыдущей оценки были использованы в качестве основы для дальнейшего совершенствования, что качество предоставляемых услуг улучшается на постоянной основе и соответствует обновленным стандартам.

При всем своем разнообразии и особенностях стандарты аккредитации имеют общие черты. Как правило, оцениваются управление и стратегическое планирование; цели и содержание образовательных программ; ориентация на интересы студентов и других заинтересованных лиц; преподаватели и персонал. Центральным в стандартах аккредитации является достижение результатов обучения и освоение компетенций обучающимися и выпускниками.

Система образования Казахстана переживает сложные времена реформирования. Качество образования – это ключевой вопрос, вокруг которого происходят все изменения и преобразования. Присоединившись к Болонскому процессу, Казахстан подписал и взял на себя ответственность за выполнение его параметров, главный из которых – обеспечение качества через процедуру аккредитации. Сегодня аккредитация – неотъемлемый элемент отечественной системы образования, от которой напрямую зависят качество подготовки кадров, уровень человеческого капитала и, в конечном счете, конкурентоспособность страны. Следовательно, развитие системы аккредитации – важная задача, решать которую следует всему обществу. Полагаем ошибочным возлагать ответственность лишь на образовательный сектор, в частности на Министерство образования и науки. «Первую скрипку» в развитии ак­кредитации должны играть профессиональные сообщества работодателей – как конечные потребители образовательных услуг, так и ассоциации самих вузов, ассоциации ППС и студентов.

Автор:
Асылбек Кожахметов, доктор делового администрирования (DBA), президент Almaty Management University, Агипа Монобаева, доктор Ph


Комментарии


Комментариев нет.

Контент устарел, комментирование закрыто