Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ОЖОГ СЕРДЦА МУКАГАЛИ


7 октября 2016, 10:01 | 480 просмотров



Что мне нравится у поэтов – это поэзия.

Альберто Моравиа

Поэзия моя, если умру я - ты живи.

Мукагали Макатаев

Нашему славному земляку, замечательному акыну Макагали Макатаеву, чье имя символизирует казахскую поэзию второй половины ХХ века, 1 октября текущего года в рамках празднования Дня города Талдыкоргана, в юго-восточной части парка «Жастар» был торжественно открыт бюст. Со знаменательным событием жителей и гостей города поздравил аким области Амандык Баталов. На этом  торжественном мероприятии выступил Жулдыз Мукагалиулы - сын поэта.

Обращаясь к собравшимся с поздравительной речью глава региона А. Баталов отметил, что имя выдающегося поэта известно далеко за пределами Казахстана. Поэтому установка его бюста - это знаменательное культурное событие для жителей всей Алматинской области.

- Мукагали Макатаев оставил неизгладимый след в литературном наследии казахстанского народа. Мы ценим его не только как поэта, но и как личность, человека, который искренне любил свою страну и ее народ. Символично, что бюст поэту, чьё творчество воспевает гуманизм, милосердие, любовь к родине, умение сопереживать и творить добро, установлен в год 25-летия Независимости. Уверен, что установленный сегодня бюст будет напоминать жетысусцам и гостям региона о нашем прославленном земляке, - сказал аким области.

Торжественная церемония завершилась возложением цветов к подножию бюста Мукагали Макатаева и чтением стихов поэта.

Его нет с нами четыре десятилетия. И хотя он ушел из жизни в расцвете своего поэтического полета, но остались его книги, стихи и песни. Мукагали был уверен, его стихам уготован судьба долгого существования, они проторят дорогу к сердцам своего читателя. И это будут не только ровесники акына и его современники.

Сошлемся на одну из последних записей в дневнике Макатаева: «Дорогие товарищи мои! Если вы действительно намерены исследовать мою биографию, мое творчество, то не забудьте прочесть все, что написано мною, где я через свое «Я», не утаивая, в стихах вел летопись своей жизни». Будем покорны воле поэта и отправимся с ним в наполненный щемящей грустью короткий, полный драматизма жизненный путь, как в зеркале отразившийся в строках его поэзии.

Макатаев родился 9 февраля 1931 года в селе Карасаз Нарынкольского (ныне Раимбекского) района Алматинской области. Заповедная красота Карасаза стала источником поэтического дара Мукагали. Как он воспевал «счастливый край» своего детства: «Мой Карасаз! Мое невысказанное чувство, Ты счастье, которое я искал!»

Карасаз - малая родина Макатаева, помогавшая ему в самые трудные минуты жизни. Она дала ему крылья и предначертала судьбу поэта: «Пой обо мне», — словно просила темная вода, «Пой обо мне», — словно просил густой камыш».

Полное имя поэта - Мухаметкали, но его с детства ласково называли Мукагали, считая, что бремя ответственности (нелегко носить имя Пророка) может осложнить жизнь маленького ребенка. У молодых родителей Макатаевых, Сулеймена и Нагиман, он был первым из троих детей. Отец поэта, скромный и работящий человек, за год до войны стал председателем колхоза. Первоначально детство Макатаева было безоблачным. В стихотворении «Родная земля», обращаясь к Карасазу, он так вспоминает о нем: «Коня, сделанного из прутика, я оседлал, я рыбу ловил, В реке и лесах твоих резвился». Только шалости и проказы, связанные с ощущениями детства, могли оставить счастливый след в душе человека, уже ставшего взрослым, Макатаев любил мир своего детства и искренне тосковал по нему: «О детские годы мои, соскучился я по вас!» И именно воспоминания о детстве породили многие образы его поэзии:

Смотри, плача и рыдая, детство стоит

На обрыве, с которого мы прыгали в воду.

В этом можно было убедиться, присутствуя на запоминающемся поэтическо-театрализованном представлении, посвященному юбилею Мукагали Макатаева в сшг №1 имени Абая областного центра. Лейтмотивом к спектаклю с участием школьников разных возрастных групп и умело срежессированному заслуженным артистом республики, уважаемым аксакалом Омирсериком Калиулы, прозвучали строки из дневника, сделанные М. Макатаевым незадолго до смерти: «Пройдут годы, придет новое поколение, и они поставят каждого из нас на свое место. Испокон веков так было, так есть, так будет! О себе я вот что скажу: я ровесник поколения XXI века, а может быть, родственник еще дальних поколений».

На сцене юный чтец, в то время шестиклассник Алибек Киргизбеков. У него сегодня роль будущего акына в юности, а стихотворение, которое он читает с задором и высоким пафосом, посвященное отчиму краю: «Родная земля, когда смотрю на твои просторы, / У меня, у моей песни вырастают крылья».

В один из дней февраля 1931 года в ауле Карасаз праздновали по казахскому обычаю – шилдехана - рождение в семье Нагиман и Сулеймена Макатаевых первенца, которого нарекли святым именем Мухаметкали. Карасаз - заповедное место в Нарынкольском (ныне Раимбекском) районе Алматинской области - стали золотой колыбелью для появившегося на свет мальчика и будет вдохновлять и питать его творчество живительными соками малой родины.

Нельзя не согласиться с утверждением, что первоначально детство будущего акына было безоблачным и безмятежным. Тем более он был первенцем у молодых родителей, и все равно, потом, когда у Мукагали появились младшие братья, детское имя так за ним и осталось. Но даже став взрослым, состоявшимся гражданином, отцом шестерых детей, он, как и многие до него и после, с щемящим чувством счастливого человека, вспоминал детства пору, безвинные  проделки и проказы, первые открытия и влюбленности. Вот одно из таких воспоминаний: «Коня, сделанного из прутика, я оседлал, я рыбу ловил, \ В реке и лесах твоих резвился». Или: «Мы были босоногими детьми, когда гоняли коз, \ Когда кидали в окна камни».

Всю свою короткую жизнь Мукагали любил мир детства и никогда ему не изменял, часто черпал из него, как из непересыхающего родника, поэтические образы, трепетно сохраняя их чистоту и яркость, волнуясь и приводя в волнение читателя: «Смотрю, плача и рыдая, детство стоит / На обрыве, с которого мы прыгали в воду».

Черная весть о начавшейся войне, как грозовая туча, накрыла страну. Десятилетним мальчиком Мукагали провожал отца, которому еще недавно сельчане оказали большое доверие, избрав председателем колхоза, на фронт. Теперь Мукагали остался за старшего, на глазах повзрослел, почувствовав ответственность и за мать, и за младших братьев. И неслучайны его раздумья, еще ребенка, но со взрослой душой: «Откуда это слово – война? Кто его выдумал? Для чего взрослым воевать?» А в стихах это было выражено так: «Помню все – и землю мою, и жизнь мою/ Только не помню – смеялся ли, плакал ли я/ Только не помню -/ Было ли детство у меня?»

Отец Сулеймен Макатаев домой не вернулся – он пал в бою. И с тех пор Мукагали никогда не забывал, что он подранок той страшной войны, что он – «солдатом зажженный огонь», а знать не имеет права просто так погаснуть. Возможно, в этом-то и коренятся все его философские рассуждения о бессмертии, нашедшие воплощение в творческих находках, поэтических метафорах и рифмах.

Судя по воспоминаниям Нагиман Макатаевой – матери поэта, уже в 14 лет сын серьезно был увлечен поэзией. Он не расставался с книгами, а то были сборники произведений Абая, Сейфуллина, Ауэзова, Мусрепова. Кроме того, Мукагали совершенно самостоятельно выучил русский язык и запоем читал русскую литературу. Особенно отдавал предпочтение стихам Пушкина, Есенина, Блока. В одном из писем своему товарищу Макатаев признался: «Да, я люблю литературу. Превыше нее для меня ничего нет». А в дневнике он написал: «И еще время научило нас терпению, умению ждать. Мы умели до слез радоваться любому доброму слову, трудились, чувствуя себя счастливыми потому, что были нужны людям, своему аулу, своему колхозу. Доброта была для нас вершиной, самым священным признаком человечности…»

…На школьную сцену к Айдане Бекказиевой, Кайрату Амангильдиеву, Молдир Жуйрикбаевой поднялась воспитанница учителя казахского языка, Гульмиры Аманбаковны Куспековой, победительница конкурса «Калалык Мукагали окуларынын жулдегери» десятиклассница Нурбахыт Гульназ. Она с большим чувством и выразительностью читает неумирающий, облетевший мир «Реквием»: «Мы не сироты, / Одни на свете, / Мы – не взрослые /И не дети; /Нам не страшно, /И нам не больно, /Шар земной - /Будто мяч футбольный!/ Не ругайте нас, /Одичалых,/ Нас, к любому делу пригодных, / Нас, отчаявшихся / И печальных, / Нас, бессребреников/ И голодных, / Равнодушие преодолейте, / Нашей болью / Переболейте. / Нам Обиду / Не наносите, / Жалких слез / Над нами не лейте»…

В 1948 году Мукагали успешно завершил обучение в Нарынской школе-интернате. А весной следующего года в его судьбе произошло радостное событие: а ауле Шибут, где он в то время работал, повстречал свою любовь – Лашын Алимжанову. Вскоре была сыграна свадьба.

Надо сказать, что Мукагали несколько раз успешно выдерживал вступительные испытания в высшие учебные заведения. Вначале это был филологический факультет КазГУ, затем институт иностранных языков и вновь КазГУ, но уже юридический факультет. Легкость, с которой Макатаев поступал в высшие учебные заведения, свидетельствует о его огромных способностях, а желание получить образование - о стремлении получить знания. Возможно, это связано еще с отцовским наказом, который навсегда остался в сердце Мукагали: быть не только опорой бабушке Тиын, матери, младшим братьям, но и обязательно учиться (стихотворение «Наказ отца»). В 1973 году осуществилась его сокровенная мечта - он становится студентом Литературного института имени М. Горького в Москве. Только закончить его опять не удалось, по семейным обстоятельствам пришлось оставить учебу еще на первом курсе.

Находясь свыше 30 лет в родном Карасазе, Макатаев работал в конторе, преподавал русский язык в местной школе, был корреспондентом районной газеты.

Следует отметить, проба  поэтического пера у начинающего акына произошла еще в 1948 году, когда увидела свет подборка стихотворений в газете «Советская граница». Ведь автор их был родом из Нарынкольского приграничья. В дневниковой записи у него есть такие вот строки: «О, мой создатель, благодаря тебе я впервые увидел величие и красоту природы! Моя первая любовь – родная моя земля, чистая, как родник!»

И действительно, до сей поры мы, глядя на благословленный Карасаз, вместе с акыном готовы воскликнуть: «Айналайн, атамекен, ак мекени».

В 1954 году у Макатаева выходит публикация стихов в коллективном сборнике «Жастар жыры». А вот известность ему принесла поэма «Аппассионата», увидавшая свет на страницах газеты «Социалистик Казахстан» 1962 года. В этом же году Мукагали вместе с семьей переехал в Алматы, и здесь его профессиональная деятельность самым тесным образом была связана с литературной работой. Он не только диктор на Казахском радио, журналист газеты «Социалистик Казахстан», но и сотрудник журнала «Жулдыз», руководил советом по делам молодежи при Союзе писателей Казахстана.

Самобытный талант проявляется в беззаветной любви к поэзии. Стихи Макатаева часто публикуются на страницах республиканских газет и журналов, в Омске же 1962 году вышла его первая книга. Наряду с тем, что Макатаев воспевает любовь и дружбу, поэзию и природу, тема Родины – это главная тема всего его творчества. Одно из стихотворений он неслучайно назвал «Мысли, рожденные родной землей». Акын говорит, что открыл двери в большой мир через мир своей маленькой Вселенной – золотую колыбель Карасаза. За 25 лет литературного труда им было создано более тысячи поэтических шедевров. При жизни акына к читателям пришли восемь его стихотворных сборников. Это «Приветствую вас, друзья!», «Когда лебеди спят», «Свет мой», «Печаль сердца» и другие. Да, он стал автором мощных поэм, таких, как «Ильич», «Раимбек! Раимбек!», «Горный орел», «Беглец» и «Мавр», а еще его перу принадлежали рассказы и повести, драматургическое произведение на темы современности – пьеса «Прощай, любовь», ряд статей по вопросам современного состояния казахской поэзии. Поэтическое чутьё позволило Макатаеву на высоком профессиональном уровне перевести первую часть «Божественной комедии» А.Данте, а также произведений из творческого наследия В.Шекспира и У.Уитмена, восточных поэтов и русских поэтов-современников. Не это ли доказательство широты макатаевского художественного таланта!

Строки, написанные почти сорок-пятьдесят лет назад, читается и сегодня, на новом витке исторического развития, звучит и современно, и актуально. Судите сами: «Взлелеяв меня, взрастила ты, Великая Родина». А вот Родина по Макатаеву – это дух и культура, язык и история, удивительная по красоте земля. Акын утверждает, что казахская земля потому жива и цветущая, что на страже её рубежей всегда стояли великие казахские сыны, перед которыми надо склонить голову. Надо гордиться, что ты рожден на этой земле. И при мысли этой сердце акына рвется из груди, а в душе его песней отзывается слово «Родина!»

«Народ мой! В тебя я влюблен!» или «Мой родной народ, / В разлуке я скучаю». Макатаев ведет неустанный разговор с народом: «Судьба, ты меня пока не тревожь, / Дай поговорить по душам с моим народом!» Истинный народный акын полноправно рождает строки: «Во мне твой голос, твои песни. / Мысли твои во мне живут».

Счастье Макатаева заключается в том, чтобы жить в своем Отечестве, со своим народом. Но превыше этого для него – счастье самого народа и родной земли. В этом заключено истинное благородство и патриотизм акына Макатаева.

Но была ли жизнь М. Макатаева в столичной сутолоке столь возвышена, поэтизированной и беспроблемна? Увы, это не так. Уже  десять лет, как он живет в Алматы. Один из его современников допустил высказывание: «Сердце великого поэта было по-детски чистым». Добрый и искренний, скромный и дерзкий, наивный и щедрый, открытый и простой, прямолинейный и справедливый, поэт часто говорил: «Люди рождаются для того, чтобы понимать друг друга, жить в мире». Кажется, сказано вернее верного. Он любит людей и мог с каждым найти общий язык. Он всегда стремился прийти на помощь.

Как складывалась судьба Макатаева - поэта и человека? Ответ можно найти в его дневниках. Исповедь перед самим собой требовала искренности, огромной работы души и, конечно же, мужества. Поэтому звучащие в дневниках откровения позволяют по-настоящему проникнуться судьбой поэта. Но то, что с приходом славы, известности на него сваливаются тяжелые испытания – об этом тоже надо сказать и надо иметь в виду, когда мы пытаемся найти причины его раннего ухода от нас. Мукагали тяжело пережил трагическую гибель старшей дочери, 11-тилетней Майгуль, которую сбил мотоциклист. А еще его многочисленная семья долгие годы не имела угла (а в те времена квартирный вопрос самым архиактуальным!), скиталась по съемным квартирам. Новая беда, в 1969 году акын потерял портфель с рукописями. Была еще травля в писательских кругах, наконец, исключение из Союза писателей – это тоже было. А потом борьба с самим собой, со своими слабостями, и страшная, неизлечимая болезнь.

Выделим здесь запись, относящуюся к 20 марта 1973 года, которая содержит размышления поэта о том, что друзья-товарищи распространяют о нем много слухов, порою приукрашивая и переиначивая факты. К этой человеческой слабости он относится снисходительно: «Пусть говорят». Мукагали по натуре был человеком деликатным, поэтому две вещи в жизни давались ему с большим трудом. Во-первых, было унизительно изобличить человека в непорядочности, во-вторых, ответить отказом, сказать «нет». И, может быть, это было главной причиной его страданий как поэта и как человека. «Мягкосердечность - мое слабое место. Вероятно, из-за этого я часто и спотыкаюсь».

Вчитываясь в дневниковую запись акына и писателя: «Что же такого я сделал им?» (2 мая 1974 года) - действительно, ловишь себя на мысли, что этот талантливый лирик обладал тонкой и ранимой душой.

Читая дневники Макатаева, понимаешь, что он не только большой поэт, но и одинокий, страдающий человек, остро воспринимающий жестокости окружающего мира. «25 мая 1974 г. Не держите душу нараспашку, как ни горько, в наш век это к хорошему не приведет». Или запись такого рода: «10 июня 1974 г. Как поэта волей-неволей меня понимают люди, а как человека едва ли кто понимает, даже самые близкие мне. Так поймите же, я родился Человеком и останусь им, а поэтом я стал, понимаете, стал...».

Вместе с поэтом переживаешь его страдания. Охватывает отчаяние, когда читаешь такое признание: «Будь ты проклята, моя поэтическая судьба! Будь ты трижды проклята, среда, окружающая меня! Среда, которой душой и сердцем я отдался, поверил, надеялся на лучшее. Коротаю свои униженные дни, дни, которые ничего мне не принесли, кроме горечи да страданий. Теперь-то я понял, что нет человека на свете несчастнее меня».

И, тем не менее, акын находит утешение в поэзии. «Сегодня, 27 января 1974 г. написана поэма под названием «Чили, свет мой!» за один присест, без перерыва, без единой помарки, с 10 утра и 12 ночи. Попробуйте, сразиться со мной». И далее… «Понимая людей, сам хочу быть понятным. Вот она – суть всей моей поэзии. Для меня поэзия – крик души. Больше ничего». Последнюю запись Мукагали сделал 28 февраля 1976 года – ровно за месяц до смерти. «Удивительно то, что написанное мною 10-20 лет тому назад читается как новое. Все на месте».

Еще следует добавить, что последняя прижизненная книга стихов Макатаева называлась «Жизнь-поэма», и увидела  она свет в марте 1976 года. Мукагали, получив сигнальный тираж, сразу начал подписывать книгу своим близким людям, символично проставляя  неожиданную дату «27 марта 1976 года». Именно в этот день его не стало.

Мартовским денём 76-го друг Макатаева - М. Жомартбек, находясь в командировке в Актюбинской области, стал свидетелем случайной сцены в автобусе. Красивая юная казашка обнимала газету и горько плакала. Он спросил у нее, что произошло. В ответ она сказала: «Умер поэт, чьи стихи я очень люблю». Это была газета с некрологом о смерти Макатаева. В те весенние дни вместе с этой девушкой плакали все, кто действительно любил Мукагали.

Значение поэзии Макатаева в ХХI веке наиболее точно определяют слова одного из его почитателей: «Началась вторая жизнь поэта. Мукагали сегодня - легенда. Мукагали сегодня - истина. Мукагали сегодня - Коран». Вся поэзия Макатаева - это гармония любви и созидательного смысла, в которой отражается личность поэта, творившего бессмертие. И эта поэзия всегда современна и вечно живет в мире, который поэт любил и которому завещал в любви вспоминать о нем.

Когда буйствует весна,

Когда идет проливной дождь,

Когда грохочущие тучи

Пронзает молния,

Вспомни обо мне.

Лишь в 2000 году заслуги акына Мукагали Макатаева были признаны присуждением Государственной премии посмертно. И сегодня его имя символизирует современную казахскую поэзию.

…Поэтический спектакль, организованный учителями казахского языка и литературы сшг №1 имени Абая Айнур Абдильдаевой и Жумакыз Алимбековой, библиотекарями Калдан Жаркынбаевой и Айсарой  Спатаевой завершился хоровым пением участниками спектакля и зрителями песни «Атамикен» (слова М. Макатаева, музыка И. Хасангалиева). Действительно, в этой песни  звучит неиссякаемая любовь  акына к родной земле, к своему народу. Она глубоко трогает душу. Поистине, нам есть, чему учиться у поэта Мукагали Макатаева.

Андрей БЕРЕЗИН,

писатель-краевед

Автор:
Андрей БЕРЕЗИН, писатель-краевед


Комментарии


Комментариев нет.

Контент устарел, комментирование закрыто