Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Возможно ли это: научить жить!?


2 декабря 2016, 11:00 | 1 826 просмотров



«Слишком большие достоинства подчас делают человека непригодным для общества: на рынок не ходят с золотыми слитками - там нужна разменная монета, в особенности мелочь» - изрек некогда Никола Шамфор. Что же конкретно имел в виду знаменитый французский писатель, мыслитель, моралист - уже точно и не определишь. Однако по сей день, саму суть данного высказывания можно разглядеть и в нашей повседневной жизни. Для этого, к примеру, можно взять систему образования любого современного государства. Сколько удивительных личностей, идеи и работы которых можно посчитать настоящим кладом в процессе воспитания и обучения детей, попросту не были услышаны и приняты их обществом… И лишь время и вера помогли им воплотить свои светлые идеи в жизнь.

Именно о таких Великих умах мы расскажем вам, уважаемые читатели, в данной статье.

Начать, пожалуй, стоит с пары-тройки вопросов, которые каждый из нас обязан себе задать: Кем и как воспитывается в школе мой ребенок? Стоит ли, в общем, доверять современной системе образования? И достаточно ли внимания в школах уделяется личностному росту и развитию моего малыша?

«Личностному росту– удивленно задал бы вам встречный вопрос любой учитель. При этом возмущенно отметив, что у него в классе 30 человек, но, так и не сознавшись, что ему нет дела до личностного роста конкретного ребенка, потому что он с трудом успевает дать новую тему, проверить домашнее задание и заполнить по этому поводу «гору документов» для отчета. И, вроде бы, понятное дело, что такой ответ не должен никого удовлетворять. Ну, а если признаться честно: вы вообще когда-нибудь о личностном росте своего чада задумывались? Или вас успокаивает факт, того, что и вы обучались точно так же и ничего! Вон, какой личностью выросли! Отлично! Тогда давайте для собственно интереса зададим себе еще несколько вопросов: На чем же зиждется современная система образования нашего государства?

Ответ: на постоянстве никому непонятных реформ!

Вопрос: «Что же она из себя представляет?». Протяжный ответ, с нотками раздумья: «Ну, мой ребенок: поступает в школу; ежедневно получает новую информацию от учителя; ежедневно получает классные и домашние задания; выполняет все задания и получает за это соответствующую оценку; и ..?».

И как это все формирует внутренний мир вашего ребенка, вам никто точно не ответит, ведь каждый ребенок индивидуален. Конечно, на всех предстоящих экзаменах он выдаст вам определенный багаж знаний, но большую часть этих знаний, он не пронесет по своему жизненному пути и десяти лет.

Интереснейшим фактором является то, что в истории развития мировой системы образования существовали личности, которые шли наперекор всем установлениям и правилам, утверждая и доказывая «ученому миру» то, что является действительно важным в процессе воспитания и обучения детей.

Взять для примера Герберта Спенсера – английского ученного, который являлся непримиримым противником и жестким критиком классического образования. «Великая роль образования - это не знания, а действие», - утверждал Спенсер, опираясь на то, что обычное образование всячески лишено этакой жизненной реальности. И функционирует оно лишь посредством передачи ученикам готовой информации, которую они обязаны зазубрить. Его же идеи и методы были связаны с тем, чтобы образование неукоснительно приносило реальную и практическую пользу любому школьнику, тем самым развивая в нем индивидуальную личность. Самое удивительное, что самому Спенсеру довольно тяжело давалось школьное обучение. А в изучении некоторых предметов он вообще не видел никакого смысла. Обучаясь посредством личностных наблюдений и практик, Спенсер ясно видел результат того, как самостоятельно исполненные практические действия влияют на развитие детей.  Ребенок сам должен видеть к чему приводят те или иные его поступки. Педагогическая цель Спенсера заключалась в том, чтобы создать такую личность, которая сможет полностью управлять собой, и не будет позволять этого окружающим. Согласитесь, подобные качества весьма пригодились бы огромному количеству молодых людей нашей современности. "Правильная деятельность лучше всего обеспечивается в жизни, когда познаются дурные и хорошие последствия поступков, а не тогда, когда принимают их на веру с чужих слов", - утверждал наш необычный - педагог, но не смотря на старания и множество трудов по данному поводу, идеи Спенсера мало повлияли на изменения методологии классического образования.

Следующий же педагог, чьи необычные идеи и способы в воспитании и обучении детей достигли большей славы и результатов чем методы Спенсера - это знаменитая  Мария Мантессори, известная всем также как первая в Италии женщина-врач.

Ее удивительная биография раскрывает нам, то, что всю свою жизнь  она посвятила не только обучению детей, но и их лечению. А точнее именно она, первой объединила эти два процесса воедино. В 1889 году на конференции в Турине Мария Мантессори выступила с докладом, в котором сумела доказать, что некоторые психологические проблемы детей необходимо лечить подходя к ним скорее с педагогической стороны, нежели с медицинской. Общество приняло подобную теорию "на ура" и уже через малое количество времени в Риме под руководством самой Мантессори открылся новый Ортофренический институт. Создание института подарило Марии  возможность самостоятельно разрабатывать на его базе новые методики обучения и лечения детей с различными степенями умственных отклонений. Результаты, которые были отмечены позднее независимыми экспертами, превзошли все ожидания общества, ведь те ученики Мантессори, которые считались умственно отсталыми или имеющими психологические заболевания в результате проверок превзошли здоровых детей в навыках письма, чтения и счета. Однако, одновременно подчеркивая эффективность методологии Марии Мантессори ее успехи, наглядно показывали, что в действительности собой представляла система обучения детей тех времен. Именно с этого момента Мария Мантессори взялась за разработку методологии обучения и здоровых детей.

В чем же особенность Мантессори - методологии? «Не мешайте ребенку», - утверждала она в своем учении. Для того чтобы ребенок обучался, взрослому человеку необходимо создать для него правильную среду, в которой бы проявился бы весь его потенциал. При этом  командовать и указывать ребенку, как и что ему делать - совершенно не приемлемо для данной системы. Здесь нужно наблюдать, направлять, помогать, участвовать вместе с ребенком в том, чем он занялся именно в этот момент. Сам ребенок практически не замечает, что обучается, так как все громоздкие обязанности такие как: должен сидеть смирно, должен слушать, должен отвечать правильно, должен, должен и должен попросту напросто отсутствуют. Мария Мантессори призывала всех воспитателей, учителей и педагогов искать суть ребенка, раскрыть его, понять, в чем он силен и в чем слаб, что нравится ему, а что вызывает у него затруднения, при этом  быть ему другом, наставником, помощником.

«Детей учит то, что их окружает», - утверждала Мария.

«Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать».  «Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать».  «Если ребенку демонстрируют враждебность - он учится драться».  «Если с ребенком честны - он учится справедливости».  «Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким».  «Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить».  «Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым».  «Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться».

«Если к ребенку часто бывают, снисходительны - он учится быть   терпеливым».  «Если ребенка часто подбадривают - он приобретает уверенность в себе». «Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым - он учится находить в этом мире любовь».

И если подумать, разве эти наставления не направлены к каждому из нас?   Разве мы не хотим, чтобы наши дети обрели все вышеперечисленные качества. Конечно, хотим! Не смотря на то, что Мария Мантессори как и Спенсер целиком и полностью не сумела поменять классическое образование, в мире существует более 1000 школ работающих по ее методологии. А в 1988 году решением ЮНЕСКО имя  Марию Мантессори  включено в список четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века, среди которых были Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер и Антон Макаренко.

К слову, Джон Дьюи - американский философ, социолог и психолог, своими идеями и методами в воспитании и обучении детей был солидарен с предыдущими личностями, о которых мы вам рассказали.  В его труде под названием «Школа и общество», он также отстаивал и раскрывал своим современникам важность свободы действий  в обучении детей.

Спросите любого современного учителя: «Даете ли вы своим ученикам свободу действий на уроке?» И он расскажет вам мыслимые и немыслимые ситуации, в которых дети ужасно ведут себя, если за ними не смотреть, и не кричать на них.  Однако идея Дьюи заключалась не в том, чтобы полностью отпустить детей и позволять им делать что вздумается. Его идея схожа с системой Мантессори, она предлагает направлять, но одновременно с этим, его основная цель заключалась в  том, чтобы ребенок самостоятельно научился решать жизненные задачи, и в процессе этого овладел творческими навыками, приобрел опыт, а также воспитал в себе стремление к самосовершенствованию. «Накопление ребёнком личного опыта ведёт к воспитанию его личности»,- считал Дьюи.  Главное, что требовалось от учителя создать для ребенка интерес! Легко ли!? Легко, ведь знания, которые в последствии приобретает ребенок крепко на крепко закрепляются в его сознании, а знания о действиях помогают ему не ошибаться в дальнейшем.

Еще одним, но не менее ярым сторонником свободного воспитания была шведская общественная деятельница, активистка движения за права женщин, охрану материнства и детства - Эллен Кей. Ее знаменитое высказывание:  "Взрослый человек сошел бы с ума, если бы какой-нибудь шутник-титан вздумал в течение одного только дня так общаться с ним, как он целые годы обращался со своим ребенком" - хоть и летело «огромным камнем» в огород любого взрослого человека, но являлось и по сей день является истиной. Ведь многие из нас действительно считают, что имеют  полные права унижать и оскорблять своих детей, осуждать их за неумение, не старание и не те результаты, которые мы от них ожидали.

Одной из самых знаменитых книг Эллен Кей, стала книга под названием «Век ребенка», в которой она определила права детей.  По мнению Кей,  ребенок имел право на недостатки, право на неприкосновенность внутреннего мира, и даже право на выбор родителей. А вот педагогам Эллен предлагала уподобиться ребенку, стать для него равным: другом, товарищем.  Именно это, по ее мнению, помогало ребенку раскрыться, и стать таким, каким он действительно должен быть.

Но вот где, же взять такое огромное количество педагогов готовых пойти на это? Учителей, которые готовы оставить все свои привычные методы? Тех, кто готов пойти против установленных системой норм и в действительности посвятить себя воспитанию и обучению детей? Где же взять тех, для кого цель важнее средств, а результат заставляет восторгаться и стремится к еще большему труду и усилиям. Где же сегодня взять преподавателей и учителей, которые могли бы оторваться от груды бездушных бумаг и которые, обучая, не рисковали бы постоянно потерять свою работу под угрозами некомпетентности и несоответствия со стороны вышестоящих инстанций.

Какова она наша система обучения? Кто собрал ее? За кем и чьим примерам следуют те, кто взял на себя такое важное дело - обучать?! Разве может один человек, и в частности родитель разобраться в подобных вопросах?         Конечно, нет! Но, однозначно, он может стать тем, кому не все равно. Тем, кто обеспокоен не только оценками своего ребенка, но и его внутренним развитием его сознания и души.

Разве в дальнейшей жизни, в общении с людьми, в работе и быту первое, что мы станем применять, будут математические формулы, графики и чертежи? Это, безусловно, необходимо, в определенные моменты, но это отнюдь не формирует в нас личность. Личность, которой оторвавшись от родителей, и учителей придется пройти свой жизненный путь! А ошибаться в этом деле будет совершенно не желательно!

Автор:
Айгерим ТУРГАНБАЕВА