Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

"Казахстану нужны серьезные результаты в сфере профессионального образования".


Жамиля Бопиева

Жамиля Бопиева


Должность

доктор экономических наук, экспертом компании GDSI limited (Ирландия)

Место работы

GDSI limited (Ирландия)

25 мая 2018, 05:51 | 45 283 просмотра


В Казахстане идет формирование Национальной системы квалификаций, которая призвана упорядочить и четко регламентировать взаимоотношения на отечественном рынке труда. Неотъемлемой частью системы станут профессиональные стандарты, разработка и модернизация которых осуществляется в рамках проекта Министерства труда и социальной защиты населения РК "Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест". На основе профессиональных стандартов будут разработаны образовательные программы, используя которые образовательная система будет поставлять рынку труда специалистов, отвечающих зафиксированным в профстандарте требованиям. О деталях процесса разработки образовательных программ мы беседуем с доктором экономических наук, экспертом компании GDSI limited (Ирландия) Жамилей Бопиевой.

TENGRINEWS: Разработать программы профессионального образования на основе требований к профессии - это правильно и логично. Но как это осуществить на практике - есть ли уже какие-то методические наработки?

Жамиля Бопиева : Наработки, безусловно, есть. На сегодняшний день в Казахстане уже накоплен определенный опыт разработки образовательных программ на основе профессиональных стандартов, полученный в ходе реализации ряда международных проектов (проекты Европейского Союза ТАСIS, Европейского фонда образования, ЮНЕСКО, Всемирного банка, Международной организации труда и других). Существует методика разработки учебных планов и модульных программ обучения по специальностям и дисциплинам технического и профессионального образования (ТиПО) в контексте национальной рамки квалификаций.

TENGRINEWS: Чем существующий методический подход к разработке образовательных программ не подходит для перехода к компетентностному обучению? Почему потребовалась разработка отдельного Руководства?

Жамиля Бопиева : Прежде чем ответить на этот вопрос, следует обратиться к более чем полувековой истории становления компетентностного образования в мире. Несмотря на то, что основы подхода зародились в США в 60-х годах прошлого столетия, в сфере высшего образования этой страны концепция перехода на модель образования, основанную на компетенциях, получила официальную поддержку только в 2014 году. Эта концепция в США активно поддерживается частным фондом Билла и Мелинды Гейтс. Стоимость разработки одной образовательной программы, основанной на компетенциях, в сфере высшего образования варьируется от 78 до 700 тысяч долларов США. Срок разработки одной образовательной программы - не менее одного года.

Помимо разработки, процесс внедрения таких образовательных программ на уровне одного университета по одному направлению, по опыту США, требует инвестиций в несколько миллионов долларов, включая закупку технологического оборудования. То есть это очень серьезная реформа, в ходе которой меняется все: модель кафедры, технологии обучения, роли преподавателей и студентов и даже финансовая модель вуза. Набор ведется не раз в год, а ежемесячно, соответственно, изменяются и доходы вуза. Сроки обучения не являются основанием для присвоения квалификации, важен факт признания овладения квалификацией независимыми оценщиками. Что касается нашей страны, как вы понимаете, по историческим меркам мы стоим в самом начале этого пути.

Существующие на сегодняшний день методические подходы фрагментарны и не унифицированы для высшего образования и ТиПО, также они не гармонизированы с изменениями в методике разработки профессиональных стандартов. Новое Руководство потребовалось, чтобы решить ряд задач. В частности, это единое Руководство для вузов и колледжей - основа для гармонизации ТиПО и высшего образования. Впервые представлена четкая схема взаимосвязи структурных элементов профессиональных стандартов и образовательных программ. Четко структурирован сам процесс работы над образовательной программой с выделением подготовительного этапа, этапа проектирования, этапа разработки и этапа оценки качества разработки программы.

Отдельно следует подчеркнуть, что в Руководстве заложены методические основы перехода на европейскую систему кредитов для техническо-профессионального образования. Руководство также содержит комплекс методических положений по организации учебного процесса в рамках компетентностного и студентоцентрированного обучения. Кроме того, Руководство содержит методику анализа профессиональной сферы, которая необходима для уточнения требований работодателей к результатам обучения.

TENGRINEWS: Предусмотрены ли в Руководстве механизмы оценки качества разработанных образовательных программ? В чем они заключаются?

Жамиля Бопиева : В Руководстве предусмотрены механизмы не только оценки, но и обеспечения качества образовательных программ. В рамках внутренней системы обеспечения качества в организации образования разрабатываются план и инструментарий мониторинга, оценки и пересмотра образовательной программы в ходе ее реализации. В документе даны ссылки на европейские стандарты и руководства по обеспечению качества образовательных программ внутри вузов и колледжей, включая критерии аккредитационных агентств.

TENGRINEWS: Как должен быть организован процесс перехода на новые образовательные программы, основанные на профстандартах?

Жамиля Бопиева : На мой взгляд, это должен быть поэтапный процесс, основанный на мониторинге и анализе происходящих изменений. Очевидно, что тот процесс, который сейчас идет в системе высшего образования США и в нашей стране, - это совершенно разные вещи.

То есть прежде всего нужно понять, к какой модели компетентностного образования мы можем прийти через 20 лет и что мы можем позволить себе сейчас. Должны быть стратегическая долгосрочная цель и критерии ее достижения в среднесрочном периоде, а также по годам. На нынешнем этапе важна поддержка со стороны государства в форме распространения лучшей практики и координации этого процесса.

Организации образования также должны проявлять лидерство и поддерживать друг друга, взаимодействуя в рамках сетевых структур, включающих отраслевые ассоциации работодателей и международных партнеров.

TENGRINEWS: В процессе создания Национальной системы квалификаций и внедрения новых образовательных программ множество заинтересованных сторон - Минтруда, Министерство образования и науки, отраслевые ассоциации, образовательные организации и прочие - как обеспечить их эффективное взаимодействие для создания качественного конечного продукта?

Жамиля Бопиева : На мой взгляд, необходима диалоговая площадка высокого уровня для координации этого процесса и обеспечения его качества. Необходима своеобразная Дорожная карта внедрения образовательных программ, основанных на профессиональных стандартах. Необходим постоянный мониторинг, анализ. В противном случае значительные ресурсы будут потрачены напрасно, без достижения требуемого результата.  

TENGRINEWS: Как вы оцениваете потенциал перехода к образованию, ориентированному на компетенции, в Казахстане? Как скоро это может произойти?

Жамиля Бопиева : Потенциал, безусловно, существует. В системе ТиПО он начал активно формироваться с 2011 года с созданием Национального совета по подготовке профессионально-технических кадров с участием представителей бизнес-ассоциаций и работодателей. В системе высшего образования этот процесс идет в рамках присоединения Казахстана к Болонскому процессу.

На наших глазах при технической поддержке Всемирного банка идет комплексный процесс строительства Национальной системы квалификаций, который затрагивает, помимо гармонизации образовательных программ с профстандартами, процесс создания независимых сертификационных центров по присвоению квалификаций, признание неформального и информального обучения. Работа ведется масштабная. Важно, что мир образования теснейшим образом взаимодействует с миром труда в лице отраслевых ассоциаций. Совместно разрабатываются профессиональные стандарты и образовательные программы, гармонизируются классификаторы, совершенствуется методология оценки.

Думаю, что в этом процессе не следует торопиться. Казахстану нужны серьезные результаты, затрагивающие глубинные основы профессионального образования.


Комментарии


Комментариев нет.

Контент устарел, комментирование закрыто