Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Разработка урока музыки для 5-го класса. “Музыка моего народа”


7 июля 2010, 10:44 | 1 997 просмотров


Цель: через яркие музыкальные произведения воспитать любовь к музыке моего народа.

Задачи:

1)Обобщить знания уч-ся русской народной песни и выросшей из нее композиторской музыки.

2)Развивать вокально-хоровые навыки, творчество, фантазию ребят.

3)Воспитывать интерес и любовь к русской музыке, используя поисковую деятельность учащихся.

Тип урока: Обобщающий.

Методы: игра + диалог + поиск + творчество.

Формы: интеграция через театрализацию песен, пластику, мимику, рисунки, музыцирование, сочинение частушек.

План урока:

1.Организационный момент. Ввод в игру.

2.Этап проведения игры: регламент, правила игры, формирование групп, групповая работа над заданием, подготовка материального обеспечения.

3.Этап анализа и обобщения: выводы из игры, анализ, оценка и самооценка, рефлексия.

Материальное обеспечение урока: доска, разделенная на три части, для ведения ответов и подсчетов результатов игры каждой группы. Музыкальные инструменты: ложки, бубны, треугольники, и т.д. Фломастеры, бумага, разноцветные косынки, жетоны.

Ход урока:

Ребята входят в класс, не догадываясь о том, что урок будет необычным. Вход под музыку “Солдатушки, бравы, ребятушки ” (русская народная песня). (2 минуты)

Установка учителя: -Сегодня у нас будет необычный урок. Наш класс превратится в мастерскую, где учитель будет мастером. Кем ребята будете вы? Кто поможет мастеру? Кого он обучает творить чудеса?

(дети называют)

Учитель:

- Я предлагаю разделиться на 3 группы (в зависимости от количества уч-ся в классе)

Ученики расставляют стулья так, чтобы удобно было общаться, обсуждать, творить. (1-2 минуты)

- Теперь вам необходимо дать название каждой группе и нарисовать эмблему вашей мастерской. Проявите свою фантазию.

(дети дают названия своим мастерским и рисуют эмблему). (5 минут)

- Сейчас, ребята, мы с вами попадем на большой праздник. Это фестиваль, на котором собрались люди разных национальностей. Наша с вами задача показать и рассказать все, что мы знаем о музыке нашего народа и русских композиторах. Каждая группа будет называть всё, что она знает по этому вопросу, не повторяя ответов других групп.

На доске записана тема урока: “Музыка моего народа” и вопрос: “Что вы знаете о музыке своего народа?”(2 минуты)

Работа идет по группам. Варианты ответов записывает мастер на доске. Доска разделена на части, по количеству групп. За каждый ответ группа получает поощрение (жетончики, наклейки). Например, мастерские:

“Клякса” “Веселые” “Лирики”

1. 1. 1.

2. 2. 2.

3. 3. 3. и т.д.

Второй вопрос на доске: “Какие чувства выражает музыка?” (2 минуты)

Работа ведется аналогично первому заданию. За каждое новое высказывание ребята получают жетон.

Подводя итоги проделанной работе, учащиеся делают вывод: “Русская народная и композиторская музыка выражает чувства народа, рассказывает о его жизни”.

Учитель: - Вы знаете, ребята, что любой праздник не обходится без музыки, без песен. Для наших гостей вы должны исполнить песни, которые сочинил наш народ. Но прежде чем их исполнить, каждая мастерская превращается в лаборатории, чтобы определить, какую песню вы должны спеть, необходимо выполнить два задания.

Задание № 1. (5 минут)

Познакомьтесь со словами русской народной песни и по ней определите, к какому жанру песен она относится.

Дети получают карточки со словами из русских народных песен разных жанров: трудовые, частушки, солдатские, и т.д. Если им будет сложно определить жанр песни, в помощь дается еще одна карточка.

Например, группе “Клякса” дается карточка со словами:

“По долинам и по взгорьям

Шла дивизия вперед,

Чтобы с боем взять Приморье

Белой армии оплот”.

Или в помощь:

“Гулял по Уралу Чапаев - герой

Он соколом рвался с полками на бой ”

Например, группе “Веселые” дается карточка со следующим текстом:

“Я на кормушке сижу,

Я топор в руках держу.

Ай, люли, ай люли

Я топор в руках держу”.

Или:

“Уж мы сеяли, сеяли ленок

Уж, мы сеяли, приговаривали,

С боку на бок переворачивали”.

Группе “Лириков” предлагается карточка со словами:

“Ёлочки, сосёночки,

Зелёные, колючие,

А ребята в нашей школе

Звонкие, певучие”.

Или:

“Ой, запоем, подружки, песню

Запоем, так, запоем.

А мы кого любить задумали

Того и подберем!”

Задание №2 (5 минут)

Определив слова, вспомните, какие песни вы знаете в этом жанре. Исполните их с движениями, выразительно, выбирая и используя нужные музыкальные инструменты для создания образа. Можно петь, всей группой, можно петь с запевалой или выставить солиста от мастерской. Чем больше песен пропоет каждая группа, тем больше получит жетонов.

(В этом задании можно использовать и композиторскую музыку).

Задание №3 направлено на творчество ребят. (15 минут)

Всем учащимся дается одна тема, на которую они должны сочинить свою коллективную частушку. Учитель выразительно читает текст и поет самый простой мотив частушки. Для театрализованного действия, дети могут использовать цветные косыночки.

Пример текста:

“А” и ”Б” сидели на трубе,

“А” упала,”Б” пропала…

Но не надолго- вернулась

С целой охапкой слов.

Дети поют свою частушку, используя движения и мимику лица. Отмечаются жетоном наиболее удачные, интересные.

Например:

“А” и “Б” сидят и спорят

Кто, куда, зачем пойдет?

Если не договорятся,

Выходной-то пропадет.

Или частушка страдания:

“А” и “Б”, да “А” и “Б”

Ох, сидели на трубе,

Нет начала алфавита,

Голова у букв разбита.

(3 минуты)

В конце урока учитель проводит рефлексию, выявляя, с каким настроением уходят с урока дети. Какие впечатления остались у них после урока- творчества, что нового узнали? Хотелось бы им еще участвовать в таких мастерских и быть настоящими мастерами?

Дом. задание: Придумать частушку на свободную тему или спеть, которую поют дома родственники.

Автор:
В.В.Телепенко, учитель музыки сшг №1 им. Абая, г.Талдыкорган