Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

«СЕМЬЯ, ШКОЛА – РЕБЁНОК»


7 июля 2010, 10:47 | 1 762 просмотра



В этом учебном году в СШ №4 областным Департаментом по Защите прав детей в рамках проектов «Школа развития личности ребёнка» и «Школа родителей» подготовленные Евразийским Институтом практической психологии и психотерапии и Казахской Ассоциацией психологов, при поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан, Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан была введена ПРОГРАММА УКРЕПЛЕНИЯ СЕМЬИ для проведены исследования в области семейных отношений в результате психологической и психотерапевтической работы с детьми.

Начиная работу по ПРОГРАММЕ УКРЕПЛЕНИЯ СЕМЬИ в рамках проекта «Школы развития личности ребёнка» мы, совместно с Гоо во главе с руководителем методического кабинета Ескендирова Н. Е., оказывая профессиональные психологические услуги детям, обеспечивающие эффективное формирование и развитие способностей и личностных особенностей ребёнка в условиях его воспитания, попытались выяснить, что нужно делать человеку, чтобы стать счастливыми самому и по возможности одарить счастьем своих близких, родных людей, а если брать шире, то и всех тех, с кем сталкивает нас жизнь, и использовать опыт общения в семьях наших учащихся.

Семья – сложный социальный организм со своим миром. Через отдельные события, эпизоды, ситуации просвечивается дух семьи, атмосфера счастья, радости. Но главное, как отметила директор СШ № 4 Елубаева Г. С., это опыт внутрисемейного общения родителей, родителей и детей, детей между собой, который является основой основ: взаимопонимания, любви, семейной гармонии ответственности за будущее детей. А педагогика всеми средствами массовой информации должна пропагандировать опыт семейного воспитания. Мы хорошо знаем, как не нужно воспитывать, но недостаточно как нужно. И я глубоко убеждена, что в основу формирования сознания ребёнка, будущего гражданина, закладывает семья. Такая высокая ответственность лежит на родителях. Дети растут, начинают много понимать, а мы стараемся передать им самое ценное, но иногда бываем бессильны, потому что дети разные, со своими характерами, интересами, потребностями. И у родителей возникает потребность познакомиться с конкретным опытом общения в других семьях.

Да, семья - это чаще всего скрытый для наблюдателя мир сложных взаимоотношений, традиций, правил… И всё в ней индивидуально - как результат творчества. Хорошая семья внешне неприметна, скромна по своей сути. И здесь мы не обнаружим каких-то сверхсекретных методов воспитания, тонких подходов к детям. Наоборот, действуют самые что ни на есть простые компоненты: искренность, требовательность, скупость поощрений, доверие к детям.

Итак, психологическая служба СШ № 4 приступила к работе с семьей. С чего начать? Мы не стали начинать с комплексных психодиагностических исследований, которые требуют длительного времени, серьезного практического опыта, анализа и интерпретации полученных данных. Психолога часто подстерегает опасность заблудиться в многочисленных личностных проблемах, «дойти» до каждой семьи нет никакой возможности. Более рациональный, на наш взгляд, путь — выделение двух больших групп семей: гармоничных (ваша поддержка и опора) и проблемных (ваш поиск и эксперимент).

Мы начали с диагностики семейного воспитания, которую проводили по всей школе, выделив три возрастные группы. Диагностику нам помогли провести учителя и администрация школы. Для этой работы подготовили анкеты для родителей и провели консультацию для педагогов. Выяснили, какие достижения есть в семейном воспитании, в какой помощи чаще нуждаются родители.

Уважая человеческие права и достоинства, психолог должен уважать и права индивида на личную жизнь, конфиденциальность, автономию и самоопределение. Конечно, заботились и о благополучии окружающих. Своими действиями как психолог, я стремилась внести вклад в благополучие тех детей и родителей, с которыми взаимодействовала и ответственно разрешала возникающие конфликты.

Нельзя забывать и о социальной ответственности, используя знание психологии публичным, только для того, чтобы внести вклад в благополучие людей.

Учет этих принципов и этических норм позволил сделать психопрофилактическую работу в «Школе развития личности ребенка» и «Школы родителей» более эффективной, а также одним из важнейших психологических условий направленных на сохранение и укрепление семьи.

В организованной Школе для родителей участники были разделены на микрогруппы, проводились консультации по заполнению диагностических анкет,

заполнение анкет каждым играющим, работа аналитиков. Каждая микрогруппа знакомилась с итогами диагностирования. Составляли общую диагностическую таблицу, и планировалась работа психологической службы школы на основе диагностирования.

Получив общие данные, мы смогли спланировать работу психологического семинара и групповых консультаций для родителей. Причем появилась возможность привлечь помощников из числа самих родителей, которые заявили в своих анкетах об имеющемся положительном опыте воспитания тех или иных качеств. Данные подтвердились и учителями начальных классов, классными руководителями. С итогами диагностирования ознакомили совет школы (родительский комитет).

Это оказался положительный опыт работы психологической службы школы, к нам чаще стали обращаются классные руководители, родительский актив, испытывающие трудности в изучении семей, составлении их характеристик, особенно если это связано с проблемными семьями. И теперь активно пользуются разработанной нами схемой.

На областной семинар по ПРОГРАММЕ УКРЕПЛЕНИЯ СЕМЬИ взяли за основу тему «Школа, семья и ребенок», где выступили представители областного Департамента защиты прав детей, представители общественности, Гоо, учителя, психологи школ города и области, родители и учащиеся школы, показав эффективность работы проекта «Школы развития личности ребёнка» через докладами и практические занятия.

Зам директора областного Департамента Защиты прав детей Долаев С. подчеркнул, важность программы укрепления семьи, цели и задачи которой улучшить качество жизни детей посредством повышения качества и доступности услуг, нацеленных на оказание разносторонней поддержки ребенку и семьи. Способствовать развитию услуг оп укреплению семье. Обеспечить профессиональный индивидуализированный и дифференцированный подход к каждой семье и отдельным ее членам.

Директор СШ № 4 Елубаева Г.С. отметила, что улучшить качество жизни детей можно посредством оказания разносторонней поддержки ребенку и семье. Когда установлены партнерские взаимоотношения с организациями и структурами гражданского общества с целью информационно-просветительской работы с семьями по вопросам психологической грамотности. Мы должны способствовать эффективному развитию ребенка в семье путем психологического сопровождения ребенка на основе сотрудничества с родителями.

«Какой я Родитель?»- такой доклад прочитала Председатель Родительского Комитета сш №4 Сүттібаева Ш.Т. Она рассказала, как развивает познавательные интересы своих детей, оказывает помощь в учении, организации домашнего учебного труда, о конкретных трудовых обязанностях в семье. Почему родители выполняют рекомендации педагогов по воспитанию ребенка и какие видят недостатки в воспитании своих детей. Большое внимание уделила тому, что семья должна помогать педагогу в организации учебно-воспитательной работы и как родители должны справляться с воспитанием ребенка.

Учитель математики сш №4 Ахрамова В.С. придаёт огромное значение продуманной и чётко организованной системе сотрудничества с родителями, одно из напрвлений это тренинги, которые проводятся с группами родителей. Отправной точкой в тренингах является формула: «Хочешь изменить другого человека – изменись сам». Содержание тренингов основывается на следующих положениях:

•Воспитание – это самовоспитание родителей;

•Воспитание – это умение слышать и видеть, понимать и чувствовать переживания и особенности поведения ребенка;

•Родители имеют право на равенство и защищенность;

•Умение родителей говорить на языке своего внутреннего Я.

Об авторитете родителей говорила на своих лекциях Саурамбекова З.Т. она считает точным выражение Иоанна С .Эригуена «Истинный авторитет есть не что иное, как истина, изысканная силой разума».

Большую дискусию и интерес вызвала тема «Что важнее: убеждение учителя или родительский авторитет?».Учитель 4 «Б» класса Кузнецова Т.Н. предложила родителям учителям и детям понять, что такое честность, правдивость, доброта. выяснить, что важнее: убеждение учителя или родительский пример в воспитании честности, правдивости и доброты. Доказать. Увидеть себя родителя) глазами ребенка.

Учитель Вахрамеева М.А. в своей совместной работе с родителями поставила цель: сблизить родителей и детей, помочь им в понимании друг друга и познакомить родителей с тем, как дети представляют себе семью, родителей и детей в идеале.

С точки зрения наших родителей, педагогов и детей главная цель, которую мы выполняли в ПРОГРАММЕ ПО УКРЕПЛЕНИЮ СЕМЬИ - воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважение к родителям; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной; формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассникам; сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочение семей; знакомство с наиболее распространенными традициями своего народа.

Автор:
М.И.Кылышбаева, педагог-психолог, СШ №4