Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ «РЕБЕНОК -ВЗРОСЛЫЙ»


24 августа 2010, 21:04 | 2 602 просмотра



Вопрос нравственно – духовного воспитания детей, становление как личности является одной из ключевых задач, стоящих перед нами. Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, с определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс, требующий от нас педагогов, умение проявлять много терпения, выдержки и мастерства.

Высокие нравственно – духовные чувства взрослого человека способны вдохновить ребенка на большие дела и благородные поступки, которые не даны в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении дошкольного детства под влиянием воспитания.

Основы нравственно – духовных ценностей закладываются на раннем этапе жизни ребенка, поэтому необходимо с ранних лет воспитывать у них любовь к Родине, уважение к окружающим, быть внимательными, добрыми, отзывчивыми, уметь сопереживать, проявлять любовь и сочувствие. Воспитание нравственных ценностей питает душу, сердце ребенка, его сознание, способствуя росту лучших человеческих качеств и формированию внутреннего человека. Ребенок, не напитанный с детства добром, всем прекрасным и благородным, будет представлять нечто опасное для общества в будущем. В этом возрасте навыки нравственного поведения детей постепенно переходят в привычку.

Одним из направлений в нравственно – духовном развитии ребенка является воспитание культуры общения, которое предусматривает выполнение ребенком норм и правил поведения со взрослыми и сверстниками. Оно должно быть основано на уважении и доброжелательности, с использованием соответ-ствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливого поведения в общественных местах, быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных действий, слов и жестикуляций.

Детей своей группы мы учим умению общаться, замечать состояние других людей, понимать когда можно побегать, а когда нужно приостановить свои желания, потому что в определенный момент и в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, то есть поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в соче-тании с простотой и естественностью, в манере говорить и проявлять свои чувства, характеризуют такое важное качество ребенка, как общительность. Работая по этой проб-

леме, мы учим детей культуре общения, а именно: говорить без скороговорки, спокойно, лаконично, внимательно слушать собеседника смотреть в лицо говорящему. В процессе общения дети чувствуют эмоциональный настрой взрослых, его настроение и эмоциональную окраску речи. Так, утром, осуществляя прием, мы приветливо здороваемся с родителями и детьми, интересуемся, чем занимались дома, делаем комплименты мамам на предмет, того, как они выглядят. Дети видят доброжелательный настрой взрослых и на их примере учатся правильно общаться. Позитивное эмоциональное самоощущение становится основой доверчивого, открытого общения.

Навыки культурного общения мы прививаем как на занятиях, так и в повседневной жизни: играх, самостоятельной деятельности, труде. Повышению культуры общения между взрослыми и детьми способствуют групповые мероприятия, праздники, развлечения, поездки на природу, экскурсии. Нап-ример, дети очень любят праздновать дни рождения, им нравится говорить друг другу пожелания и слушать поздравления взрослых и детей в их адрес. Поэтому мы относимся к этому моменту ответственно, так как этот день дети ждут с нетерпением и большой радостью. Сказанные ребенку несколько добрых слов и поздравлений и поцеловав его, воспитываем чувство своей значимости перед окружающими, благодарность к взрослым.

Немаловажное значение в формировании положительных взаимоотношений играет игра. В игре формируются важные нравственные качества ребенка – коллективизм, дружба, умение решать конфликтные ситуации и культура общения. В процессе игры мы учим детей правилам общения.Так, в сюжетно- ролевой игре «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Встречаем гостей» - дети учатся обращатся с просьбой, высказывать свои пожела-ния, деликатно и доброжелательно относится к людям. Чтобы эти навыки общения дети усвоили и использовали их в общественных местах, мы орга-низовали путешествие в школу, на стадион, поездку в город с посещением в кафе. Дети общались с водителем автобуса, с милиционером на стадионе, учителями в школе. Учились вести себя в общественных местах, обращатся с просьбой, говорить слова приветствия и благодарности.

На занятиях по воспитанию нравственно-духовных качеств прививаем основы культурного общения, где системность и последовательность дают возможность формировать эти навыки быстрее и легче. С этой целью мы используем чтение произведений художественной литературы, драматизации произведений, этические беседы, слова назидания, заучиваем пословицы и поговорки. Это такие произведения, как: В.Осеевой «Волшебное слово», Т.Кожибаева «Вежливость», В.Катаева «Цветик-семицветик», С.Сауытбекова «Разве это правильно?». Они учат детей искусству общения, честности, справедливости и чуткости.

В беседе по сказке В.Катаева «Цветик-семицветик» задала детям вопрос: «Что бы вы сделали, если бы у вас был этот чудесный цветок?» Ответы были разными. Адема сказала «Мы с мамой ходили в «Дом малютки», относили детям игрушки и вещи. Мама сказала, что у них нет родителей, я бы попросила, чтобы лепесточек сделал так, чтобы у них были мамы». Санжар сказал: «А я бы попросил у цветочка, чтобы мои бабушка и дедушка не состарились и никогда не болели, потому что я их люблю». После прочтения произведения Б.Алимкулова «Пролитая сметана» дети говорили, что огорчать взрослых, говорить неправду, лгать нехорошо. Чтение сказок, художественных произведении помогают детям лучше разобраться в жизненных ситуациях, анализировать поступки, брать пример с положительных героев, быть честными, добрыми, ценить дружбу.

Воспитание – это процесс передачи знаний, жизненного опыта и норм поведения от старшего поколения младшим. У каждого народа есть национальные особенности, традиции, обычаи – этот замечательный опыт наших предков мы широко используем в своей работе. Это пословицы, поговорки, афоризмы, колыбельные песни, слова великих поэтов, мудрые назидания отцов. На востоке с уважением относятся и почитают старших, чтят их традиции. Издревне существовал закон степи – слову старшего бесприкословно внимали младшие. Эти понятия и мудрость имеют важное воспитательное значение и для нынешнего поколения, которые отражены в программе «Балбµбек». Все это мы используем в своей работе, например, учим детей и обьясняем значение слов «Ата-анања тіл тигізбе», «Кісініњ ‰стінен аттама», «‰лкендердіњ жолын ќима», «‰лкендердіњ сµзіне кіріспе» - учим и воспитываем с уважением относиться к окружающим. В игровой форме знакомим с обычаями и традициями, например, мы показали детям ритуал «Т‰сау кесу» (обрезания пут), «Шілдехана», «Бесікке баулу» (праздник для младенца по случаю его рождения), «Ќонаќ к‰ту» (встреча гостей). В процессе игры дети усвоили, что встречать гостей принято стоя, первым садится за стол старший и право первому отведать блюдо отводится ему. Младшие не имеют право садиться на почетное место, чашка с кумысом передается также старшему. Освоив эти правила в детском саду, ребенок будет придерживаться их и в обществе, и в семье.

В работе с родителями предлагаем на личном примере научить детей культуре общения, так как родители являются примером для подражания. В процессе беседы и консультации на темы «Требуя вежливости от ребенка, буть вежлив сам», «Апамныњ тілегі» (пожелания мамы), «Единство требований в воспитании всех членов семьи», предлагали выучить пословицы, поговорки вместе с детьми. Напоминали родителям, что их собственное поведение, поступки, внутренняя культура всех членов семьи, отношение к окружающим сильнее всяких нравоучительных бесед.

Дошкольное воспитание можно сравнить с весной года, когда вспахивается и удобряется почва, а затем в нее сеют зерна. Все знают, что это время про-пустить нельзя, иначе откуда же быть урожаю? И зерно должно быть отменным. Так же и в воспитании: нельзя пропустить время, надо напитать детское сознание лучшими зернами прекрасного и человечного. А что может быть важнее этого? Ведь будущее определяют сегодняшние дети и их взаимоотношения с окружающими.

Автор:
Б.К.Калибаева воспитатель детского сада № 42 Алматинской области.