Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Формирование умений учащихся на уроках биологии


10 сентября 2010, 10:12 | 1 449 просмотров



Если конкретное познавательное действие освоено учащимися качественно, можно говорить о том, что он обладает умениями выполнять это действие.

Умения определяют умственного развития учащегося. При развитии умений у школьников необходимо решать как проблему обучения учащихся практической деятельности, так и проблему развития мышления учащихся, ведь эти вопросы тесно взаимосвязаны.

Для успешного формирования умений необходим ряд условий:

1.Настроеннность учащихся на необходимость выполнения определенных действий.

2.Четкость и доступность изложения цели и задач , которые учащиеся должны решить входе учебной деятельности.

3.Полнота и ясность представления о структуре формируемого умения, показ учителем способов выполнения той или иной работы.

4.Организация деятельности учащихся по овладению отдельных действий или их совокупностью с использованием системы задач.

Важным условием развития умений является постепенное увеличение степени самостоятельности учащихся в выполнении заданий. Это достигается путем упражнения и постепенного уменьшения непосредственного руководства со стороны учителя деятельностью учащихся, заменой подробных инструкций вопросами и заданиями разного уровня сложности.

Развитие умений у учащихся необходимо вести таким образом, чтобы отрабатываемые способы деятельности не ограничивали мышление учащихся, а наоборот, подводили их к творческому решению разнообразных учебных задач. При этом высокий уровень развития умений должен быть основой для развития творческих способностей личности.

Для этого на уроках использую различные типы заданий, которые развивают у учащихся интеллектуальные и практические умения:

1.Нахождение логической связи между терминами и понятиями. Комментирование этой связи.

2.Ответ учащегося по плану, составленному им самим или предложенному учителем.

3.Ответ на вопросы в конце параграфа учебника.

4.Составление собственных вопросов к тексту для других учащихся класса.

5.Составление тестов по тексту параграфа с вариантами ответов.

6.Ответы на вопросы, которые задают другие учащиеся.

7.Ответ учащегося по логической опорной схеме, изображенной им на доске.

8.Решение проблемных задач.

9.Участие во фронтальном опросе-беседе, проводимом учителем.

10. Заполнение сравнительной или обобщающей таблицы на доске или в тетради.

11.Исправление ошибок в терминах, выписанных на доске.

12.Написание тестовых письменных работ.

13.Выступление по итогам работы с дополнительной литературой (доклад, реферат).

14.Подготовка и защита презентаций на заданную тему в «POWER POINT» или

«ACTIVSTUDIO».

15.Составление в тетради «биологического словарика » с помощью учебника.

16.Нахождение лишнего среди предложенных учителем понятий или терминов.

17.Написание словарного диктанта.

18.Распределение терминов, понятий, объектов по группам ,т.е. их классификация на основании какого-либо принципа.

19. Нахождение зашифрованного биологического термина или понятия в бессмысленном сочетании букв (например, ЕНОГЗОЕТН-ОНТОГЕНЕЗ).

20.Нахождение в отрывке текста основной мысли.

21.Сравнение биологических объектов друг с другом.

22.Составление конспекта параграфа или его части.

23.Составление, решение кроссворда, отгадывание термина (по принципу «Поля чудес» или «Кто самый умный?»).

24.Формулирование гипотез (предположений).

25.Разработка методики научного эксперимента.

26.Практическое выполнение наблюдения или опыта (в типичной или измененной ситуации).

27.Обсуждение результатов проведенного исследования (собственного или чужого.)

Правильная организация процесса развития умений у учащихся позволяет непосредственно подвести их к творческому решению поставленных на уроке познавательных задач и обеспечить высокий интерес к изучению биологии.

Автор:
Р.А. АБДРАХМАНОВА