Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА


10 сентября 2010, 10:15 | 1 566 просмотров



Л.Н.Толстой писал: «Для того , чтобы ученик учился хорошо, нужно , чтобы он учился охотно » .

Действительно, человек увлеченный чем –либо, проявляет значительно больше воли, настойчивости, терпения, упорства, чем тот, который относится к делу без интереса и любви.

Поэтому очень важно пробудить у учащихся эмоциональное, положительное отношение к учебе. Отношение учеников к делу, к уроку , к предмету, к учителю зависит от отношения самого учителя к своему делу от его знания, таланта и от умения пользоваться разнообразными формами и методами обучения.

У каждого учителя с годами складывается своя система работы . На своем опыте я убедилась, что необходима дифференциация в обучении русскому языку . Суть ее состоит в том, что к ученикам, которые занимаются по единой программе и одному учебнику предьявляются разные требования и они получают возможность усваивать материал на разных уровнях .В основе системы дифференцированных заданий можно положиться на классификацию академика Беспалько В.П. «Слагаемые педтехнологии».

Деление учащихся на группы с учетом их индивидуальных, психологических особенностей и организации работы с этими группами дает хорошие результаты.

Класс состоит из 3 групп с учетом их знаний.1 группу составляют ученики, которые занимаются на отлично,2 группу составляют ученики, которые занимаются на хорошо; и наконец в третью группу входят слабоуспевающие ученики.Основу разноуровневого обучения составляет система дифференциорованных знаний.

За выполнение заданий 1-го уровня ученик получает удовлетворительную оценку; 2-го уровня — оценку «хорошо»; З-го уровня — оценку «отлично», При такой системе строго фиксируются знания и умения учащихся; стимулируется повышение личного рейтинга и активизируется учебная деятельность школьников: объективно выявляются пробелы и подбираются дифференцированные задания для их устранения. И что важно, не подавляется мотивация учащихся: отсутствует оценка «2, которая прочно ассоциируется у школьников с «боязнью неуспеха» и зачастую служит просто средством наказания за неправильный ответ. Введение системы дифференцированных заданий по русскому языку позволяет повышать продуктивность урока, активизировать учебно-познавательную деятельность школьников, углублять знания по предмету. При дифференцированном обучении создаются оптимальные условия для работы всех учеников в классе, повышения их теоретического потенциала.Таким образом, чтобы повысить эффективность обучения, надо отказаться от стереотипов в педагогической работе.

Я тщательно продумываю структуру урока, ищу новые формы организации учебного процесса – групповые формы работы, работа в парах, обучающие игры, синтаксические пятиминутки. Работа в парах, например, эффективна при закреплении и систематизации материала.

В последнее время все чаще возникает вопрос: оправдывает ли себя традиционный урок, не пора ли отказаться от него? Нет, урок еще не утратил своего значения. Просто надо расширить его возможности, включая элементы игры.

Основная задача каждого учителя «не заставить выучить», а заинтересовать учащихся, включить их в процесс исследования, тем самым развивая личность ребенка .

Сегодня очень важно воспитывать творческую, самостоятельно мыслящую личность.

Использование новых технологий на уроке русского языка позволяет активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого ученика, значительно увеличить темп работы , решить сразу несколько задач, изучить новый материал , закрепить, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить знания, и это поддерживает интерес к предмету в целом.

Чтобы пробудить у школьников интерес к изучению русского языка и русской литературы и постоянно поддерживать его, нужно избавиться от шаблона, трафарета в работе, что требует от нас творческих поисков.

Согласно современным подходам к обучению языку в качестве целевой установки выдвигается овладение им не только как средством устного и письменного общения, но и как средством приобщения к другой культуре.

Автор:
А.Т.ОСПАНОВА, учитель средней школы имени Н.Алдабергенова Коксуского района п.Балпык би