ЭТО ИНТЕРЕСНО

10 сентября 2010, 10:17 | 1 367 просмотров

Пока астрономы спорят относительно определения «планеты», астрофизики до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, как образовались планеты. Так, журнал «Science» («Наука») недавно поместил вопрос о возникновении планет в список 125 вопросов, которые будут занимать ученых в следующую четверть века. В частности, опубликованный комментарий заканчивался следующими словами: «Ключ к разгадке следует искать в планетарных системах вокруг других звезд».

Причина интереса ученых в экстрасолнечных планетах, которые вращаются вокруг других звезд, и которые коротко еще называют экзопланетами, не ограничивается желанием узнать, как планеты были созданы. Вторая важная причина для изучения экзопланет заключается в попытке обнаружить другие «обитаемые» планеты. Так, программа «Происхождение»2 НАСА пытается ответить на следующий вопрос: «Есть ли вокруг близлежащих звезд миры, подобные Земле, вокруг близлежащих звезд? Если да, то обитаемы ли они, и существует ли на них жизнь в том виде, как мы ее себе представляем?» Это один из наиболее важных вопросов, который стоит перед новой отраслью астробиологии.

В этой статье мы рассмотрим планеты и экзопланеты, сделав особый акцент на обязательнейших условиях для существования жизни на планете.

Планеты и экзопланеты

Определение планеты, данное Международным астрономическим союзом в 2006 году, утверждает, что планета – это небесное тело, которое (1) обращается вокруг звезды, (2) обладает достаточной массой для того, чтобы установить гидростатическое равновесие (имеет практически круглую форму), но не является при этом звездой, и (3) вблизи своей орбиты имеет «пространство, свободное от других тел».

Согласно этой дефиниции, Плутон действительно не является планетой, так его спутник Харон всего в два раза меньше самого Плутона, в то время как спутники всех других планет значительно меньше своих родительских планет. Более того, орбита Плутона не настолько «свободна», как орбиты других планет.

Представив новое определение планеты, мы хотим подчеркнуть первое и самое главное условие: планета должна обращаться вокруг звезды, а не вокруг Солнца. Согласно сайту PlanetQuest Лаборатории реактивного движения НАСА на август 2007 года было открыто 250 экзопланет в 99 планетарных системах (на сайте exoplanets.org упомянуто 228 планет вокруг близлежащих звезд).

Открытие солнечных планет не представляет собой большую сложность: необходимо получить четкое изображение одного и того же участка неба через определенные промежутки времени и сравнить данные изображения. Если вы заметите объект, который меняет свое положение, то можете быть уверены в том, что этот объект вращается вокруг Солнца. В связи с тем, что звезды находятся очень далеко по сравнению с телами, которые обращаются вокруг Солнца, они кажутся неподвижными по отношению к нам.

Для того чтобы понять, насколько звезды далеки от нас, задумайтесь о том, что самая близкая к нам звезда, Проксима Центавра находится на расстоянии 4.3 световых лет от нас. Один световой год представляет собой расстояние, которое свет преодолевает за год, что составляет 9.408 триллионов км. Если вы воспользуетесь сверхзвуковым самолетом, который может преодолеть звуковой барьер (765 миль в час), как, например, СР-713 или МиГ-25Р, и которые могут в три раза превышать скорость звука в воздухе, то вам придется лететь около 1 миллиона лет без остановок, для того чтобы достичь ближайшей звезды. Самая отдаленная планета – Уран – находится на расстоянии 0.002 триллионов миль от Солнца, что в 12.000 раз ближе, чем Проксима Центавра, и полет до Урана на сверхзвуковом самолете займет у вас всего около 80 лет.

(Продолжение в следующем номере)