Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

«Современные технологии в начальной школе»


10 сентября 2010, 10:18 | 1 757 просмотров



Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Проблема инноваций долгое время рассматривалась в системе экономических исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик инновационных изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рамках экономических теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованию инновационных процессов, где анализ инновационных проблем включает в себя использование современных достижений не только в области науки и техники, но и в сферах управления, образования, права и др.

Творческая проработка новых идей, принципов, технологий, в отдельных случаях доведение их до типовых проектов, содержащих условия их адаптации и применения – всё это новшества в образовании. Следует различать новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества. Понятие «нововведение» является синонимом понятия «инновация».

В начале XX века возникла новая область знания, инноватика – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах:

•социально-экономическом,

•психолого-педагогическом,

•организационно-управленческом.

От этих аспектов зависит общий климат и условия, в которых инновационные процессы происходят. Имеющиеся условия могут способствовать, либо препятствовать инновационному процессу. Инновационный процесс может иметь характер как стихийный, так и сознательно управляемый.

Кардинальное изменение процессуальной стороны обучения ставит на первый план проблему качественного изменения личности учителя, его роли и деятельности в образовательном процессе. Сегодня становится актуальной подготовка учителя начальных классов нового типа - учителя, обладающего глубокими знаниями в области психологии обучения, развития и становления личности ребенка, умеющего организовать общение в учебной деятельности, владеющего специальными знаниями и умениями для внедрения современных технологий в практику школьной жизни.

В настоящее время существует значительное количество разнообразных образовательных технологий. Но каждая из образовательных технологий включает в себя:

Целевую направленность.

Научные идеи, на которые опирается.

Системы действия учителя и ученика.

Критерии оценки результата.

Результаты.

Ограничения в использовании.

Выбрав для себя изучение этой проблемы, я составила следующий план:

№План действий

1.Изучение современных образовательных технологий

2.Выбор технологий для начальной школы

3.Учет отрицательных аспектов технологий

4.Апробирование технологий в своей работе

5.Оценка результативности

6.Обобщить опыт работы

Изучив современные образовательные технологии, я выбрала для себя следующие:

- Игровая технология.

- Технология уровневой дифференциации.

- Проектная технология.

- Компьютерная технология.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-ым и 2-ым классами. В 3-ем классе я провела простой эксперимент. Для этого взяла два урока русского языка на одну тему. Один урок провела в традиционной форме, другой – в игровой. После опроса учащихся 100% учеников выбрали урок в игровой форме как наиболее интересный. В то же время усвоение учебного материала улучшилось на 28%. Более того, на переменах дети продолжили игру по сюжету урока.

В начальной школе помимо игровой технологии можно использовать технологию уровневой дифференциации, предполагающую разделение (расслоение) целого на части, формы, ступени. Технология эта знакома многим учителям, и в ней есть много положительных моментов, в числе которых назову следующие:

1.Исключаются неоправданные и нецелесообразные уравниловка и «усреднение» детей.

2.У учителя появляется больше возможностей помогать слабым ученикам и уделять больше внимания сильным.

3.Осуществляется желание сильных учащихся быстрее продвигаться в образовании.

4.В группе, в которой собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться.

5.Главный ориентир – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.

Однако не все педагоги учитывают такие отрицательные аспекты технологии:

- деление детей по уровню развития негуманно;

- слабые лишаются возможности тянуться за более сильными;

- бывают случаи, когда в разряд слабых переводятся неординарные дети;

- понижается уровень мотивации учения в слабых группах.

Учителю, работающему по технологии, о которой идет здесь речь, все это надо учитывать.

Один из способов организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата – метод проектов. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе решения им той или иной интересующей его проблемы.

Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт. Метод проектов является довольно трудоемким, поэтому я считаю, что его место – комплекс воспитательной работы, в которой нет строгих временных ограничений. Обучая учащихся действовать в пределах проектной технологии, учитель стимулирует обучение детей, учит их самостоятельно получать знания из различных источников, пользоваться этими знаниями в жизни, развивает у детей навыки аналитического, критического и творческого мышления.

В настоящее время в школе в качестве универсального средства получения учащимися новых знаний выступает компьютер. Дети учатся работать на нем, используют возможности Интернета. Поэтому и для учителя овладение компьютерными технологиями становится насущной потребностью. Технологии эти обогащают арсенал методических средств обучения, предоставляют педагогу богатый наглядный материал, позволяют разнообразить уроки, делая их интересными, и, естественно, способствуют лучшему усвоению знаний учащимися. Современный учитель должен идти в ногу со временем, не отставать от своих учеников.

Таким образом, современные технологии в работе учителя начальных классов дают ему возможность:

повысить уровень профессионализма,

обеспечить благоприятные условия для развития личности ученика,

выбирать наиболее эффективные технологии для решения педагогических проблем,

с большей определенностью предсказывать результат и управлять педагогическим процессом.

Современные технологии помогают учащимся активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать и применять на практике. В то же время эти технологии…

- стимулируют у учащихся процесс познания нового,

- формируют у них осознанную потребность в приобретении знаний и умений,

- порождают стремление к самостоятельной деятельности,

- формируют устойчивое внимание к предмету.

Автор:
А.М.Ибраимова, учитель начальных классов средняя школа-гимназия № 10 имени Ч. Валиханова г. Талдыкорган