Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Правописание имен существительных (открытый урок)


10 сентября 2010, 10:19 | 1 542 просмотра


Правописание имен существительных

Цели: 1) Разъяснить правописание существительных с частицей не; букв ч, щ в суффиксах -чик-, -щик-; гласных в суффиксах -щик-, -чик-, -ок-, -ек-;

2) развитие навыков логического мышления, повышения грамотности;

3) воспитание познавательного интереса к предмету.

Тип урока: Урок – объяснение нового материала.

Методы: Подача материала, крупным блоком, объяснительно-иллюстрированным методом; имитационный метод, операционный метод (на закрепление).

Опорные компакты: опорные сигналы, опорные конспекты.

Ход урока:

I. Проверка домашнего задания:

1) индивидуальный опрос плано-морфологического разбора;

2) взаимная проверка домашнего задания.

II. Подготовка к восприятию нового материала:

1) Проблемная ситуация:

- Какие части речи написаны на доске?

- Как правильно записать данные слова?

(не) ряха; (не) правда, а ложь; смаз (ч,щ) ик; сыноч (-ек, -ик); снеж…к, горош…к.

2) Оформление (объявление) темы урока на доске и в тетради.

III. Объяснение нового материала.

1) Вопросно-ответная беседа с анализом примеров (например: можно ли слово неряха, употреблять без не)

2) Оформление выводов в виде схемы.

- не + сущ, если не употребляется без не, можно заменить синонимом без не. Не <> если есть противопоставление с союзом а.

- после д-т, з-с пишется суффикс ч, в остальных случаях ж-ш.

3) Комментированное чтение схем учителем

IV. Проверка восприятия нового материала.

1) Чтение схем учащимися параллельно.

2) Иллюстрирование примерами.

V. Закреплении нового материала.

1) устное комментируемое управление правилам на следующих примерах (примеры заранее на обратной стороне доски, в столбиках):

(не) настье врач…м

(не) погода стуж…й

каменщик рез (ч,щ) ик

замоч…к

2) Письменный предупредительный диктант с обоснованием

неприятель (враг), перебежчик (ж), мячик - мячика, орешек - орешка, старичок – старичка

VI. Домашнее задание

1) чтение схем

2) № 38-41 (ознакомится с правилами в рамках, сравнить наши схемы с ними)

3) карточку для соседа (по 2 примера на каждую орфограмму)

VII. Подведение итогов

Вопрос: Что мы узнали нового на уроке?

VIII. Выставление оценок

Автор:
Р.Н.СУЛЕЙМЕНОВА, учитель русского языка и литературы средней школы №9