Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ЛИШАЙНИКИ (Урок биологии в 7-м классе)


10 сентября 2010, 10:22 | 2 162 просмотра



Тип урока: изучение нового с информационной компьютерной поддержкой.

Технология: обучение в сотрудничестве.

Цель: познакомить учащихся с морфолого-анатомическими, физиологическими особенностями представителей лишайников, значением их в природе и жизни человека, познакомить с местными видами лишайников.

Задачи:

Образовательные:

•Обеспечить в ходе урока усвоение нового материала о строении и процессах жизнедеятельности лишайников, их видовом многообразии;

•Продолжить формирование умения работать с текстом электронного учебника.

Развивающие:

•Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное в ходе беседы, при работе с текстом электронного учебника и дополнительным материалом, монологическую речь;

•Развивать умения работать с учебными проблемами и заданиями.

Вспомогательные:

•Формировать у учащихся мировоззренческий вывод о связи строения организма и среды обитания, их приспособленности к симбиозу.

Основные понятия: лихенология, индикаторы, таллом, симбиоз.

Оборудование: компьютер, рисунок лишайника, схема видов, картинки с изображением лишайников.

Ход урока

І. Организационный момент.

Наш урок сегодня мне хотелось бы начать со стихотворения Юрия Линника, послушав которое, вы постараетесь определить, что мы будем изучать.

Мимо малого мира проходить ты как посторонний.

Сев на камень, вглядись в удивительный микрорельеф.

На лесном валуне – между мхами – причуды кладонии.

Эти формы познай, их фантастику запечатлев.

Будто явлен в модели нам образ другой биосферы!

Вот лишайник – как рюмочки, рядом – как гранистый лед.

А наросты цетратий похожи на дебри Венеры.

Через эту чащобу торопится жук-вездеход.

Без лишайников Север всю прелесть бы сразу утратил.

Потому изучаю палитру задобренных скал.

Итак, как называется тема урока?

Что вам уже известно о лишайниках?

Из ваших ответов, ребята, видно, что известно вам о лишайниках довольно немного, поэтому сегодня на уроке мы должны решить несколько проблем:

1.Почему лишайники – это не растения?

2.Почему лишайники – биоиндикаторы загрязнения окружающей среды?

3.Почему лишайники – «пионеры» растительного покрова?

Чтобы ответить на эти вопросы, вам необходимо многое узнать о лишайниках. А помощником в движении наших целей сегодня на уроке выступит компьютер.

ІІ. Изучение нового материала.

Открываем тетради и записываем тему урока.

В настоящее время известно более 20 тыс. видов лишайников, которые изучает наука ЛИХЕНОЛОГИЯ.

А) Работа в парах: игра в «муравейник».

Наше же знакомство с лишайниками произойдет с помощью вас самих. Каждая пара сейчас садится к компьютер, где имеются электронные версии текстов, с которыми вы будете работать. Мы с вами будем играть в известную игру «Муравейник». Ваша задача лучше изучить материал, более подробно и качественно собрать информацию и самому поделиться ею с одноклассниками, т.к. от этого зависит конечный результат каждого из вас.

1.Строение лишайников.

2.Отличие лишайников от растений.

3.Процессы жизнедеятельности.

4.Среда обитания и приспособление к ней.

5.Значение лишайников.

6.Видовое разнообразие.

Б) Работа в сотрудничестве – обмен информацией.

Сводная таблица по обмену и сбору информации.

Ф.И. учащегодя №1 №2 №3 №4 №5 №6

ІІІ. Закрепление – фронтальная беседа.

1.Почему лишайники – не растения?

2.Что означает симбиоз гриба и водоросли в теле лишайника?

3.Почему лишайники являются индикаторами загрязнения воздуха?

4.Почему лишайники называют «пионерами» растительного покрова?

ІV. Первичная проверка знаний.

Для шестерых учащихся на компьютерах проводится тестирование усвоения нового материала.

1.В каких отношениях находится гриб и водоросль, образующие лишайник?

А) гриб паратизирует на водоросли;

Б) водоросль паратизирует на грибе;

В) гриб и водоросль живут в симбиозе;

Г) каждый живет как самостоятельный организм.

2.Каковы возможные способы размножения лишайников?

А) спорами;

Б) кусочками слоевищ;

В) особыми группами клеток;

Г) всеми указанными способами.

3.Лишайники не растут в промышленных городах, потому что:

А) в городах нет грибов;

Б) в городах нет водорослей;

В) в гордах нет почвы для роста лишайников;

Г) в городах загрязнен воздух.

4.Роль водоросли в лишайнике заключается в том, что:

А) водоросль обеспечивает лишайник органическими веществами;

Б) водоросль обеспечивает лишайник водой;

В) водоросль обеспечивает лишайник кислородом;

Г) водоросль обеспечивает размножение лишайников.

5.Основная роль лишайников в природе:

А) паразитирование на деревьях;

Б) основной источник кислорода на Земле;

В) почвообразование и разрушение горных пород;

Г) биологический индикатор загрязнения воздуха.

Автор:
Г.А.ДАРМЕНОВА, учитель химии и биологии сш №9 г. Талдыкорган