Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Почему афганские кыргызы считают Афганистан «чужой страной и землей»?!


12 февраля 2018, 05:15 | 2 314 просмотров



История пребывания кыргызов на территории современного Афганистана насчитывает свыше 250 лет. А это значит, что сейчас там находится десятое поколение этих людей

Издание Capital FM Kenya со ссылкой на информационное агентство AFP опубликовало статью под названием «Afghanistan’s Kyrgyz trapped on the ‘roof of the world’» — «Афганистанские кыргызы, оказавшиеся в ловушке на «крыше мира».

В ней говорится так: «На протяжении столетий кочевые кыргызы свободно перемещались по Центральной и Южной Азии, переходя реки вброд и пересекая заснеженные горы со своими стадами скота. Сегодня они застряли на «крыше мира» — оказавшись в отдаленном и горном Ваханском коридоре Афганистана практически без шансов на спасение.На протяжении веков кочевой кыргызский народ свободно путешествовал по Центральной и Южной Азии. Фото: AFP / Гоар Аббас

Политические потрясения и волны насилия, прокатывающиеся по региону, мало-помалу загоняют их в угол. Нет дорог, и одни за другими закрываются ближайшие границы, обрекая кыргызов на сложную и опасную жизнь.

«Мы лишь по воле случая стали афганцами», — говорит Джо Бой (скорее всего – Джабай), тщедушный кыргызский вождь с глазами, спрятанными под массивными веками, и сонным голосом.

«Мы не выбирали эту землю, но нам больше некуда идти», — объясняет он положение своего племени, которое, по мнению аналитиков, состоит из всего 1100 человек.

Речь идет о таком суровом крае, где температура редко поднимается выше нуля, и невозможно культивировать пшеницу и другие злаковые культуры. Здесь средняя продолжительность жизни остается низкой.

Каждая третья женщина умирает из-за осложнений при родах, а 53 процента детей не доживает до пяти лет. Такие данные озвучивает Джефф Уолкс, директор общественной организации Crosslink Development International, базирующейся в Бишеке.

В разговоре с корреспондентом информационного агентства AFP он заявил следующее: «Они живут на грани физического выживания, покоряясь условиям действительности в таком отдаленном районе».

«Они продолжают существовать так же… как и прежде, в течение сотен лет», — добавил он.

При отсутствии врачей или поликлиник даже незначительные недуги могут оказаться смертельными.

«Смертей больше, чем родов», — соглашается местный пастух Тило, его руки настолько огрубели, что кожа потрескалась и кровоточит. Такая картина присуща жителям Ваханского коридора.

Случившийся в Кабуле в 1978 году прокоммунистический государственный переворот послужил причиной их бегства во главе со своим вождем Хаджи Рехманом Кулом в Пакистан через перевал Иршад высотой 16 300 футов. Но после того, как несколько сотен людей из числа кыргызских мигрантов умерло вследствие болезней, передающихся через воду, большая их часть вернулась в район Ваханского коридора.

После такого катастрофического исхода Рехман попросил у властей США разрешения на переселение его сородичей на Аляску, где они могли бы разводить яков, но такая просьба была отклонена Вашингтоном.

Впоследствии небольшой группе кыргызов было предоставлено политическое убежище в Турции, но остальные по-прежнему ведут борьбу за выживание в районе Ваханского коридора.

«Мы тут застряли”, — говорит Тило.

Афганское правительство рассматривает кыргызов в качестве своих граждан, но сами они считают Афганистан чужой страной и землей и со времен распада СССР добиваются переселения в Кыргызстан».

Согласно данным, взятым из различных источников, история пребывания кыргызов на территории современного Афганистана насчитывает свыше 250 лет. А это значит, что сейчас там находится десятое поколение этих людей. Но они считают Афганистан «чужой страной и землей» по прохождении четверти тысячелетия своего пребывания там. Это, согласитесь, звучит весьма странно. Однако при детальном рассмотрении специфичных условий, которые свойственны Афганистану, выясняется, что удивляться тут особенно нечему.

И вот что в этой связи написал в своих мемуарах («Позывной Кобра», альманах «Вымпел», 1997, № 5) кыргыз Эркебек Абдулаев, находившийся во второй половине 1980-ых годов в Афганистане в качестве военного советника, представляющего КГБ: «Сто пятьдесят пар глаз с любопытством уставились на меня. Внимательно вглядываюсь в них. Выражения в основном враждебно-презрительные. Дело в том, что большинство курсантов – пуштуны, а я — похожий на хазарейца «монголоид». Это примерно так же, как если бы в американских южных штатах собрали бы белых курсантов и приставили к ним чернокожего преподавателя».

Тут, как говорится, ни убавить, ни прибавить. Причем отношение к представителям таких центральноазиатских монголоидных народов, как хазарейцы, кыргызы и казахи, со стороны тех же пуштунов сейчас значительно хуже, чем во времена пребывания там советских войск и Эркебека Абдулаева. Поэтому неудивительно то, что живущие на афганской земле свыше четверти тысячелетия кыргызы считают Афганистан «чужой страной и землей» и хотят переселиться в Кыргызстан.