12 февраля 2018, 05:15 | 2 314 просмотров
Издание Capital FM Kenya со ссылкой на информационное агентство AFP опубликовало статью под названием «Afghanistan’s Kyrgyz trapped on the ‘roof of the world’» — «Афганистанские кыргызы, оказавшиеся в ловушке на «крыше мира».
В ней говорится так: «На протяжении столетий кочевые кыргызы свободно перемещались по Центральной и Южной Азии, переходя реки вброд и пересекая заснеженные горы со своими стадами скота. Сегодня они застряли на «крыше мира» — оказавшись в отдаленном и горном Ваханском коридоре Афганистана практически без шансов на спасение.На протяжении веков кочевой кыргызский народ свободно путешествовал по Центральной и Южной Азии. Фото: AFP / Гоар Аббас
Политические потрясения и волны насилия, прокатывающиеся по региону, мало-помалу загоняют их в угол. Нет дорог, и одни за другими закрываются ближайшие границы, обрекая кыргызов на сложную и опасную жизнь.
«Мы лишь по воле случая стали афганцами», — говорит Джо Бой (скорее всего – Джабай), тщедушный кыргызский вождь с глазами, спрятанными под массивными веками, и сонным голосом.
«Мы не выбирали эту землю, но нам больше некуда идти», — объясняет он положение своего племени, которое, по мнению аналитиков, состоит из всего 1100 человек.
Речь идет о таком суровом крае, где температура редко поднимается выше нуля, и невозможно культивировать пшеницу и другие злаковые культуры. Здесь средняя продолжительность жизни остается низкой.
Каждая третья женщина умирает из-за осложнений при родах, а 53 процента детей не доживает до пяти лет. Такие данные озвучивает Джефф Уолкс, директор общественной организации Crosslink Development International, базирующейся в Бишеке.
В разговоре с корреспондентом информационного агентства AFP он заявил следующее: «Они живут на грани физического выживания, покоряясь условиям действительности в таком отдаленном районе».
«Они продолжают существовать так же… как и прежде, в течение сотен лет», — добавил он.
При отсутствии врачей или поликлиник даже незначительные недуги могут оказаться смертельными.
«Смертей больше, чем родов», — соглашается местный пастух Тило, его руки настолько огрубели, что кожа потрескалась и кровоточит. Такая картина присуща жителям Ваханского коридора.
Случившийся в Кабуле в 1978 году прокоммунистический государственный переворот послужил причиной их бегства во главе со своим вождем Хаджи Рехманом Кулом в Пакистан через перевал Иршад высотой 16 300 футов. Но после того, как несколько сотен людей из числа кыргызских мигрантов умерло вследствие болезней, передающихся через воду, большая их часть вернулась в район Ваханского коридора.
После такого катастрофического исхода Рехман попросил у властей США разрешения на переселение его сородичей на Аляску, где они могли бы разводить яков, но такая просьба была отклонена Вашингтоном.
Впоследствии небольшой группе кыргызов было предоставлено политическое убежище в Турции, но остальные по-прежнему ведут борьбу за выживание в районе Ваханского коридора.
«Мы тут застряли”, — говорит Тило.
Афганское правительство рассматривает кыргызов в качестве своих граждан, но сами они считают Афганистан чужой страной и землей и со времен распада СССР добиваются переселения в Кыргызстан».
Согласно данным, взятым из различных источников, история пребывания кыргызов на территории современного Афганистана насчитывает свыше 250 лет. А это значит, что сейчас там находится десятое поколение этих людей. Но они считают Афганистан «чужой страной и землей» по прохождении четверти тысячелетия своего пребывания там. Это, согласитесь, звучит весьма странно. Однако при детальном рассмотрении специфичных условий, которые свойственны Афганистану, выясняется, что удивляться тут особенно нечему.
И вот что в этой связи написал в своих мемуарах («Позывной Кобра», альманах «Вымпел», 1997, № 5) кыргыз Эркебек Абдулаев, находившийся во второй половине 1980-ых годов в Афганистане в качестве военного советника, представляющего КГБ: «Сто пятьдесят пар глаз с любопытством уставились на меня. Внимательно вглядываюсь в них. Выражения в основном враждебно-презрительные. Дело в том, что большинство курсантов – пуштуны, а я — похожий на хазарейца «монголоид». Это примерно так же, как если бы в американских южных штатах собрали бы белых курсантов и приставили к ним чернокожего преподавателя».
Тут, как говорится, ни убавить, ни прибавить. Причем отношение к представителям таких центральноазиатских монголоидных народов, как хазарейцы, кыргызы и казахи, со стороны тех же пуштунов сейчас значительно хуже, чем во времена пребывания там советских войск и Эркебека Абдулаева. Поэтому неудивительно то, что живущие на афганской земле свыше четверти тысячелетия кыргызы считают Афганистан «чужой страной и землей» и хотят переселиться в Кыргызстан.