Это интересно

17 сентября 2010, 14:06 | 1 630 просмотров

(Продолжение. Начало №36)

Экзопланеты находятся так же далеко, как звезды. Вследствие этого их невозможно обнаружить, используя простой метод съемки неба, применяемый для солнечных планет. Каждая звезда с планетами находится под влиянием массы этих планет. Это заставляет звезду качаться из стороны в сторону. Используя чрезвычайно чувствительные инструменты, при помощи которых измеряется доплеровское смещение частоты света, получаемого от звезды, можно измерить влияние планеты на звезду. Другой метод называется астрометрией: точное измерение положения звезд относительно очень далеких звезд, которые оказываются неподвижными, потому что находятся далеко. Тогда незначительные движения звезды в результате воздействия планет могут быть определены.

Непосредственное обнаружение экзопланет оптическими методами чрезвычайно затруднено, потому что сами они свет не излучают. В присутствии ярких звезд планеты становятся абсолютно невидимыми. Существует несколько способов их обнаружения. Транзитный метод заключается в том, что планета блокирует часть испускаемого звездой света, проходя мимо диска звезды. Чувствительные инструменты могут определить такие небольшие отклонения в яркости звезды. Существует также интерферометрический метод, который может быть использован для установления чрезвычайно слабого света от планеты. Другой метод оптического определения называется «хронограф», который используется для физического блокирования яркого света родительской звезды для обнаружения планеты.

Как образуются планеты?

Движение планеты вокруг Солнца можно описать, используя два закона сохранения – сохранение энергии и сохранение количества движения при вращении. Основываясь на понимании орбитальной механики и хорошо известных законов движения (впервые полностью опубликованных Ньютоном), размещение спутников на орбите вокруг различных планет для осуществления различных исследований уже стало для нас привычным. Несмотря на то, что наука вполне преуспела в описании планетарного движения, мы до сих пор не знаем, как были созданы планеты. Упомянутые выше законы сохранения не определяют количество планет, их орбиты, направления вращения, размеры или их тип – твердые планеты или газовые гиганты. Первоначальные условия играют важную роль, так как изначальное массовое распределение вокруг звезды с учетом законов движения, законов сохранения и закона гравитационного притяжения, размеры частиц, вращающихся вокруг звезды на начальном этапе ее жизни, а также первоначальные орбиты этих частиц в конечном итоге приводят к различным сценариям возникновения планеты.

На данный момент существует две основные теории возникновения планет – гравитационная неустойчивость и аккреционная теория (теория увеличения ядра). Согласно теории гравитационной неустойчивости планеты образуются в результате внезапного коллапса, приводящего к разрушению первичного газово-пылевого облака. В аккреционной теории планеты берут свое начало в виде небольших ядер, которые увеличиваются, гравитационным путем приобретая дополнительную массу. Обнаружив планеты, которые были недавно образованы вокруг различных звезд, ученые надеются проверить эти теории.