Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

На Кок-Жайляу можно построить экокурорт за миллион долларов. Что там будет?


4 декабря 2018, 04:49 | 3 053 просмотра



Дмитрий Жуков рассказывает, как можно сделать Кок-Жайляу привлекательным туристическим объектом за 1 млн долларов без строительства горно-лыжного курорта.

В дискуссиях о Кок-Жайляу (Кок-Жайлау) зачастую всплывает тема экотуризма и эко-курорта, как альтернативы варварской застройки под горнолыжный или "всесезонный" курорт. Не все представляют, что это такое может быть, и как оно отличается от текущих планов акимата Алматы. Для многих сограждан горнолыжный курорт – уже вполне себе экологичная вещь, не сравнить с асфальтным заводом, как любит напоминать алматинский акимат. Касательно экологических проблем горнолыжных курортов, не буду повторяться: есть отличная подборка материалов на www.livingasia.online. Достаточно сказать, что в нашем случае асфальтный завод, реально, может, и лучшая альтернатива.

Мы хотели бы рассказать о своём информированном видении экологических альтернатив. Ниже приведены 2 проекта: от минимального до максимального, 1 абзац, посвящённый условиям устойчивого развития урочища и 1 абзац о потенциале ущелья Кумбель и его интеграции в эко-парк Кок-Жайляу.

I. Минимальный – и оптимальный, на наш взгляд – вариант – это оборудование имеющихся и создание нескольких дополнительных троп, обозначение и защита от излишнего антропогенного воздействия "точек притяжения" (ниже), создание т.н. trailheads и информационного центра, а также решение вопросов сбора и вывоза отходов, и обустройство туалетов. В этом варианте мы осознаём, что наличие столь уникального ландшафта, фактически, в черте города, есть само по себе удивительное преимущество и богатство, и главная задача: сохранить его и сбалансировать рекреационный и экологический эффект. По порядку:

Вернуть урочищу статус особо охраняемой природной территории (ООПТ) в составе Иле-Алатауского национального парка. Это важно, чтобы избежать дальнейших позывов акимата к "развитию".

Оборудование троп – это, прежде всего, снижение разрушающего воздействия посетителей и во вторую очередь – упрощение навигации. Для снижения воздействия, на разрушаемые и уязвимые участки троп укладываются местные камни, оборудуется дренаж из булыжников, скрытых труб и щебня в местах размывов, на отдельных участках допускается возведение деревянных ступеней и лестниц. Последнее было бы уместно, скажем, на первом участке подъёма от д/о "Просвещенец" через берёзовую рощу. При этом, конечно, недопустимо использование синтетических материалов и общий стиль сооружений должен соответствовать образу природного парка, т.е. минимум обработки даже для пиломатериалов. Важно, чтобы даже стиль установленных на тропах табличек не диссонировал со смыслом и эстетикой эко-троп: никакого пластика и ярких красок использовать нельзя. В остальном, таблички и указатели играют нужную роль и должны быть расставлены на всех тропах через логичные промежутки и на местах возможных развилок и тупиковых ответвлений.

Защита точек притяжения. На каждом маршруте существуют точки, где люди проводят больше времени чем обычно: обзорные места, места привалов, родники, водопады. Грунт в таких местах допустимо укрепить, создать дренаж или даже помост из дерева, в отдельных случаях – ограды. Использование металлов, красок возможно только в крайних, обоснованных случаях.

Оборудование начала троп (trailheads). Вся информация о растительном, животном мире, особенностях геологии и истории района должна подаваться только ДО начала маршрута. На самом маршруте это недопустимо, кроме редких исключений, продиктованных уникальностью, например, точек притяжения.

Информационный центр. Обычно, это небольшое сооружение в районе парковки или остановки ОТ за 50-100 м до начала основной тропы или троп. Там же располагаются туалеты и, возможно, магазин и кафе. Инфоцентр может и должен комплектоваться работниками парка, сезонными практикантами, и добровольцами, такими как студенты экологических, биологических, спортивных дисциплин. Инфоцентры для Кок-Жайлау необходимо создать как в Малом, так и Большом Алматинском ущельях. В инфоцентре возможна физическая или дистанционная регистрация выхода на маршрут. Такая возможность значительно повышает безопасность в горах: зарегистрировавшиеся и не прошедшие в обратном направлении (или через другой инфоцентр) посетители будут разыскиваться и смогут избежать последствий возможных ЧП.

Решение вопросов отходов. Оставление мусора в парке, равно как и мусорные контейнеры в нём – недопустимо. Служба лесничих и добровольцев должна будет отслеживать исполнение правил, и нарушители должны нещадно штрафоваться и даже могут быть ограничены в посещении нацпарка и привлечены к ответственности, вплоть до уголовной. Естественные отправления (фекальные отходы) уже и при текущей нагрузке на урочище являют собой проблему, поэтому оборудование туалетов у начала троп очень важно. Туалетов на территории самого урочища, учитывая его небольшой размер, скорее всего, можно избежать.

Решение для конных и велосипедных маршрутов. Объединение вело-конных и пеших маршрутов не всегда допустимо по понятным причинам. В случае развития конного туризма, необходимо будет оценить возможности создания отдельной тропы, а операторы туров должны будут отвечать за уборку навоза с маршрута. Вело-маршруты на участках троп, ведущих вверх, могут совпадать с пешими, но на спусках лучше разметить их отдельно, где это позволяет местность. Если такой возможности нет, необходимо подумать об ограничении скорости проезда и предупреждении столкновений.

Имеющуюся грунтовую дорогу лучше всего убрать вообще, реабилитировав землю и растительность на её месте. В случае оставления дороги по каким-либо веским мотивам, необходимо создать дренажные стоки и закрепить подвижный грунт, высадить деревья и кусты для предотвращения дальнейшей эрозии.

II. Максимальный по воздействию на окружающую среду и расходам вариант – это создание эко-курорта. Варианты могут отличаться от приведённого ниже, но основные принципы должны быть неизменны: недопустимость использования любого моторизованного транспорта на любом этапе, недопустимость любого строительства, недопустимость изменения ландшафтов, приоритет экосистемы над нуждами курорта. Итак, что можно было бы создать на Кок-Жайлау, что могло бы расширить доступ к нему людей физически не готовых к нагрузкам и тем, которым собственно природа и тишина Кок-Жайлау не являются достаточной наградой за появление там?

ВажноМы не считаем приведённое ниже необходимой или лучшей альтернативой минимальному варианту! Написанное приведено с целью демонстрации того, что такое эко-курорт, в чём его отличие от акимат-курорта и как можно даже развитие делать бережно, грамотно и за минимальные деньги. Думаю, многие согласятся, что предложенные меры гораздо больше, чем акиматовский мега-проект могут способствовать развитию туризма и туристической культуры.

Итак, если говорить о максимально допустимом, варианте, то, полагаем, что к минимальному варианту можно было бы добавить:

Конный и конно-санный маршрут подъёма-спуска. На имеющейся дороге от бывшего пионерлагеря «Юный Геолог» после проведения мероприятий, обозначенных в п.7 выше для минимального варианта, можно будет разрешить или создать запуск конных и конно-санных прогулок вверх до верхней части плато (но не на нём самом) и вниз. Конюшня уже имеется на месте бывшего пионерлагеря – государству следует выкупить её по стоимости, уплаченной владельцем за эту часть земли, если приватизация была легальной и возместив капитальные затраты. На крутом участке через 50 м после нынешнего шлагбаума потребуется, очевидно, поставить инерционный страховочный трос, или электролебёдку (расстояние до ближайшего распределительного щита невелико и возможно протянуть скрытый провод электроснабжения) для облегчения подъёма по нему. Сани при приближении к этому участку надо будет пристегнуть к тросу, а после прохождения его – отстегнуть. Санный маршрут привлечёт внимание и должен вызвать большой интерес у семей с маленькими детьми. На лето можно поэкспериментировать с конными повозками. Думаю, что при соблюдении правил, весь заработок от этой деятельности должен поступать операторам - владельцам лошадей и повозок.

Добавление конно-санного маршрута ограничит возможности по спуску на санках и лыжах, поэтому надо будет подумать о подготовке параллельного санного и лыжного спуска на ряде участков дороги. Поскольку это неинвазивное воздействие, создание его не представляется сложным.

Юрты на лугах по пути от ущелья Кумбель. Юрты, как места этнического отдыха и угощения могут располагаться вдоль подъёма, но не на вершине плато – эта часть по эстетическим соображениям должна быть полностью ограждена от антропологического воздействия. Также необходимо будет разработать понятные и чёткие правила, чтобы максимизировать положительный эффект от присутствия юрт и минимизировать возможное негативное воздействие: например, не следует допускать вечеринок, алкоголя, любой музыки из динамиков и пр. Кроме того, постановка юрт предполагает необходимость размещения биотуалетов вблизи. Необходимо наиболее аккуратно подойти к этому моменту, так как избыточность в исполнении может нанести большой урон самой идее эко-парка. С другой стороны, при правильном подходе можно будет сделать эко-этно парк, где проводить, к примеру, вечера народной казахской музыки для алматинцев и туристов в аутентичной обстановке.

Мини-подъёмник. В юго-восточном кармане плато возможно оборудование небольшого (протяжённостью 100-200м) санно-лыжного подъёмника на экологичном топливе (газ или спирт) в направлении панорамного хребта (в сторону Медео). Это позволит создать участок активного отдыха, прежде всего, для детей, не нарушив основных видов и очарования вершины урочища. Разумеется, и здесь необходима строгость и эстетичность в подходе: никакое механическое воздействие на склоны не допустимо, только небольшая беседка и, возможно, открытый "камин", чтобы дети грелись и жарили зефирчики.

Ограничения по единовременному пребыванию на плато количества людей.Подобную меру используют многие природные парки для сохранения экосистем и ландшафтов и её необходимо предусмотреть заранее, чтобы не вызывать негативной реакции у посетителей. Скорее всего, однако, такое ограничение будет необходимо только, чтобы предотвратить спонтанные массовые мероприятия с высоким воздействием на природу.

Выполнение всех мероприятий по максимальному варианту не должно стоить более эквивалента 1 млн. долларов, что в 230+ раз меньше текущих планов акимата. Отдельно необходимо заложить расходы по демонтажу подстанции, уже построенной в урочище.

Значительно более важным, чем физическое оборудование эко-курорта в любом варианте, представляется создание долговременных условий его сохранения и эволюции. На начальном этапе невозможно предусмотреть всех вариантов развития событий, изменения климата и общества. Поэтому, необходимо:

  • Создание постоянного механизма мониторинга экосистемы учёными с правом приостанавливать или ограничивать антропогенное воздействие на урочище (да и весь парк).
  • Создание попечительского совета из эко-энтузиастов, многолетних посетителей и защитников Кок-Жайлау. Их задача – управлять сохранением урочища, как рекреационного эко-ресурса, через написание и обновление правил посещения, слежение за качеством троп, организации сообщества неравнодушных людей, устраивание мероприятий просветительского и поддерживающего рода. Попечители, также, должны иметь право ограничивать антропогенную нагрузку на местность.
  • Служба лесничих и добровольцев. Национальный парк, куда необходимо, конечно, вернуть урочище, должен выделить повышенное количество лесничих и егерей для обеспечения сохранности эко-парка и соблюдения посетителями правил посещения.
  • Создание корпуса добровольцев, помогающих егерям, и вдобавок, занимающихся просветительской деятельностью.

Кроме описанных мероприятий, необходимо также восстановить и улучшить рекреационный потенциал ущелья Кумбель ниже шлагбаума, вдоль речки Казашка/Казачка и добавить его к потенциалу Кок-Жайлау. Для этого надо:

  1. Однозначно запретить съезд автомобилей с дороги, оборудовав несколько парковочных карманов.
  2. В идеале, вообще запретить въезд автомобилей в ущелье, но возможно, необходимо делать это постепенно, предоставляя альтернативы для тех, кто привык выезжать сюда именно на авто (электроавтобус, конные повозки).
  3. На время, пока проезд по ущелью до шлагбаума не запрещён, сделать дорогу однополосной с участками для разъездов и автоматическим регулированием проезда. Освободившуюся часть оградить фашинами и камышовыми матами, и определить для санного (зимой) и велосипедного (летом) спуска.
  4. Провести реабилитационные мероприятия для растительного покрова вдоль реки.
  5. Оборудовать места для пикников в соответствии с принципами описанными в (I).
  6. Демонтировать все капитальные и временные сооружения в русле реки, кроме домика егеря Нацпарка и с запрещением любого нового строительства во всём ущелье.
  7. Обязать владельцев бывших пионерлагерей "Юный Энергетик" и "Юный Геолог" открыть их для посетителей или вернуть в народную собственность. Раскрыть народу обстоятельства и условия их «приватизации».
  8. Восстановить детский горнолыжный склон в бывшем пионерлагере "Юный Геолог".
  9. Ограничить скорость проезда по дороге в ущелье Кумбель до 10 км/ч принудительно, через дорожные ограничители, сделать узкие части дороги приоритетными для проезда и прохода велосипедистов, пешеходов.
Автор:
informburo.kz