За годы независимости в Казахстане самоубийства совершили более 106 тысяч человек. Об этом говорят официальные данные. Пик пришёлся на 1995-1997 годы, когда из-за распада СССР и резкого падения доходов суицидальные настроения в стране достигли серьёзных масштабов. Картина кардинально не изменилась, и сейчас каждый день от 7 до 9 казахстанцев решают покончить с собой. О том, почему это происходит и по какой причине у людей отключается инстинкт самосохранения, разбирался журналист Informburo.kz.

Когда мы проанализировали почти 40-летнюю статистику самоубийств в КазССР и Казахстане, выяснилось, что наиболее распространённый фактор, предшествующий суициду, не финансовые проблемы или конфликты в семье, а чувство одиночества. По мнению главного психиатра страны Николая Негая, навязчивое желание покончить с собой – это как болезнь, которая не лечится закрытием призывающих к самоуничтожению групп и замалчиванием проблемы.

Казахстану потребовалось почти 20 лет, чтобы справиться с эпидемией суицидов 90-х годов

Статистики самоубийств в Казахстане с 1980 по 2017 годы

Статистика самоубийств в Казахстане с 1980 по 2017 год / Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

Анализ данных за почти сорокалетнюю историю свидетельствует о том, что количество суицидов хоть и снижается, но всё равно остаётся на высоком уровне. В 2012 году Казахстан занял четвёртое место в мировом рейтинге по суицидам среди несовершеннолетних. Выйти из десяткики этого "рейтинга"-списка удалось лишь в 2017 году.

Годом ранее в республике был зафиксирован исторический минимум по числу самоубийств впервые за 30 лет. Ранее это лидерство принадлежало 1987 году, когда в СССР была объявлена перестройка и у людей появилась определённая свобода и вера в будущие позитивные изменения.

Но благополучная тенденция при СССР длилась недолго. В 90-х пришёл кризис, и число самоубийств стало резко расти, становясь эпидемией. Их количество к 1996 году выросло в два раза, достигнув почти 4800 смертей от суицидов год.


Читайте также:"У нас считают, что шизофрения заразна". Как живут казахстанцы с психическими расстройствами

 

Портрет самоубийцы

Статистику самоубийств в Казахстане ведут два органа: Министерство национальной экономики и Генеральная прокуратура РК. Однако показатели этих источников разнятся: первое ведомство опирается на медицинские данные, второе – на отчёты полиции. Но анализ показывает, что типичный казахстанский самоубийца – это мужчина из сельской местности в возрасте 35-44 лет.

Соотношение мужчин и женщин, которые совершили суицид

Соотношение мужчин и женщин, которые совершили суицид / Источник: Комитет статистики МНЭ РК

Казахстан, кстати, с большим отрывом лидирует по числу суицидов среди стран Центральной Азии, однако по пропорции полов уступает место Таджикистану. Там на три мужских самоубийства приходится два женских. В нашей стране этот усреднённый по годам показатель – пять к одному.

Эксперты заверяют, что связано это с высокой склонностью сильного пола к стрессам из-за большого количества обязанностей и невозможностью их реализации.

Соотношение городского и сельского населения в статистике самоубийств

Соотношение городского и сельского населения в статистике самоубийств / Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

По статистке, в отличие от мировых показательней, где считается, что суицид – это проблема больших городов, в Казахстане чаще всего самоубийства совершают жители сельской местности. И несмотря на снижение общего числа, пропорции между селом и городом остаются без существенных изменений.

Возраст людей, совершивших суицид

Возраст людей, совершивших суицид / Источник: Комитет по правовой статистике и специальным учётам ГП РК

Кроме того, согласно данным ВОЗ, наиболее подверженная самоубийству является возрастная категория 15-29 лет. Но в Казахстане люди, совершающие суицид, значительно старше. Психологи уверены, что главная причина – кризис среднего возраста у мужчин. Среди женщин же возрастная кривая проходит практически на одном уровне по всем возрастам с небольшими колебаниями в 18-24 и в 65-74 года.

На одно самоубийство в Казахстане приходится всего 1,5 суицидальной попытки

Силициды и суицидальные попытки

Суициды и суицидальные попытки / Источник: Комитет по правовой статистике и специальным учётам ГП РК

Среди взрослого населения на каждого погибшего от самоубийства приходится свыше 20 человек, совершивших суицидальную попытку. Об этом говорят мировые данные Всемирной организации здравоохранения. В Казахстане на один факт суицида приходится всего 1,5 попытки.

Однако речь здесь идёт об официальных данных. Не исключено, что эти цифры отражают то количество людей, которые в процессе суицида были спасены и имели серьёзные повреждения, из-за которых им пришлось обратиться к медикам. Также стоит отметить, что значительный рост попыток суицидов в стране в 2015-2016 годах и их снижение в 2017 году не оказали существенного влияния на совершённые самоубийства – все три года уровень оставался примерно одинаковым.

Одиночество – самый распространённый фактор самоубийств в РК

Данные о факторах, предшествующие суициду

Данные о факторах, предшествующих суициду / Источник: Комитет по правовой статистике и специальным учётам ГП РК

Причины самоубийств всегда разные. Часто это совокупность различных раздражителей. Как отмечают в Комитете по правовой статистике и специальным учётам Генпрокуратуры РК, чаще всего в Казахстане им является одиночество, вызванное чувством отверженности, что в конечном счёте – признак депрессии, то есть заболевания.

К такому выводу эксперты пришли через следственные эксперименты, которые проводились по каждому суицидальному случаю индивидуально. Второе место занимает материальное положение, третье – конфликты в семье.

Также частая причина суицида – соматические заболевания, приносящие людям невыносимые страдания, одним из примеров можно считать онкологию, у которой на последних стадиях сильный болевой синдром.

Почему Казахстан лидирует по детскому суициду в мире?

Главный психиатр РК и генеральный директор Республиканского научно-практического центра психического здоровья МЗ РК Николай Негай считает, что самоубийства – это индикатор проблем психического здоровья всего общества.

В интервью журналисту Informburo.kz он рассказал, что всерьёз проблему суицидов в Правительстве восприняли и предприняли решительные действия только в 2012 году, когда Казахстан занял четвёртое место среди стран с высоким уровнем смертности среди несовершеннолетних. Выше нас находились Индия, Северная Корея и Зимбабве.

Николай Негай

Николай Негай / Фото из личного архива

"У наших детей очень много факторов риска. Это произошло из-за проблем психиатрического толка. В 90% случаев суицида – это либо депрессия, либо депрессивно-тревожное расстройство. То есть те случаи, когда ребёнку нужна помощь психолога. И эта стигма к душевным расстройствам дала установку – в нашем обществе о душевных проблемах даже заикаться не стоит", – говорит Негай.

Получая рекомендации специалистов о том, что подростку нужна психологическая помощь, казахстанские родители, опасаясь огласки, отказываются это воспринимать, считает Негай. Для них важнее мнение окружающих, нежели здоровье собственного ребёнка.

"Практически во всех странах мира ребёнок с 16 лет может самостоятельно обратиться за медпомощью. Но в Казахстане почему-то это разрешается только с 18 лет. Хотя возраст полового согласия у нас с 16 лет, жениться можно тоже в этом возрасте, уголовная ответственность наступает с 14 лет, но к психиатру самостоятельно обратиться можно только с 18", – недоумевает главный психиатр РК.

Тема психических расстройств, по его мнению, является одной из самых табуированных в казахстанских семьях. Подростки очень редко рассказывают своим родителям о проблемах, связанных с насилием в школе, употреблением алкоголя и наркотиков, и об имеющихся стрессах, депрессиях и тревожности.

"Если нет доверия между родителями, то ребёнок просто-напросто замыкается в себе. И тогда действуют спусковые механизмы суицида. Например, несчастная любовь. Более того, разговаривая с подростками, мы выясняем, что многие из них готовы обратиться к нам за помощью, но с условием, что родители об этом не узнают", – говорит генеральный директор Центра психического здоровья МЗ РК.

Прямые вопросы о суициде смущали казахстанских чиновников

По словам Николая Негая, Казахстану удалось выйти из первой десятки по подростковым суицидам лишь тогда, когда в стране были проведены первые в истории республики исследования и разработана соответствующая программа профилактики. Тогда эксперты изучали семьи, в которых произошёл детский суицид, благодаря чему выявили истинную причину произошедшего.

"Оказалось, что наиболее часто встречающиеся факторы – это употребление подростком алкоголя, психоактивных веществ, раннее вступление в половую жизнь и проблемы в семье. И здесь я хочу подчеркнуть, что это не причины суицида, а только факторы, которые ему предшествовали. Эти данные были подтверждены вторым исследованием, когда, проанализировав медицинские документы, мы пришли к тому, что всё это – конфликты в школе, семье и недопонимание с родителями. То есть можно однозначно сказать, что причиной 90% суицидов стали депрессивно-тревожные расстройства, а 10% – результат импульсивного поступка", – добавил психиатр.

В своих исследованиях эксперты также проводили беседу и с педагогами. Приближенные к детям специалисты были мало осведомлены о том, что такое суицид и как стресс влияет на психологическое здоровье ребёнка.

"Почему-то все думали только о каких-то серьёзных хронических заболеваниях – шизофрении и так далее. Но каких-либо знаний о пограничных вещах, которые очень часто встречаются у подростков, у них не было", – отмечает Негай.

В итоге полученные из исследований данные легли в основу программы профилактики суицидов в возрастной группе 15-18 лет, которая состояла из трёх компонентов: информирование подростков и детей о психическом здоровье, обучение педагогов, врачей и психологов и выявление групп риска путём опроса.

"Первым пилотным регионом была Кызылординская область, где на тот момент был зафиксирован один из высоких уровней детских суицидов. Педагогов обучали проводить родительские собрания, на которых они поднимали бы вопросы психического здоровья подростков и говорили бы о том, что стало причиной появившихся проблем. Так, нам удалось снизить количество суицидов по региону в несколько раз. И после мы предложили внедрять эту программу по всей стране", – говорит психиатр.

Но, несмотря на позитивные результаты, реализация этого проекта в стране затягивалась. Одной из причин стал опросник, вопросы которого выглядели слишком откровенными и прямыми.

"К примеру, подростку задавались вопросы о том, хотел ли он завершить жизнь самоубийством, употребляет ли он психоактивные вещества. Во всём мире принято, что такие вопросы позволяют избежать или хотя бы снизить уровень суицидов. Но у нас из-за них возникали определённые препоны: сроки задерживались, и мы ждали экспертного заключения, дополнительно проводив исследования", – рассказывает Негай.

Разработанный в Казахстане документ после двух независимых оценокбыл признан одним из лучших в ЮНИСЕФ и рекомендован для внедрения в других странах. Так, в республике удалось снизить количество детских суицидов на 50%.

Суицид – болезнь, которую можно вылечить

Здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие, а суицид – результат нездоровья всех трёх факторов, считает Негай.

"На самом деле, вопросы суицидов связаны с депрессиями. Они не возникает одномоментно. Для этого нужно длительное время. При любом стрессе человек начинает нервничать, в связи с чем выплёскивается адреналин, который сужает периферические сосуды, расширяет коронарные, то есть сердце начинает к себе забирать кровь. Если это кратковременно, то всё проходит и приходит в норму, а если месяц-два, то организм ломается и запускает цепочку гормональных изменений", – говорит генеральный директор Центра психического здоровья МЗ РК.

Запущенные в организме механизмы, в свою очередь, отвечают за настроение. Их дисбаланс и приводит к депрессии.

"Многие думают, что поговорил с другом или подругой и всё прошло. Но это далеко не так. Здесь нужен врач, который сможет определить, запущены ли эти механизмы или нет. Если запущены, то на тебе лекарство, если это пограничное состояние, то давай будем заниматься психотерапией, которая тоже поможет выровнять эти процессы", – добавил эксперт.

При этом он акцентирует, что в отличие от взрослых, у детей такие процессы происходят быстрее, так как у них более выраженный гормональный дисбаланс.

О группах "Синий кит" и ажиотаже

Главный психиатр Казахстана считает, что наилучшей профилактикой суицидов является укрепление психологического здоровья населения. По его убеждениям, в такие тематические группы, как "Синий кит", вступают те подростки, которые уже находятся в группе риска.

"Ни от каких стрессов, программ и соцсетей ни одного ребёнка защитить нельзя. Это невозможно в реалии сегодняшнего мира. И на самом деле в эти группы вступают те, кто ищет выход из ситуации. Если подросток психологически устойчив, то он пройдёт мимо, не обратив на них внимания. Но тот, кто хоть раз думал о суициде, вступит. И это надо очень чётко понимать", – считает он.

Главный психотерапевт Казахстана отметил, что разработанная программа борьбы с подростковыми суицидами оказалась успешной, чего нельзя сказать о ситуации с самоубийствами среди взрослых. Начать глубокие исследования по этому направлению отечественные специалисты намерены лишь в 2019 году. И, возможно, что та печальная сорокалетняя статистика изменится в лучшую сторону.