Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Индивидуализация и дифференциация в процессе обучения учащихся русскому языку


1 октября 2010, 16:46 | 1 765 просмотров



В современных дидактических исследованиях при решении образовательно- воспитательных задач учитываются возможности как индивидуализации , так и дифференциации,как получения разносторонних знаний, так и достаточно глубокого их освоения.

Как сделать каждый урок радостным и интересным? Как активизировать деятельность учеников? Как не только передать ребятам определенную сумму знаний , но и дать им возможность ощутить радость открытия , воспитать потребность узнавать все больше и больше. Эти задачи ставит каждый учитель идя на урок русского языка и литературы.

Очень важным для решения этих задач является приемственность преподавания .Обучение должно строиться с учетом уровня подготовки в начальной школе.

Формировать грамотное письмо у учащихся-задача не из легких.Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию и умеют делать различные разборы , но страдают от неумения грамотно писать.Не секрет , что в начальной школе учителя по –разному работают над формированием грамотности и у пятиклассников очень разный уровень подготовки.

На практике часто встречаешься с тем,что интерес к русскому языку как к учебному предмету у них либо снижен, либо отсутствует вовсе. Поэтому надо начинать с веры в себя, ибо без сотрудничества с учеником о хорошихрезультатах говорить не приходится

Проблема управления процессом обучения на уроках русского языка особенно остро встает при работе со слабыми учащимися.Такие школьники,как правило, не имеют достаточного фонда знаний,не умеют применять их на практике , не владеют приемами сравнения и сопоставления.

Чтобы организовать продуктивную деятельность таких учащихся, необходимо работать с ними индивидуально.Активной формой обучения может стать индивидуально- предупредительный диктант , на этом этапе все ученики должны овладевать умением списывать без ошибок,предложенный текст.Несколько усложненный вариант списывания может быть направлена формирование орфографической зоркости.Такой вид работы формирует навык самоконтроля, воспитывает ответственное отношение к учебе.

Орфографическая грамотность – один из важнейших видов грамотности, формируемый у школьников на уроках русского языка.С этой целью , наиболее эффективным является применение изложений.Такие изложения помогают осуществлять на уроках связь специальных орфографических задач с задачами развития письменной речи школьников.

Наряду с индивидуальной работой достойное место занимает и групповая работа на уроках русского языка.

Высокая результативность уроков связана с активностью учеников.Эти сложные для учащихся задачи решаются не только в процессе первоначального изучения материала , но и при повторении.

Повторение важный этап в осмыслении знаний ,совершенствовании умений и навыков учащихся по русскому языку. Оно дает возможность воспроизвести в памяти ранее изученный материал, а также выполнять еще раз практические задания, основанные на использовании повторенных понятий, определений, правил.Однако задачи повторения не исчерпываются этим. Они включают в себя совершенствование приемов умственной работы (опознавание,отнесение орфограмм к определенному орфографическому правилу; определение написаний в упражнениях ,построенных на трудном языковом материале) обобщение матераила, отработку навыков самоконтроля.

При повторении и обобщении изученного нужно учитывать неодинаковую степень сформированности орфографического навыка и разных групп и планировать упражнения таким образом , чтобы довести до автоматизма грамотное письмо школьников.

Очень важно при повторении выработать навыки умения четко строить рассуждение при применении правила у средне-слабоуспевающих школьников , совершенствовать их навыки самоконтроля .

Устное рассуждение по образцу сопровождается письменным обоснованием. Ход урока строю так, чтобы каждый получил оценку .

Большое внимание уделяю работе со словами с непроизносимыми согласными,с непроверяемыми написаниями.

Применяю индивидуально- предупредительный диктант, который позволяет подтянуть отстающих.Для организации взаимопроверки каждый ряд получает свой текст списывания .

Предварительная индивидуальная работа учащихся с текстом формирует навык самоконтроля, воспитывает ответственное отношение к учебному труду.Пунктационная грамотность продолжает оставаться низкой.Для того чтобы учащиеся почувствовали необходимость в использовании знаков препинания необходимо создание коммуникативной ситуации.

Например, правописание н,нн в имени прилагательных .Ответ дать двумя сложными предложениями,соединенные союзом и и т.д.Предлагаемые упражнения помогают учащимся осознать , что язык является средством оформления их собственной речи,и закрепление пунктационных правил происходит не на отвлеченном материале,а на программном материале урока.Ученики осознают , что , язык предназначен для того , чтобы служить орудием общения людей. Его структура подчинена задачам коммуникации, которая состоит в передаче и приеме мыслей.

Главное в уроке русского языка,- постижение красоты языка,удивление перед его возможностями и открытия, пусть маленькие, пусть не имеющие значения для науки.

Вот когда ученик научиться чувствовать язык, понимать , почему так, а не иначе, говорят и пишут, тогда придет и желание изловить законы языка, его богатства неисчерпаемых возможности ученики придут к грамотной к устной и письменной речи.Необходимые для развития речевого, интеллектуального , нравтсвенного развитияучеников должен стать язык произведений нашей классики-русской,казахской изучаемой на уроках литературы.

Неразделяемые понятия преподавания русского языка и литературы на деле оказались отор-

ванными друг от друга.

В результате на уроках литературы в анализ произведений 10-11 классах словесности ведется только с литературоведческих позиций, причем здесь основное внимание уделяется идейному аспекту ,а вопросы художественности остаются в тени. Что же касается уроков русского языка, то изолированное изучение языка,в отрыве от одной из важнейших областей его функционирования ведет к чисто формальному анализу, который обычно базируется на исследовании проблемы вне контекста, к формальному усвоению материала учащихся.Таким образом, с одной стороны, учащиеся не в состоянии осознать языковое мастерство того или иного писателя, а с другой, они упускают из виду роль художественной литературы как высшей сферы применения языка, не замечают роли мастеров слова в развитии языка. Привлечение же литературного текста на уроках русского языка не просто способствовало бы усвоению суммы знаний,а привело бы к уяснению учащимися сути многих языковых явлений , к более глубокому усвоению языка.Текст должен стать ядром , позволяющий решать в единстве задачи обучения чтению и письму и знакомить грамотическими явлениями языка.

Текст должен считать в себе этнонациональную специфику с человеческими ценностями, что позволяет решать гуманитарную проблему-формировать языковую личность в условиях многонационального Казахстана.

Индивидуально-дифференцированное обучение грамоте должно соответствовать возросшим возможностям детей, обеспечить быстрейшее формирование навыков чтения и письма, т.е. создать прочную основу для овладения русским языком и литературным чтением.

Автор:
А.Т.Оспанова, учитель русского языка и литературы, сш имени Н.Алдабергенова, поселок Балпык би, Коксуский район