Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ХОЖДЕНИЕ ПО ЗАМКУ БРАН


8 февраля 2019, 04:15 | 2 851 просмотр



Есть неподалеку от румынского города Клуж-Напока одно из таинственных мест Европы, получившее название лес Хойя-Бачу. Еще этот лесной массив называют «бермудским треугольником Трансильвании». Здесь зафиксированы случаи бесследно исчезнувших людей, а потом нередки встречи с НЛО… Но главным туристическим объектом Трансильвании по праву считается замок Бран, выстроенный в XIV веке, и принадлежавший румынской королеве Марии, а также её дочери принцессе Илеане, но… В 1948 году его конфисковало коммунистическое правительство страны.

Теперь же, поскольку с 2006 года Румынии действуют изменения в законодательстве, согласно которым имущество конфискованное в годы коммунизма, возвращается его прежним владельцам, то по заявлению министра культуры Андриана Иоргулеску, легендарный замок Бран, известный как замок Дракулы, хотя никогда не принадлежал князю Владу Цепешу, передаётся архитектору Доменику фон Габсбургу, потомку принцессы Илеаны, живущему в Нью-Йорке.

Торжественная церемония передачи прошла 26 мая 2006 года. Согласно подписанному соглашению, новый владелец исторической реликвии обязался не производить здесь никаких изменений на протяжении трех лет.

Интересно, что Бран являлся натурным фоном и съёмочной площадкой для многочисленных фильмов о Дракуле, графе-вампире, тем более, считается, что реальный персонаж истории края - Влад III Цепеш бывал в замке. Вот о нём легендарном, историческом, литературном и мистическом герое средневековья наш дальнейший рассказ.

 

Оговоримся сразу, фигура самого известного в мире вампира, тирана и убийцы за несколько веков обросла слоем различных мифов, правдивых и не очень, и наша сегодняшняя задача - разобраться в таинственном облике зловещего персонажа средневековой эпохи. Валахи письменных хроник не вели, так что в их представлениях Влад III Басараб Дракула остался местночтимым святым и его ассоциируют с боровшимся за справедливость национальным героем, не знавшим пощады жестоким и кровавым правителем, а всем известный образ из книг и фильмов рисует в воображении объятого страстями истинного кровопийцу. У многих, кто следил за популярными экранизациями, кровь стынет в жилах от передающей ужас атмосферы, а вампирская тема, окутанная флером тайны и романтики, стала одной из главных в кинематографе и литературе двух последних столетий.

Представление об исторической личности потомки вынуждено составляют исключительно со свидетельства противников Влада III Дракулы. К тому же известные сегодня портреты князя сделаны в более позднее время с рисунков на памфлетах. Расхождений в исторических свидетельствах настолько много, что приходится выбирать то, что на наш взгляд, вполне могло состояться. К примеру, ни год, ни место рождения князя точно не установлены. Историки предположили, что он родился между 1429-1430 и 1436 годами, вероятно, в Шэссбурге (ныне Сигишоара). Время рождения Влада высчитывается на основе данных о возрасте его старшего брата Мирчи (известно, что в 1442 году тому было 13-14 лет) и данных о времени первого правления Влада III Дракулы, которое пришлось на ноябрь 1448 года, когда Дракула правил без регента, а следовательно, на тот момент был совершеннолетним. По мнению Матея Казаку, когда Влад III Дракула впервые захватил валашский престол, ему было уже 18 или 19 лет.

И тем не менее, предположим, что история нашего героя началась в конце 1431 года в Трансильвании, когда у героического воеводы Басараба Великого, или Влада II лихо сражавшегося с турками, на свет появился сын Влад, унаследовавший свой титул от отца. Надо сказать, что это был далеко не самый красивый младенец, и именно с его отталкивающей внешностью некоторые историки связывают патологическое проявление жестокости в будущем. У обладающего невероятной физической силой мальчика с оттопыренной нижней губой и холодными глазами навыкате обнаружились уникальные свойства: считалось, что он видел людей насквозь.

Юный князь Дракула, чей полный титул звучал как: князь Валахии Влад III Цепеш, прожил недолго – с 1430-х по 1477 годы. Однако его биография была насыщена столь страшными историями, после которых он даже помутился рассудком, считался неуравновешенным человеком со множеством странных наклонностей. С детства его отец приучал владеть оружием, а слава Влада как кавалериста буквально гремела по всей стране. Он прекрасно плавал, ведь в те времена не было мостов, а потому постоянно приходилось преодолевать воду вплавь.

Отец Влад II, принадлежавший к элитному рыцарскому ордену Дракона со строгими военно-монашескими порядками, носил на груди медальон, как и все остальные члены ордена, в виде знака своей принадлежности обществу -дракона. Но Влад Басараб решил на этом не останавливаться. С его подачи на стенах всех церквей и на монетах, ходивших в стране, появляются изображения мифического огнедышащего чудовища. Кстати, титула он удостоился от самого Сигизмунда I, императора Священной Римской империи, чем очень гордился. Сохранился исторический документ, под которым стоит подпись «Влад Дракула».

Прозвище Дракулья, которым именовал себя сам Влад III, означало «Сын Дракона», что тоже указывало на его принадлежность к христианскому рыцарскому ордену Дракона, основанного еще в 1408 году королём Венгрии (а впоследствии императором Священной Римской Империи) Сигизмундом I Люксембургом и королевой Барбарой по образцу венгерского ордена Святого Георгия. Орден ставил свой основной целью защиту Православия от неверных. Рыцари ордена носили медальоны и подвески с изображением свернувшегося в кольцо золотого дракона, так что Влад II при посвящении в рыцари в 1431 году также получил из рук короля медальон (орден) с драконом. Став господарем Валахии в 1436 году, он повелел поместить изображение дракона на золотые монеты, которые чеканил от своего имени и которыми принудительно заменял прежние деньги, а также на личную печать и свой геральдический щит.

А вот сын Влад III в молодости звался Дракул (рум. Dracul), унаследовав прозвище отца без каких-либо изменений. Все исследователи согласны в том, что прозвище Дракул (рум. Dracul, то есть «дьявол» или, по ассоциации, «дракон») было унаследовано им от отца, Влада II. Однако позднее (в 1470-е годы) стал указывать своё прозвище с буквой «а» на конце, поскольку к тому времени оно получило наибольшую известность именно в такой форме. Существует мнение, что «Dracula» в переводе с румынского означает «сын дракона», однако румынские историки отрицают, что «а» на конце могла придавать слову дополнительное значение по сравнению со словом «Dracul».

Прозвище Цепеш появилось через 30 лет уже после смерти Влада III. Это был перевод прозвища, полученного князем от турок и звучавшего как Казыклы (тур. Kazıklı от слова тур. kazık (казы́к) - «кол»).

При жизни Влад III не именовался Колосажателем ни в Валахии, ни в Венгрии, ни в других европейских странах. Впервые это прозвище прозвучало в валашских документах 21 января 1506 года, где сказано «Влад воевода, которого именуют Цепеш». Прозвище Цепеш – в прямом переводе – «сажатель на кол» – прилипло к князю со стороны недовольных его методами решения проблем. Турки, как противники, называли его не иначе как Казыклы Бей, «принц-колосажатель».

 Именно под этими именами Влад III Басараб, также известный как Влад Дракула или Влад Цепеш остался в истории Балкан. И в то время заметим, Румынии еще не существовало. На её территории располагались три княжества: Молдавия, Валахия и Трансильвания - территории подвластные Оттоманской империи.

Все исследователи согласны в том, что с 1431 до лета 1436 года Влад III Дракула жил в Сигишоаре, в Трансильвании.

В средние века Трансильвания принадлежала Венгерскому королевству, и сохранившийся до настоящего времени дом, в котором жил Влад Дракула вместе с отцом, матерью и старшим братом, расположен на территории Румынии по адресу: г. Сигишоара, ул. Жестянщиков, 5. В доме цела фреска XV века, изображающая родителей Дракулы. К тому же известно, что Влад II между 1433 и 1436 годами использовал этот дом в качестве монетного двора, где чеканил золотые деньги с изображением дракона.

Летом 1436 года Влад II занял валашский престол, свергнув двоюродного брата при поддержке венгерского короля Сигизмунда I Люксембурга и, не позднее осени того же года перевёз семью из Сигишоары в Валахию. В промежутке между августом 1437-го и августом 1439-го годов у Влад II появился ещё один сын - Раду.

Приблизительно в это же время умерла мать мальчиков, после чего их отец женился на женщине по имени Колцуна из Брэнды. Колцуна стала матерью ещё одного брата Дракулы - в дальнейшем он получил известность как Влад Монах.

Весной 1442 года Влад II поссорился с Яношем Хуньяди, являвшимся в то время фактическим правителем Венгрии, в результате чего Янош решил поставить в Валахии другого правителя - Басараба II.

Летом этого же года Влад II поехал в Турцию к султану Мурату II просить помощи, однако был посажен в темницу за измену, где вынужден был находиться на протяжении восьми месяцев. В это самое время в Валахии утвердился Басараб II, а трое сыновей Влада II Дракулы вынуждены были скрываться.

Весной 1443 года Влад II вернулся из Турции вместе с турецкой армией и сместил Басараба II. Янош Хуньяди не стал этому препятствовать, поскольку готовился к крестовому походу против турок. Поход начался 22 июля 1443 года и длился вплоть до января 1444 года. Весной 1444 года начались его переговоры о перемирии с турецким султаном. К переговорам присоединился Влад II, в ходе которых Янош согласился, что Валахия может оставаться под турецким влиянием. Так, чтобы сохранить государственный статус своей страны, Влад II выплачивал огромную дань лесом и серебром.

Султан, желая быть уверенным в преданности «валашского воеводы», настоял на «залоге». Под словом «залог» подразумевалось, что к турецкому двору должны явиться сыновья «воеводы» - то есть Влад Дракула, которому на тот момент было 14-15 лет, и его брат Раду, которому было 5-6 лет.

Переговоры с отцом Дракулы завершились 12 июня 1444 года, по которым господарь вынужден был возобновить вассальные обязательства и отправил заложниками ко двору султана двоих сыновей. В июле он лично сопроводил сыновей к султану, а турки и венгры подписали окончательный вариант договора о перемирии на 10 лет, но уже 4 августа венгры начали готовить новый крестовый поход.

Многие исследователи отмечают, что Влад Дракула, находясь в Турции в 1444 - 1448 годах, пережил серьёзное психологическое потрясение, которое наложило отпечаток на его личность. В частности историк М. Михай пишет, что Дракула вернулся на родину «законченным пессимистом», однако в различных публикациях причина изменения характера Дракулы и сама жизнь Дракулы того периода представлены по-разному.

Так одни авторы пишут, что в неволе Владу угрожали смертью. Другие сообщают обратное - что в период пребывания в Турции Влад не подвергался ни физическому, ни психологическому насилию со стороны турок. Историк Матей Казаку даже утверждает, что принципы организации турецкого государства и общества произвели на Дракулу весьма благоприятное впечатление.

В общей массе литературы, затрагивающей вопрос о Дракуле и турках, существуют два популярных утверждения. Первое: в Турции Влада Дракулу пытали или стремились обратить в ислам, и поэтому его характер изменился. Второе популярное утверждение касается того, что изменения в характере Дракулы связаны с сексуальными домогательствами наследника турецкого престола Мехмеда в отношении младшего брата Дракулы.

По поводу пыток и склонения к исламу исторические источники ничего не говорят, а об отношениях Мехмеда и Раду сообщает только один средневековый автор - греческий историк Лаоник Халкокондил - но и он относит эти события к началу 1450-х годов, то есть к тому времени, когда характер Дракулы уже претерпел изменения. Таким образом, единственным событием периода 1444-1448 годов, которое могло серьёзно повлиять на Дракулу, оказывается гибель близких - отца и старшего брата Мирчи - в декабре 1446 года. Их гибель произошла в результате государственного переворота, совершённого венграми.

В сентябре 1444 года отряды Яноша Хуньяди вступили на турецкую территорию. 10 ноября произошла решающая битва между крестоносцами и турками под городом Варной. Победа досталась туркам, а Янош Хуньяди попал в руки к Владу II и находился у него около месяца, после чего беспрепятственно уехал.

Летом следующего года отец Дракулы, желая помириться с Хуньяди, согласился, чтобы валашские воины приняли участие в небольшой военной операции против турок, длившейся с июля по октябрь. Была захвачена крепость Джурджу возле Дуная, но отношения с венграми от этого не стали лучше. Кроме того, Влад II запретил обращение на территории Валахии венгерских монет. В ноябре-декабре 1447 года Янош Хуньяди совершил поход в Валахию, чтобы свергнуть Влада II Дракулу. По приказу регента венгерского королевства легендарного Хуньяди Владу II Дракуле отрубили голову, а старшего сына Мирчи похоронили заживо. Валашский престол занял новый венгерский ставленник Владислав.

Турецкий султан, узнав об этом, объявил подготовку к новой войне с венграми.

Молодой князь Влад, который провел несколько лет у турок, вместе с другими высокородными отроками – боснийцами, сербами, венграми – отчасти не ведал, переживет ли он завтрашний день. Его держали в темнице и обращались очень плохо. Что и говорить, он насмотрелся за эти годы на излюбленный способ турецкой казни. Сажание на кол происходило едва ли не каждый день и было в Османской империи даже не то чтобы развлечением, а рутинным способом устранения провинившихся.

Исторические хроники сообщают инцидент, когда был поднят бунт в одном княжестве, и в отместку за это отпрысков правителя, находившихся в заложниках, ослепили. За похищение продуктов турки вспарывали животы, а за малейшую провинность сажали на кол. Юный Влад, неоднократно заставляемый под угрозой расправы отречься от христианства, четыре года наблюдал за столь ужасными зрелищами. Возможно, что ежедневные реки крови повлияли на неустойчивую психику юноши. Считается, что жизнь в плену и стала тем самым толчком, способствовавшим появлению звериной жестокости ко всем непослушным. Кроме того, годы, проведенные в качестве заложника, обеспечили особую «любовь» будущего князя к туркам.

А поскольку в Валахии было неспокойно, бояре постоянно устраивали заговоры, в ходе одного из которых и погибли отец и брат Влада, турки отпустили его на родину.

«Султан одарил его (Дракулу) деньгами, конями, одеждами, великолепными шатрами, которые подобает иметь господарю, и как можно скорее отправил в Валашскую землю, чтобы он правил вместо своего отца.

…Младшего же его брата он оставил при своем дворе», - сообщает источник: «Записки янычара», глава XXXIII.

Решающее сражение венгров с турками состоялось в Сербии на Косовом поле 17-19 октября 1448 года. Победа снова досталась туркам, после чего в ноябре Влад III Дракула с помощью турок стал валашским князем, сменив венгерского ставленника Владислава. Осенью 1448 года он вместе с турецкими отрядами, одолженными султаном, вошёл в Тырговиште - валашскую столицу. Когда именно это случилось, точно не известно, но есть письмо Дракулы от 31 октября, где он подписывается как «воевода Валахии».

Князь (господарь) Влад III вступил на Валахийский трон в возрасте 25 лет и по описаниям выглядел человеком крепкого телосложения, высокого роста, рыжеволосым. Жесткие глаза на выкате светились на его лице, заросшем густой бородой.

Сразу же по восшествии на трон он начал расследование событий, связанных с гибелью отца и старшего брата. В ходе расследования узнал, что не менее семи бояр, служивших его отцу, поддержали князя Владислава, за что были вознаграждены различными милостями.

Вскоре Влад III Дракула пригласил к себе в столицу едва ли не всю валашскую знать по случаю праздника. Праздник удался на славу, описания того случая пестрят подробностями веселья и обильного пира с изысканными яствами. Вот только похмелье у гостей оказалось горче некуда: многие из них оказались рассаженными по кольям.

Тем временем Янош Хуньяди и Владислав, проигравшие сражение на Косовом поле, прибыли в Трансильванию. 10 ноября 1448 года Янош Хуньяди, будучи в Сигиошаре, объявил, что начинает военную кампанию против Дракулы, назвав его «нелегитимным» правителем. 23 ноября Янош был уже в Брашове, откуда с войском двинулся в Валахию. 4 декабря он занял Тырговиште, однако князя там не застал.

Историки не располагают данными, куда направился Дракула сразу, как покинул Тырговиште. Известно, что Влад Дракула оказался в Молдавии, однако его появление здесь могло быть чрезвычайно опасным, поскольку там находился венгерский военачальник, подчинявшийся Яношу Хуньяди. Этот военачальник поддерживал князя Петра II, женатого на одной из младших сестёр Яноша Хуньяди, но Пётр внезапно умер, и венгры оставались в Молдавии, чтобы не дать ей перейти под польское влияние.

После марта 1949 года ситуация изменилась, когда на молдавский трон сел князь Алексэндрел, двоюродный брат Дракулы, поддержанный польским монархом. Согласно другим данным Алексэндрел приступил к правлению уже в ноябре 1448 года, сместив Петра, который умер лишь в 1452 году.

В 1448 году, заняв валашский трон в первый раз, Дракула получил приглашение посетить Брашов, но ответил, что приехать не может, поскольку приглашение исходило от Николае де Визакны, подчинявшегося Яношу Хуньяди.

12 октября 1449 года на молдавском троне утвердился князь Богдан II, с чьим сыном - будущим молдавским князем Штефаном Великим – Влад Дракула был дружен, однако его положение при молдавском дворе стало сложным, поскольку Богдан начал переговоры с Яношем Хуньяди.

11 февраля 1450 года Богдан издал грамоту, где отдавал себя в полное подчинение Яношу и обещал быть «другом его друзей и врагом его врагов», однако к высылке Дракулы из Молдавии это не привело. 5 июля 1450 года Богдан подтвердил соглашение с Яношем новой грамотой, где те же условия изложены более подробно - в том числе указано, что Хуньяди должен оказывать молдавскому князю военную помощь, а в случае необходимости предоставить политическое убежище.

Вопреки договорённости, осенью 1450 года Богдан не получил от Венгрии обещанной помощи против поляков. Тем не менее, его сын Штефан смог получить убежище на венгерской территории, в Трансильвании, после того, как Богдан был убит новым молдавским князем Петром Ароном в октябре 1451 года.

Влад Дракула отправился в Трансильванию вместе со Штефаном, а в феврале 1452 года был изгнан оттуда по приказу Яноша Хуньяди.

Хотя в письме к жителям Брашова от 6 февраля 1452 года Янош говорил о своём намерении лишить Дракулу возможности жить не только в Трансильвании, но и в Молдавии и тем не менее, Влад Дракула вернулся в Молдавию, где в это время снова пришёл к власти его двоюродный брат Алексэндрел.

В феврале 1453 года Янош Хуньяди заключил с Алексэндрелом такое же соглашение, как в своё время с Богданом. Алексэндрел обещал подчиниться Яношу и жениться на его внучке, но договор не был выполнен.

Дракула покинул Молдавию лишь в мае 1455 года, когда князя Алексэндрела сверг Пётр Арон, который несколькими годами ранее (осенью 1451 года) убил Богдана. В 1452 году брашовяне по приказу Яноша выдворили из своих земель Дракулу, приехавшего туда вместе со Штефаном из Молдавии.

В 1456 году Янош Хуньяди отправил письмо во все саксонские города Трансильвании, в том числе в Брашов. В письме говорилось, что саксонцы должны принять Дракулу, которому поручено защищать их от возможного нападения турок, а воины саксонцев должны идти к Яношу на защиту Белграда.

В 1456 году Дракула находился в Трансильвании, где собрал армию добровольцев, чтобы отправиться в Валахию и снова занять престол.

Свою государственную деятельность он начал с того, что предложил Трансильвании и Молдавии объединиться в одно сильное государство, способное избавиться от турецкого владычества. Себя же Влад III видел в качестве главы этого союзного образования. Подведя соседских князей к распахнутому окну, выходившему во двор дворца, он указал на две выставленные рогатины, заявив при этом: «Они установлены для вас, господа.  Вы будите корчиться на этих рогатинах на моём дворе, если откажетесь от союза.  А теперь отвечайте».

Гордый и смелый Петр, князь Трансильвании, отказался, заявив, что своей власти никому не уступит. Молдавский князь отмолчался, лишь покорно опустил голову. По знаку Влада в залу ворвались стражи, которые скрутили Петра. Несколько минут спустя Влад и Алексэндрел наблюдали, как непокорного князя сажают на кол. Молдавский князь был безвольным и неспособным правителем, которого интересовали две вещи – его гарем и празднества. А Влад Дракула не рисковал ничем, оставив Алексэндрела в живых. Таким образом Влад III стал первым королем Румынии, хотя сам никогда не пользовался этим титулом.

К тому же с февраля 1456 года в Трансильвании находилась делегация францисканских монахов во главе с Джованни да Капистрано, которая собирала добровольческую армию, чтобы освободить Константинополь, захваченный турками в 1453 году. Францисканцы не брали в поход православных, чем сразу воспользовался Дракула, привлекая отвергнутых ополченцев в свои ряды.

В этом же году в городке Джоаджу на юго-западе Трансильвании на Влада Дракулу было совершено покушение. Его инициаторами стали Янош Гереб де Вингард, являвшийся дальним родственником Яноша Хуньяди, и Николае де Визакна, состоявший у Хуньяди на службе.

 

 

 

В апреле 1456 года по Венгрии распространился слух, что к южным границам государства движется турецкая армия во главе с самим султаном Мехмедом, нацеленная на Белград.

3 июля 1456 года в письме, адресованном трансильванским саксам, Янош Хуньяди сообщил, что назначил Дракулу защитником трансильванских областей.

После этого Янош, уже находившийся в полутора днях пути от Белграда, начал готовиться к прорыву турецкой блокады, кольцо которой сомкнулось 4 июля. К Белграду также последовало ополчение, собранное монахом-францисканцем Джованни да Капистрано, которое изначально должно было идти к Константинополю, а войско Влада Дракулы остановилось на границе Трансильвании с Валахией.

Валашский князь Владислав, опасаясь, что в его отсутствие Дракула непременно займёт престол, не пошёл на защиту Белграда.

22 июля 1456 года турецкая армия отступила от Белградской крепости, а в начале августа армия Дракулы двинулась в Валахию. Получить власть Дракуле помог валашский боярин Мане Удрище, который заранее перешёл на его сторону и уговорил нескольких других бояр из княжеского совета при Владиславе сделать то же самое. 20 августа Владислав был убит, а Дракула стал валашским князем во второй раз. За 9 дней до этого события в Белграде Янош Хуньяди умер от чумы.

Второе правление Дракулы длилось шесть лет и получило широкую известность за пределами Валахии. После прихода к власти во второй раз Дракула продолжил расследование обстоятельств гибели своего отца и старшего брата. По итогам расследования было казнено более 10 бояр. Некоторые источники утверждают, что число казнённых составило от 500 до 20 000 человек, но историки не нашли подтверждений этим сведениям. Чтобы объявить боярам приговор, Дракула сначала пригласил их на пир. Румынские летописи связывают этот пир с праздником Пасхи.

По поводу даты казни у исследователей нет единого мнения. Есть основания утверждать, что казнь совершилась не позднее апреля 1457 года. Румынский историк Н. Стоическу говорит, что казнь «предположительно» состоялась в 1459 году. Историк Матей Казаку называет дату 25 марта 1459 года.

Новую аристократию Влад Цепеш создал сам, набирая в своё войско способных простолюдинов и лично посвящая их в рыцари. Весь уклад страны был полностью перестроен при помощи все того же посажения на кол, которому в равной степени подлежали как воры и асоциальные элементы (к которым князь относил цыган и турок), так и купцы, поддерживающие торговлю с Турцией. Поощрение развития ремёсел привело к невиданному до того порядку: по распространенной легенде, на главной площади Тырговиште около фонтана был выставлен золотой кубок, из которого мог пить любой желающий. Учитывая, что всякая попытка воровства без особых разбирательств приводила все к тому же посажению на кол (иногда вариантами выступали плаха или костер), валахи мигом приобрели кристальную честность.

Уникальное исследование было проведено в наши дни, а точнее в конце 80-х гг. ХХ века в Румынии. Современных нумизматов заинтриговала маленькая серебряная монетка, отчеканенная в Валахии еще в XV веке. О ней впервые написали в 1893 году и относили её то к одному, то к другому воеводе. На аверсе монеты изображен геральдический щит, характерный для эмиссии Валахии второй половины XV века. На реверсе дано изображение шлема, украшенного звездой с шестью лучами, а на маковке – орел со сложенными крыльями, голова которого обращена к кресту с полумесяцем. Перед орлом – звезда также с шестью лучами, из них одна заканчивается S-образным продолжением. Диаметр монеты всего 11 мм.

Определяющим моментом, послужившим разгадкой тайны этой монеты и до 1978 года совсем не учитывавшийся, явилась звезда с S-образным лучом перед орлом. Гравер монеты фактически представил комету. Эта деталь быстро вывела исследователей на верный путь. Изучая исторические источники XV века, нумизматы сделали вывод, что в 1456 году в июне месяце было отмечено появление сверкающей кометы, которая сильно взбудоражила современников. Речь идет об известной комете Галлея, появление которой обусловлено с периодичностью каждые 76 лет. В 1456 году она наблюдалась астрономом Тосканелли с 8 июня до 8 июля.

Следующий шаг исследователей был уже более легким. Воевода Влад Цепеш Дракула трижды занимал трон Валахии, второе его правление (август 1456г. – ноябрь 1462г.) начинается сразу же после появления кометы. Он оказывал смелое сопротивление османской экспансии. Меры защиты местной торговли, которые им утверждались, вызвали недовольство брашовских купцов, искавших случая дискредитировать господаря, сочиняя небылицы о его жестокости. Нумизматы выявили неизвестную доселе, но важную сторону правления Дракулы: выпуск мелкой монеты для повседневных нужд.

Теперь расскажем о походе Дракулы в Трансильванию, когда его главной причиной стали действия знатных жителей Сибиу. В этом городе покровительствовали младшему брату Дракулы, Владу Монаху, претенденту на валашский престол.

В письме от 14 марта 1457 года, отправленном в Сибиу, Дракула высказал недовольство по поводу того, что двум знатным горожанам, поддерживавшим Влада Монаха, были заранее обещаны доходы с двух крупных валашских таможен. Также в письме содержится обвинение в том, что жители Сибиу помогли слугам Яноша Хуньяди организовать на Дракулу неудавшееся покушение, состоявшееся в городе Джоаджу.

В этом же письме Дракула говорит, что жители Сибиу подталкивают Влада Монаха к враждебным действиям: «С вами мы заключили добрый и нерушимый мир, но если вы окажетесь мне врагами, то будете враги. Теперь я вполне понимаю, каким образом вы хотели добиться, чтобы валашский священник (то есть Влад Монах), который называет себя сыном воеводы, унаследовал всё то, что по праву моё. И если он ещё что-то против меня предпримет, то лишь потому, что вы ему это днями напролёт советуете». (Источник: Е. Хурмузаки «Первоисточники по румынской истории», Т. 15, часть 1).

Вскоре после отправки письма Дракула выступил в поход на Сибиу, а также на Брашов, поскольку один из организаторов покушения, Николае де Визакна, происходил из Брашова.

Во время похода были разорены более пяти селений близ Сибиу и Брашова. Из земель Брашова валашское войско сразу же двинулось в Молдавию, чтобы помочь взойти на трон другу Дракулы - Штефану, будущему молдавскому князю Штефану Великому.

Отношения с Брашовом во многом сформировали образ Дракулы в глазах современников. Именно этим отношениям посвящена наибольшая часть немецкого памфлета 1463 года и наибольшая часть поэмы Михаэля Бехайма «О злодее…», написанной на несколько лет позже. Реальной основой для данных литературных произведений послужили события 1456-1462 годов.

Придя к власти летом 1456 года, Дракула продолжил выстраивать отношения с саксонцами. В начале сентября 1456 года в Тырговиште приехали четыре представителя от Брашова. Они выступили официальными свидетелями того, как Дракула 6 сентября принёс вассальную клятву венгерскому королю Ласло Постуму.

В это же время в Тырговиште приехал турецкий посланец, из-за чего Дракула оказался вынужден давать брашовянам объяснение по поводу целей, которые преследует в переговорах с турками. Объяснения были даны в письме от 10 сентября 1456 года.

17 декабря 1456 года Ласло Хуньяди, старший сын Яноша Хуньяди, отправил брашовянам письмо, где обвинил Дракулу в неверности венгерской короне и в нарушении неких обещаний, данных ещё до прихода к власти. Также Ласло повелел горожанам поддержать претендента на валашский престол Дана и порвать отношения с Дракулой, но брашовяне выполнили лишь первую часть приказа, так как в марте 1457 года Ласло Хуньяди был казнён венгерским королём Ласло Постумом.

В марте 1457 года Дракулой были разорены окрестности Брашова, когда он шёл из земель Сибиу в Молдавию, желая помочь своему другу Штефану занять молдавский престол.

К 1458 году отношения Дракулы с Брашовом наладились. 18 мая Дракула отправил горожанам письмо с просьбой прислать мастеров и сказал, что деньги за труд прежним мастерам «полностью и честно выплатил, а также разрешил (всем) мирно и свободно вернуться». В ответ на письмо администрация Брашова отправила к Дракуле ещё 56 человек.

К данному периоду историки также относят недатированное письмо, где Дракула сообщает городской администрации Брашова, что «в знак уважения» дарит им нескольких волов и коров.

Весной 1459 года отношения снова стали напряжёнными. 2 апреля претендент Дан, который по-прежнему укрывался в Брашове, отметил в письме, что брашовяне «жаловались» ему на Дракулу. Дан пишет, что брашовских купцов, «мирно» приехавших в Валахию, Дракула ограбил и «убил, посадив на колья». Тогда Дан, считая, что скоро станет валашским князем, разрешил брашовянам в качестве компенсации за понесённый ими ущерб конфисковать товар валашских купцов, хранящийся в Брашове. Также в письме говорится, что Дракула сжёг или посадил на кол 300 брашовских юношей, изучавших язык в Валахии. Однако история о сожжении, рассказанная Даном, имеет много общего с библейским рассказом о трёх еврейских отроках, которые «учились книгам и языку» при дворе вавилонского царя Навуходоносора, а затем по приказу царя были брошены в огонь.

В апреле 1460 года произошла битва между войсками Дракулы и Дана, в которой Дан проиграл, был пленен, а затем подвергнут жестокой казни.

К 22 апреля весть об этом дошла до венгерского королевского двора. Сохранился рассказ некоего Блазиуса (Блеза, Блажея), жившего при дворе. В письме сообщалось, что людей Дана, уже сраженных в бою, Дракула велел посадить на кол. Также он приказал посадить на кол и всех женщин, которые следовали за войском Дана и оказались пойманы (по мнению, исследователей, это были проститутки, обслуживавшие войско Дана). Грудных младенцев при этом привязали к посаженным на кол матерям. Семи выжившим воинам Дана Дракула позволил уйти вместе с оружием, взяв с них клятву больше не воевать с ним.

28 апреля Янош Гереб де Вингарт, организатор неудачного покушения на Дракулу в 1456 году, в письме брашовянам, убеждал их, что Дракула заключил союз с турками и скоро вместе с ними придёт грабить трансильванские земли. Обвинения Яноша Гереба не подтвердились.

26 мая заговорщик Николае де Визакна,, в письме брашовянам, предлагал им продолжать арестовывать валашских купцов.

В июне 1460 года Дракула отправил в Брашов своего «особого советника» по имени Войко Добрица, чтобы окончательно решить вопрос о выдаче перебежчиков, укрывавшихся в городе. В письме от 4 июня Дракула обещал, что после того, как брашовяне выдадут перебежчиков, начнутся переговоры о мире.

В июле Дракула вернул себе контроль над Фэгэрашем, до этого «занятом» сторонниками Дана III. В немецком памфлете 1463 года говорится, что в ходе операции по возвращению Фэгэраша производились массовые расправы над мирным населением (Дракула «женщин, мужчин и детей велел посадить на кол»). Однако в письме в Брашов, написанном незадолго до похода, Дракула сам высказывает опасения, что воины Брашова могут «причинять зло» в Фэгэраше. Также сохранилось письмо Дракулы, написанное вскоре после похода, где он требует вернуть свиней, конфискованных брашовянами у одного из жителей Фэгэраша.

Осенью 1460 года в Бухаресте побывало брашовское посольство, которое возглавлял мэр города. Стороны договорились, что все валашские и брашовские пленные получат свободу. Также были обговорены условия мира, состоявшие из трёх параграфов и ещё трёх статей. Эти условия касались не только брашовян - Дракула заключил договор со всеми саксонцами Трансильвании, а также с секеями.

В период своего второго правления Влад Дракула проводил политику по укреплению православной церкви, оказывая церковной организации материальную помощь. Он поддерживал валашские православные монастыри, основал новый монастырь и построил новый храм.

В начале своего правления в 1456 или 1457 году Дракула пожертвовал монастырю Говора деньги на отливку большого церковного колокола, весившего около 250 кг. Колокол до сих пор хранится в данном монастыре.

В 1457 году Дракула закрепил за монастырём Козия село Троэнеши, ранее купленное настоятелем у одного из бояр, и освободил это село от всех повинностей и податей. В следующий год Дракула закрепил за монастырём Тисмана все земли, ранее подаренные другими князьями и боярами. Сохранилась грамота Дракулы, где упоминается об этом.

Князь делал щедрые пожертвования в Снагов. В документе ХVI века упоминается, что «Влад воевода Цепеш» был записан в монастырской книге среди других дарителей. Валашские летописи называют Дракулу основателем этого монастыря, однако монастырь упоминается ещё в грамотах деда Дракулы, князя Мирчи Старого.

В 1460 -1461 годах Дракулой был основан монастырь Комана недалеко от Джурджу. Существует легенда, согласно которой Дракула основал Коману, желая отблагодарить местных монахов-отшельников, которые спасли его от смерти.

В 1461 году было завершено строительство храма в городке Тыргшор. Сохранилась каменная плита с надписью, изначально вмурованная над входом в храм, гласящая: «Милостью Божьей Iw Влад, воевода и господин всей земли Угровлахийской, сын великого Влада воеводы, построил и завершил сей храм июня 24, в лето 6969 (1461), индикт 9».

Дракула в период второго правления также жертвовал деньги монастырям на Афоне в Греции. В 1457 году - монастырю Св. Пантелеймона. В 1460 или 1461 году пожертвование получил монастырь Филофей.

В указанный период валашскую церковную организацию возглавлял митрополит Макарий, отличавшийся антитурецкими взглядами. Макарий поддержал Дракулу в войне с турками, в результате чего лишился должности после прихода к власти Раду Красивого. В грамоте Раду Красивого, изданной 28 октября 1464 года, румынским митрополитом назван некий Иосиф.

Взойдя на трон в 1456 году, Дракула поначалу обязался платить туркам дань в размере 10 тыс. дукатов, но затем отказался платить и принял предложение венгерского короля участвовать в крестовом походе.

         Вскоре непокорный Влад II отказался платить туркам дань и разбил наголову турецкую армию. Весь христианский мир аплодировал князю. Ведя затем партизанскую войну с турецкой войсками, князь жестоко терроризировал население подчиненных ему областей.

Историк Н. Стоическу считал, что Дракула отказался платить дань туркам в 1459 году и сделал это под влиянием венгров, поскольку в 1458 году присягнул на верность королю Матьяшу Корвину. Историк М. Казаку считает, что Дракула порвал с турками в 1458 и что причиной разрыва послужил турецкий набег на западную окраину валашских земель, однако Р. Флореску и Р. Макнелли утверждали, что набег случился в начале 1460-х годов, и что нападению подверглась восточная окраина, в том числе Брэила.

Узнав о набеге, Дракула собрал армию и погнался за турками, чтобы отбить своих подданных, угнанных в плен. Дракула переправился через Дунай на турецкую сторону и вступил в битву, что стало его первым военным столкновением с Османской империей.

Об этом рассказал итальянский путешественник Ангиолелло, утверждая, что было угнано в плен 10 000 христиан. Анонимная итальянская хроника «Потомки дома Оттоманского» называет число 5 000.

…Великий Господин (султан Мехмед) прежде, чем покинуть Адрианополь ради похода в Морею, отправил Магомета-пашу (Махмуда-пашу), своего главного сановника с 30 000 турок к переправе через Дунай для охраны той переправы. …Магомет-паша (Махмуд-паша), находясь в той местности возле переправы, решил пройти в Венгрию и войти в пределы Валахии, тогда имевшей долг (по выплате дани). Ещё до наступления следующего дня он достиг крепости и захватил её, и предал огню, и увёл в плен 5 000 христианских жителей. … К той армии Божьим провидением был направлен Дракула примерно с 5 000 венгров и влахов. Увидев, что захвачено столько пленных, он преследовал врагов и настиг на рассвете нового дня и с ними тех (уведённых). Из 18 000 турков, которые в результате могли быть утопленными или порубленными, не избежали этой участи 8 000, и были возвращены все жители (уведённые христиане), находившиеся там. Магомет-паша (Махмуд-паша), подозревая, что силы венгерские могут оказаться более многочисленными, обратился в бегство.

О втором походе за Дунай в турецкие земли рассказывается в письме Дракулы к венгерскому королю Матьяшу Корвину от 11 февраля 1462 года. Согласно этому документу, зимой 1461-1462 годов армия Дракулы снова переправилась на турецкую территорию и осадила 17 турецких крепостей, большинство из которых были сожжены, а окрестное население убито, чтобы некому было восстановить сожжённые крепости.

Поход имел целью затруднить переправу через Дунай для турецкой армии. Дракула ожидал прихода этой армии уже весной 1462 года, сообщал королю о своей готовности продолжать войну при любых обстоятельствах и просил прислать подкрепление как можно скорее. К письму был приложен отчёт о турецких потерях.

Дракула называет точное число убитых – 23 884, однако если сложить все названные им числа, из которых должна складываться эта сумма, то получается 20 099. Это свидетельствует о том, что Дракула пересчитывал убитых не так тщательно, как сам утверждал.

Хроникер Константин из Островицы, рассказывая об этих событиях в своей книге, отмечает, что поход стал возможен, поскольку зима 1461-1462 годов выдалась очень суровой, и Дунай покрылся толстым льдом, а такое случалось не каждый год. Если бы Дунай не замёрз, переправиться зимой через реку оказалось бы крайне сложно.

В результате «Ночной атаки» 17 июня 1462 года, во главе всего 7000 воинов, Дракула заставил отступить вторгнувшуюся в княжество 100-120-тысячную османскую армию султана Мехмеда II Завоевателя, перебив до 15 000 турок. В войне с турецкой армией он применял «тактику выжженной земли». Чтобы нагнать страха на турецких солдат, всех взятых в плен турок, по его приказу, казнили сажанием на кол - той самой казнью, которая была «популярна» в Турции того времени. После того, как турки увидели бескрайнее поле гниющих на колах соотечественников, мораль войска упала настолько, что о битве даже не помышляли. Мехмед II c турецкой армией вынужден был уйти из Валахии.

 

 

 

 

 

 

«Вернувшись в Адрианополь Великий Турок объявил карательный поход против Дракулы, тогдашнего государя Валахии, велел собрать свою армию и пошёл в страну упомянутого Дракулы. Упомянутый Турок укрепился посреди страны влахов и остановился там лагерем, а Дракула по горам каждую ночь смело приходил туда к своим врагам, причиняя ущерб и выкрикивая поношения лагерю Турка. И пребывала упомянутая армия в этой стране около двух месяцев, голодая в лагере и страдая от болезней, и Великий Господин, отчаявшись, решил уйти, а Дракула вначале, ещё до прихода армии Турка, устроил с помощью своих подчинённых так, чтобы все жители его страны, не способные сражаться, скрывались в тылу (скрывались в лесу) в секретном месте. И один его Дракулы брат, тот был с ним, а до этого находился в Порте у Великого Турка. Упомянутый брат сбежал (от Дракулы) и пришёл к упомянутому Турку, и договорился с ним, что получит государство (Валашское), а сам обещал быть данником и верным слугой. Упомянутый господин Турок, видя его, охотно принял его клятву и обещал ему поддержать его притязания (на трон), и тотчас упомянутый брат Дракулы устроил так, чтобы все жители, скрывавшиеся в тылу, оказались во власти этого Турка. Согласно договору, люди валашские и их дети, братья и жёны находились во власти Великого Турка. Они оказались вынуждены признать своим государем брата Дракулы и взбунтоваться против Дракулы, и в таком случае жители были освобождены (турками). Государь Дракула бежал в Венгрию, а брат Дракулы остался государем в год 1459-й», - сообщила итальянская хроника «La progenia della cassa de’Octomani» («Потомки дома Оттоманского»).

Господарь Влад Цепеш-Дракула был вынужден бежать в Венгрию не только из-за неблагоприятно сложившихся обстоятельств внутри страны, но и из-за того, что король Матьяш Корвин не прислал ему обещанного подкрепления, а двоюродный брат молдавский господарь Штефан Великий не только не пришел на помощь, но и попытался захватить валашскую пограничную крепость Килию. Не ожидающий нового нападения князь Влад Дракула оказывается застигнутым врасплох турецкими войсками в том самом замке, который ему строили несчастные паломники. Волей случая он бежит из крепости, оставляя на верную смерть свою молодую жену и всех подданных. Возмущенная зверствами господаря европейская элита только и ждала этого момента, и беглеца заключает под стражу венгерский король, претендовавший на его трон и ложно обвиняя в сотрудничестве с турками.

Новым господарем Валахии в 1462 году стал Раду по прозвищу Красивый, родной брат Влада Дракулы.

Находясь в заключении Влад Дракула становится католиком из своих политических соображений. Он просидел в венгерской тюрьме 12 лет, но даже в узилище не оставил своих пристрастий: ловил или покупал мышей и птиц, которых пытал, сажал на кол и обезглавливал.

Принимая вынужденное повиновение тирана за покорность, король Матьяш освобождает его, женит на своей родственнице и пытается помочь взойти на прежний престол.

В 1475 году Влад III Дракула после освобождения из венгерской тюрьмы снова участвует в походах против турок. Так в ноябре этого же года он в составе венгерской армии (как один из военачальников короля Матьяша, «королевский капитан») отправился в Сербию, где с января по февраль 1476 года участвовал в осаде турецкой крепости Шабац. Затем принял участие в войне против турок в Боснии, а летом вместе с другим «королевским капитаном» Штефаном Батори помог оборониться от турок молдавскому князю Штефану Великому.

В ноябре 1476 года Влад Дракула при помощи Штефана Батори и Штефана Великого сверг протурецки настроенного валашского князя Лайоту Басараба. 8 ноября 1476 года было взято Тырговиште, а 16 ноября взят Бухарест. 26 ноября общее собрание знатных людей Валахии избрало Дракулу своим князем.

Когда войска Штефана Батори и Штефана Великого покинули Валахию, с Владом Дракулой остались только те воины, которые подчинялись непосредственно ему (около 4 000 человек). Вскоре после этого Влад был убит по инициативе Лайоты Басараба, однако в рассказах о способе убийства и непосредственных исполнителях источники расходятся.

Средневековые хронисты Якоб Унрест и Ян Длугош считают, что он был убит своим слугой, подкупленным турками.

Русский автор «Повести о Дракуле воеводе» Фёдор Курицын считает, что Влад Дракула был убит во время битвы с турками группой людей, которые якобы приняли его за турка.

Также сохранилось свидетельство молдавского князя Штефана, помогавшего Владу занять валашский престол. Цитируем по источнику: Иоан Богдан «Документация Штефана Великого», том 2:

«И я незамедлительно собрал воинов, а когда они пришли, то я объединился с одним из королевских капитанов, и, объединившись, мы привели упомянутого Драхулу к власти. И тот, когда пришёл к власти, попросил нас оставить ему наших людей в качестве стражи, потому что он не слишком доверял влахам, и я оставил ему 200 своих людей. И когда я это сделал, мы (с королевским капитаном) удалились. И почти сразу вернулся тот предатель Басараб и, настигнув Драхулу, оставшегося без нас, убил его, и также оказались убиты все мои люди, за исключением 10-и».

Так уж вышло, фортуна отвернулась от Влада III Дракулы окончательно, и тиран принял смерть в бою, вот только обстоятельства его смерти не совсем ясны. Бояре в порыве гнева изрубили тело ненавистного правителя на куски, а его голову отправили турецкому султану. Помнящие добро монахи, поддерживавшие во всем кровавого тирана, тихо схоронили его бренные останки.

Наши возражения: если допустить, согласно версии ХV века, что Влада Дракулу в бою приняли за турка, и окружив, пронзили копьями, о чем, распознав ошибку, весьма сожалели. Если все так и было, то почему же он, жертва недоразумения, успев зарубить пятерых нападавших, не успел объяснить остальным, что он – их воевода? С какой такой целью «скорбящие» соотечественники, отрубленную голову мертвого господаря консервировали в меду и везли её в качестве трофея султану?

Кровожадную изощренность валашского воеводы европейцы обычно воспринимали в качестве некой восточной экзотики, абсолютно неуместной в «цивилизованной» державе. К примеру, когда Джон Типтофт, граф Уорчестер, наслышанный о эффекте «дракулических» методов во время дипломатической службы при папском дворе, стал сажать на кол линкольнширских мятежников 1470 года, его самого казнили за поступки - как гласил приговор – «противные законам данной страны».

Историки дали различные оценки роли Влада III. Одни видели в нём национального героя Румынии, защитника от мусульманской экспансии, борца с боярскими злоупотреблениями (К.Джуреску), другие считали Влада III беспринципным тираном, ничем не отличающимся от других господарей -«макиавеллистов» Позднего Ренессанса, называя его правителем -«террористом», предтечей Ивана Грозного, Сталина и Гитлера. Однако, по общему мнению, репутацию вампира-чернокнижника Влад III Дракула приобрел лишь в конце XIX века – благодаря воображению и таланту англичанина ирландского происхождения Абрахаму (Брэму) Стокеру (1847-1912), автору знаменитого романа «Дракула» (1897).

Теперь самый подходящий момент рассмотреть вопрос обозначив его как «Образ исторического Дракулы в литературе».

В 1463 году в Вене был издан памфлет в прозе, который после этого переиздавался ещё 14 раз под разными названиями. Текст памфлета от издания к изданию изменялся, но основной сюжет оставался неизменным. Исследователи разделили текст памфлета 1463 года на 36 эпизодов, большинство из которых касается «деяний» Дракулы в Трансильвании.

В конце 1460-х годов появилась поэма мейстерзингера (представителя средневековой песенно-поэтической традиции из ремесленно-цеховой среды) Михаэля Бехайма «О злодее, который звался Дракул и был воеводой Валахии» основанная на памфлете 1463 года. С исторической точки зрения, повод сомневаться в верности информации, представленной в указанном документе, крайне велик.

О самом лютом из владык,

кто подданных своих привык

тиранить повсеместно,
с тех пор как мир был сотворен,
о злейшем звере всех времен,
насколько мне известно,
поведаю стихами,
как Дракул, злобствуя, владел
Валахией и свой удел
упрочить мнил грехами.

В середине 1480-х годов появилась древнерусская «Повесть о Дракуле - воеводе» дьяка русского посольского приказа Фёдора Курицына, в это время находившийся при дворе короля Матьяша с официальным визитом. Известно около 20 списков этой повести, сделанных в период от XV до XVII века.

По мнению исследователей «Повесть» является оригинальным произведением, поскольку содержит много эпизодов и сведений, которых нет в памфлете 1463 года. Оценка некоторых событий, данная в повести, также отличается от трактовки, которую предлагают памфлет и поэма.

Рассмотрим основные различия в сюжете древнерусской «Повести» и поэмы Бехайма. Так в поэме сказано, что Дракула, прибил головные уборы к головам послов из Италии («из юго-западной земли»). В «Повести» сказано, что это были не итальянцы, а послы из Турции.

В поэме автор отрицательно оценивает разорительный поход Дракулы в турецкие земли, а в «Повести» этот поход оценен положительно.

Наибольшая часть эпизодов поэмы посвящена «жестокостям» Дракулы в Трансильвании, а в «Повести» именно эти эпизоды в большинстве своём отсутствуют.

В «Повести» нет знаменитой истории о том, как Дракула пригласил бояр на пир и спрашивал их, скольких князей они помнят.

В «Повести» нет истории о любовнице, которой Дракула вспорол живот.

В свою очередь в поэме нет истории о том, как Дракула испытывал купца на честность, подложив тому в кошелёк один лишний золотой. В «Повести» эта история приводится как пример, показывающий мудрость Дракулы. Дракула знает, что купец в отличие от любого другого человека всегда пересчитывает деньги, поэтому если купец утаит лишнюю монету, то сделает это осознанно, а не по незнанию.

В поэме отсутствует история о золотой чаше, поставленной у колодца для общего пользования. В «Повести» эта история приводится как доказательство того, что в землях Дракулы все подданные были законопослушны - никто не украл чашу.

В поэме история о том, как Дракула беседовал с венгерским послом, рассказана менее подробно, чем в «Повести». В «Повести» приведено больше деталей, и поведение Дракулы оценивается положительно.

В поэме повествование оканчивается арестом Дракулы. «Повесть» рассказывает о том, как вёл себя Дракула в венгерской тюрьме, а также о его освобождении, женитьбе на «сестре» короля Матьяша, последнем правлении и гибели.

В 1897 году в Лондоне свет увидел мистический роман Брэма Стокера, «Дракула», где прообразом главного героя стал исторический Дракула, он же Влад Цепеш. Автор описал восставшего из мертвых Дракулу, после которого кровожадного правителя стали ассоциировать именно с вампиром.

Большинство исследователей считают, что Стокер узнал о Цепеше в 1890 году, когда познакомился с востоковедом Арминием Вамбери из Будапештского университета. Вамбери, находясь в Лондоне, пришел на спектакль в театр «Лицеум», где трудился Стокер. За ужином после спектакля он поведал Стокеру краткую историю Восточной Европы и упомянул о Цепеше, назвав этого исторического персонажа прижизненным прозвищем - Дракула. Брэму Стокеру настолько понравилось прозвище, что он назвал персонажа своей будущей книги Дракулой, сделал местом его жительства Восточную Европу и отразил некоторые факты биографии реального Цепеша в биографии своего «графа Дракулы». В то же время существует предположение, что писатель почерпнул все сведения не от Вамбери, а из книги Уильяма Уилкинсона «Описание провинций Валахии и Молдавии», изданной в 1820 году.

«…когда знамена валахов и мадьяр склонились перед полумесяцем, кто же, как не один из моих предков, переправился через Дунай и разбил турок на их же земле? То был действительно Дракула! Какое было горе, когда его недостойный родной брат продал туркам свой народ, навлекши на него позор рабства! Не он ли, этот Дракула, был тем, кем вдохновлён был другой его одноплеменник, который в более позднем времени снова и снова переправлялся со своим войском за реку на турецкую землю; который, будучи разбит, выступал снова и снова, хотя и возвращался один с кровавого поля битвы, где полегло его воинство…»

Цитируется по изданию: Брэм Стокер. «Дракула», серия «Шедевры мистики», Москва.2010.

Писатель использовал реальные письма Влада, сохранившиеся в хрониках, но большое количество материала было все-таки выдумано.

Дракула Брэма Стокера предстает не менее беспощадным, чем его прообраз, но аристократические манеры и некое благородство делают из готического персонажа настоящего героя, чья популярность только растет. Книгу рассматривают как симбиоз научной фантастики и романа ужасов, в котором тесно переплетены древние мистические силы и современные реалии.

Как говорят исследователи, запоминающаяся внешность дирижера Ференца Листа послужила вдохновением для создания образа главного героя, а многие детали были заимствованы из «Мефистофеля». Стокер четко указывает, что свою магическую силу получает от самого дьявола граф Дракула. Влад Цепеш, превратившийся в монстра, не умирает и не восстает из гроба, как это описывали в ранних романах про вампиров. Автор делает своего персонажа уникальным героем, ползающим по вертикальным стенам и превращающимся в летучую мышь, всегда символизирующую нечисть. Позднее этого маленького зверька назовут вампиром, хотя никакой крови он не пьет.

Писатель, внимательно изучивший румынский фольклор и исторические свидетельства, создал уникальный материал, в котором отсутствует авторское повествование. Книга представляет собой лишь документальные хроники, состоящие из дневников, стенограмм главных героев, которые только усиливает глубину повествования. Создающая эффект подлинной реальности, «Дракула» Стокера вскоре становится неофициальной библией вампиров, в которой подробно прописаны правила чуждого нам мира. А тщательно прорисованные образы героев предстают живыми и эмоциональными. Считается, что книга представляет собой новаторское искусство, выполненном в оригинальном формате.

Первое русское издание книги Стокера под названием «Вампир (Граф Дракула)» вышло в Петербурге в 1913 году.

Поклонником «Дракулы» стал не кто иной, как великий русский поэт Александр Блок, который засвидетельствовал положительный отзыв на роман в письме близкому другу Е. П. Иванову. У другого классика русской литературы Алексея Толстого есть несколько рассказов, в которых наличествует «вампирская» тематика – «Семья вурдалака», «Упырь». Кстати, оба экранизированы. По «Семье вурдалака» снят двухсерийный телефильм, а «Упырь» в 1991 году вышел на широкий экран под названием «Пьющие кровь». В последнем фильме снимались такие знаменитости как Марина Влади и Донатас Банионис.

И вот что показательно или, если хотите, даже забавно, одна книга породила целый жанр и обеспечила литературе ужасов одного из постоянных её персонажей. Вариации на тему книги Стокера писали и пишут почти все более-менее значимые авторы хоррора (жанр ужасов в литературе и кино): Стивен Кинг, Роберт Маккамон, Дэн Симмонс, Том Холланд…

В наши дни с появлением научно-популярной книги Р. Флореску и Р. Макнелли «В поисках Дракулы» интерес к Владу Басарабу Цепешу как к историческому герою сильно возрос. В результате появилось значительное количество романов, в которых фигурирует Дракула как историческая личность.

Среди произведений, написанных и опубликованные на русском языке можно назвать…

А. Коган «Войку, сын Тудора». Исторический роман в трёх частях. Является зарубежным, но написан на русском языке, так как автор - русскоязычный молдавский писатель. Главными героями стали вымышленные лица - Войку и его жена Роксана. Во второй части романа они переселяются в Брашов, где Роксана попадается на глаза Владу Цепешу, недавно выпущенному венгерским королём Матьяшем из тюрьмы. Согласно сюжету, Цепеш влюбляется в Роксану, заманивает её в замок к своему родственнику, где удерживает долгое время, пытаясь добиться её любви.

М. Юденич - автор «Welcome to Трансильвания». Детективный роман с элементами мистики. Впервые опубликован в 2002 год. Согласно сюжету, в Румынии происходит серия убийств, внешне напоминающих нападение вампира - из тел выкачана вся кровь. Дело расследуется. Один из участников расследования беседует с историческим Дракулой во сне. Также в книге пересказывается подлинная биография Дракулы и приводится перевод со старославянского «Повести о Дракуле воеводе».

М. Палев «Копьё Дракулы». Детективный роман. Опубликован в 2010 году. В центре сюжета - поиски старинного копья, которое согласно вымыслу автора принадлежало Дракуле и помогало тому одерживать победы над врагами. Сам Дракула как персонаж в книге отсутствует, но о нём постоянно говорят другие персонажи.

Е. Артамонова «Исповедь Дракулы». Исторический роман. Опубликован в 2011 году. В центре сюжета - арест Дракулы в 1462 году по приказу венгерского короля Матьяша. Дракулу ложно обвиняют в сговоре с турками, после чего проводится кампания по очернению арестованного. Значительное место в книге занимают воспоминания Дракулы о своей юности и втором правлении.

В. Задунайский «Сказание о господаре Владе и Ордене дракона». Мистический рассказ. Вошёл в сборник «Балканский венец», опубликованный в 2012 году. По сюжету старый монах, живущий в монастыре на Афоне, пишет три разные версии жизнеописания «господаря Влада». В одну из ночей к монаху приходит сам Влад, вампир.

К. Бенедиктов и Ю. Бурносов «Балканы. Дракула». Роман в жанре фантастики. Опубликован в 2014 году в серии «Этногенез» издательства «Эксмо». В центре сюжета жизнь юного Дракулы в Турции, но почти все события выдуманы. Авторы изображают вампиризм как болезнь под названием «красная жажда». Этой болезнью заболевает и Дракула, но выздоравливает.

С. Лыжина «Валашский дракон». Исторический роман. Опубликован в 2015 году. В центре повествования - жизнь Дракулы с конца 1440-х до середины 1470-х годов, показанная с двух сторон. С одной стороны - глазами самого Дракулы, который заточён в венгерской тюрьме и вспоминает о прошлом. С другой стороны - глазами начинающего художника, чей учитель, престарелый флорентийский живописец, получил от венгерского короля задание нарисовать портрет Дракулы-узника.

Дадим краткую сводку романов, официально переведённых на русский язык:

Дэн Симмонс «Дети Ночи». Роман в жанре фантастики. На русском языке впервые опубликован в 1997 году. Действие разворачивается в конце XX века. Дракула, бессмертный вампир, после многих лет отсутствия возвращается в Румынию под видом американского миллиардера. В книге также присутствуют «воспоминания» Дракулы о жизни в XV веке. В этих воспоминаниях многие эпизоды памфлета 1463 года пересказываются от первого лица («я приказал», «я казнил» и т.д.).

Сухариткул Сомтоу «Суета сует. Бегство из Вампирского Узла». Мистический роман о вампирах, где Влад Цепеш и его брат Раду являются второстепенными персонажами. Ни один из братьев не является вампиром. По сюжету Раду погиб ещё в детстве, а личность погибшего присвоил себе мальчик-вампир и стал новым Раду. Султан Мехмед во время валашской кампании 1462 года возит этого вампира с собой в золотом гробу. В книге также присутствует утверждение, что Влад сажал турок на кол, поскольку таким образом мстил за брата, «изнасилованного» Мехмедом. Первая публикация романа в России состоялась в 2005 году

Элизабет Костова «Историк». Мистический роман. На русском языке опубликован в 2005 году. Действие разворачивается в конце 1920-х. Группа учёных-филологов ищет тайную могилу, где покоится вампир Дракула, в прошлом - валашский правитель Влад Цепеш.

Крис Хамфрис «Дракула. Последняя исповедь». Мистический роман. На русском языке опубликован в 2010 году. Действие разворачивается в XV веке. В основе сюжета - биография Дракулы. Особенностью данной книги является то, что там в нескольких главах рассказана история гомосексуальных отношений Дракулы и его турецкого учителя. Реальной основы эта история не имеет.

В скором времени после выхода романа Брэма Стокера, книгу экранизируют, и первым актером, сыгравшим Дракулу, становится друг писателя. Его Влад Дракула - вампир с благородными манерами и привлекательной внешностью, хотя Стокер описывал неприятного старика. С той поры эксплуатируется романтический образ молодого красавца, против которого объединяются герои в едином порыве спасти мир от вселенского зла.

В 1992 году американский режиссер, продюсер и сценарист Фрэнсис Форд Коппола экранизировал книгу, пригласив на главные роли известнейших актеров, а самого Дракулу великолепно сыграл Гэри Олдман – звезда мирового кино. Перед началом съемок режиссер заставил два дня всех читать книгу Стокера для максимального погружения в образы. Коппола использовал различные приемы, чтобы фильм, как и книга, стал максимально реалистичным. Он даже снимал на черно-белую камеру кадры появления Дракулы, что выглядело весьма достоверно и пугающе. Критики посчитали, что вампир, сыгранный Г. Олдманом, был максимально приближен к Владу Цепешу, даже его грим напоминал реальный прообраз.

Современная Румыния в полной мере использует образ Дракулы, привлекая многочисленные туристические потоки. Здесь туристам расскажут о старинных замках, в которых творил кровавые злодеяния Влад III Цепеш, даже невзирая на то, что они были построены гораздо позже его смерти. Высокодоходный бизнес, основанный на неослабевающем интересе к загадочной фигуре правителя Валахии, обеспечивает приток членов сект, для которых Дракула является духовным лидером. Тысячи его поклонников совершают паломничество в места, где он родился, чтобы подышать одним воздухом. Мало кто знает подлинную историю Цепеша, принимая на веру созданный Стокером и многочисленными режиссерами образ вампира. А ведь история кровавого правителя, не гнушающегося ничем ради достижения своей цели, начинает со временем забываться. И при упоминании имени Дракулы на ум приходит только жаждущий крови упырь, что очень печально, ведь фантастический образ не имеет ничего общего с реальной трагической личностью и теми страшными преступлениями, которые совершал Цепеш.

По одной современной версии, загадочные явления в округе леса Хойя-Бачу - это своеобразное влияние на окружающую среду непосредственно замка Бран, его отрицательной энергетики со времен князя Дракулы. Недаром местные жители, обеспокоенные постепенным исчезновением зверей и птиц, уверяют, что в Хойя-Бачу видели фантомы Влада Цепеша, который в своё время любил поохотиться в этих местах. В замке Бран до недавнего времени была большая игровая экспозиция, но её убрали, оставили одни исторические свидетельства.

На последок вот что хотелось добавить: самым странным фактом, внушающим обоснованные опасения, является конец всей истории Влада III Цепеша или Дракулы. Известно, что его погребение произошло в одном из монастырей в окрестностях Бухареста. Но, когда в 1931 году фигурой Дракулы заинтересовались археологи, они вскрыли могилу жестокого господаря, и ко всеобщему ужасу, она оказалась пустой, со следами мусора. Зато совсем рядом обнаружили захоронение костей с отсутствующим черепом, его-то и принято считать последним приютом Цепеша. Чтобы предотвратить паломничество современных туристов, власти распорядились перенести кости на один из островов, охраняемых монахами.

После смерти валашского господаря, преданного и оболганного, родилось предание о вампире, не нашедшем приют ни на небе, ни в аду. Местные жители верят, что дух князя Влада III Цепеша принял новое, не менее страшное обличие и теперь рыщет по ночам в поисках человеческой крови.

В конце 2000 года немецкий археолог Г Кайхер, ведя раскопки на месте частично разрушенной личной цитадели Влада III Цепеша – замка-крепости Поэнари, обнаружил человеческий череп. После исследований находки, ученый по многим признакам сделал заключение, что этот человек страдал редким заболеванием, при котором плохо усваивается пища, увеличиваются зубы, изменяется психика. Череп передан медикам и генетикам, чтобы они попытались найти средства против болезни, которая не исключается и в наши дни.

В середине 80-х годов ХХ века в медицинской литературе появилось описание крайне редкого заболевания – порфирии, дающее научное обосновавшая существование вампиров, иначе, у легенд о вампирах есть реальная основа.

Впервые существование порфиринов и нарушение их обмена доказал Х. Гюнтер в 1901 году, хотя симптомы этого заболевания известны с давних времен. Место обитания, типичный образ жизни, внешний вид указывают на то, что вампиры – это люди, страдавшие порфирией. У больных, имеющих это заболевание, отмечается повышенная фоточувствительность, и появление сильных ожогов сразу после пребывания на солнце. Они вынуждены вести вечерний и ночной образ жизни. Поражение хрящей приводит к деформации ушей и носа. Пальцы искривляются вследствие необратимых изменений суставов. Зубы и конъюнктива глаз больных порфирией имеют красноватый оттенок. Кожа вокруг рта грубеет, становиться сухой. При этом она натягивается и открывает клыки. Формируется «звериный оскал». В силу особенностей заболевания и вынужденных ограничений в образе жизни такие люди часто страдают психическими расстройствами. Довершает классический образ вампира то, что в Средние века для облегчения симптомов порфирии в пищу употребляли свежую кровь теплокровных животных. В Средние века уровень миграции населения был минимальным, практиковались близкородственные браки, что приводило к большому количеству генных мутаций. Поэтому легенды о вампирах обычно указывают на уединенные, труднодоступные местности (например, Трансильвания).

Болезнь наблюдается у жителей Евразии и европеоидного населения Африки. Болеют в основном мужчины. Заболевание имеет длительное рецидивирующее течение. Ученым известно всего лишь 60 случаев заболевания порфирией.

И снова газетные заголовки пестрят сообщениями, что замок Бран выставлен на продажу. Общественность всколыхнула новость о том, что популярнейшая туристическая достопримечательность Румынии, настоящее золотое дно, замок Бран, в котором якобы ночевал во время своих военных походов Цепеш, продаётся её новым хозяином за баснословные деньги. Нынешний владелец замка ссылается на преклонный возраст, который не позволяет ему вести дела. Он считает, что все затраты окупятся сполна, ведь замок посещают около 500 тысяч туристов в год. Замок Бран хотела выкупить местная власть, но… Знаменитое на весь мир место, приносящее баснословные прибыли, в ожидании нового владельца. По мнению исследователей, в считающемся культовым месте всех фанатов вампирских произведений, Дракула провел всего два дня, в качестве заключенного, при пересылке, зато местные жители наперебой рассказывают леденящие душу предания о жизни легендарного правителя в этой крепости. Описанный в самых мельчайших подробностях Стокером замок стал лишь местом действия романа ужасов, не имеющего ничего общего с древней румынской историей.

Вот и все, что нам удалось разузнать, вышагивая под сводами залов и переходов мрачноватого все же замка Бран, каких на земле в разных уголках мира остается все меньше и меньше.

Автор:
Андрей БЕРЕЗИН, писатель-историк