Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

2009 vs 2019: как изменились правила регистрации авто и выдачи водительских прав


12 февраля 2019, 17:06 | 1 086 просмотров



Год начался с повсеместного челленджа #2009vs2019. За 10 лет перемены коснулись многих сфер жизни, в том числе оказания государственных услуг в Казахстане. Так, к примеру, в 2009-м не было такого понятия, как «СпецЦОН», в 2019-м дорогу туда знает каждый автовладелец. Ведь здесь по принципу одного можно получить самые важные услуги.

О том, почему сегодня стало лучше, чем вчера, рассказал Председатель Правления НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» Аблайхан Оспанов

- Для чего это было нужно создание специализированных центров обслуживания населения?

Первый спецЦОН был открыт в декабре 2012 года в Караганде. До этого времени процедура оформления авто проходила в регистрационно-экзаменационных пунктах органов внутренних дел в несколько этапов и представляла собой сложный процесс с предоставлением кучи справок, копий документов, а в случае необходимости и направлении запросов факсом в другие регионы

Т.е. по сути, бизнес-процесс морально устарел и имел множество недочетов. И именно тогда Глава государства Нурсултан Назарбаев в своем ежегодном Послании дал поручение повысить качество государственных услуг с целью противодействия коррупции и повышения доверия граждан к деятельности госорганов

Таким образом, с применением международного опыта были созданы специализированные ЦОНы, которые сейчас имеются во всех регионах Казахстана. Последним мы открыли авто ЦОН в г. Атырау

Он стал 16-м в нашей стране. Прием документов стал осуществляется по принципу «одного окна», а все процессы проходят «под одной крышей»

- Через что нужно было пройти автовладельцу в 2009-м, чтобы зарегистрировать авто?

Тогда процесс регистрации транспорта занимал около 6 часов. Это было обусловлено, во-первых, тем, что отсутствовала интеграция с базами данных госорганов – это проверка налогов, штрафов, таможенной очистки и т.д.

Во-вторых, отсутствовала автоматизация в приеме документов, граждане были вынуждены предоставлять адресную справку, справку об отсутствии штрафов/налогов, копии некоторых документов

В-третьих, сам процесс состоял из нескольких шагов – сверка агрегатов, проверка штрафов, самостоятельное заполнение бумажных бланков и т.д. Кроме того, авто регистрировали только по месту прописки владельца. Вопроса о предоставлении услуги по экстерриториальному принципу не стояло в принципе.

Отдельно отмечу, что шесть часов занимал только сам процесс регистрации, без учета сбора необходимого пакета документов. Чтобы собрать пакет документов мы тратили до нескольких дней.

Гражданину при наличии всех необходимых документов, необходимо было с раннего утра занять место в очереди, чтобы пройти сверку агрегатов и получить печать криминалиста.

Затем, отстоять очередь в кассу, чтобы оплатить госпошлины, отстоять очередь для проверки штрафов и еще одну очередь, чтоб получить бланк «акт регистрации транспортного средства». Кроме того, еще предстояло отстоять очередь, чтоб сдать готовый пакет документов.

При этом электронных очередей тогда не было, очередь была "живая" и в каждое из этих звеньев могла состоять из 50-60 человек.

Представьте, кто-то стоял в ней до конца, кто-то, не дождавшись, уходил никого не предупредив, кто-то уходил делать копию и т.д., так возникала неразбериха, которая зачастую перерастала в ругань, а то и в рукоприкладство.

Думаю, внедрение электронной очереди навсегда решило эту проблему.

Сами понимаете, такой механизм создавал благоприятную почву для коррупционных проявлений. Когда находились посредники, которые ускоряли процесс. Их девизом было "надо же дать!". В противно случае вам говорили - "надо ждать!".

- Насколько проще эта процедура стала сегодня?

На сегодняшний день вся наша работа направлена на упрощение и ускорение бизнес-процессов: максимально сокращены сроки - с 6 часов до 90 минут, интегрированы информсистемы, сокращен перечень документов, автоматизирован процесс приема документов, внедрен принцип экстерриториальности, сверка агрегатов транспортных средств обязательна только для вновь ввозимых на территорию Казахстана авто, в остальных случаях исключена полностью.

Отдельно стоит отметить, что для исключения коррупционных проявлений реализована возможность приобретения номеров повышенного спроса на платной основе и выбора обычных номеров.

Кроме того, уже полгода перерегистрировать авто можно на портале электронного правительства egov.kz, т.е. не посещая ЦОНы и не стоя в очереди.

В этом вопросе за те 7 лет, которые функционируют спецЦОНы, мы далеко продвинулись, в отличии от многих наших соседей.

- Как за 10 лет изменились правила выдачи водительских прав?

Здесь опять же разговор о сроках и прозрачности. Если раньше необходимо было сдавать теоретический экзамен в подразделениях РЭО, а практический – на автодроме, который зачастую находился за городом, то сейчас это все происходит на территории спецЦОНа.

Здесь функционирует класс для сдачи теоретического экзамена, на территории расположен автоматизированный автодром с вмонтированными электронными датчиками, которые сами определяют, сдал курсант экзамен или нет.

Т.е. система полностью автоматизирована, человеческий фактор исключен, а значит, исключены и коррупционные риски. Сроки выдачи водительских удостоверений сокращены с 6 часов до 2-х.

Исключено требование по сдаче экзаменов при замене прав с истечением срока действия, исключены медицинские справки при замене водительского удостоверения до истечения срока.

Также отдельно отмечу, что услуга по выдаче водительских удостоверений возможна в онлайн режиме на портале электронного правительства. Там она оказывается еще быстрее, обработка запроса длится не более часа.

- Сколько казахстанцев воспользовались этой услугой онлайн?

За 2018 год через портал egov.kz оказано 4 953 услуги по регистрации автотранспорта и 19 409 услуг по выдаче водительских удостоверений.

Но следует отметить, что количество автолюбителей, самостоятельно получающих услуги на портале электронного правительства с каждым днем растет. Так, только за январь текущего года через портал egov.kz зарегистрировано 860 единиц автотранспорта и заменено 3 626 водительских удостоверений.

- Какие проблемы из 2009-го до сих пор существуют сегодня? Какие меры предпринимаются для их устранения?

Единственной и основной проблемой на сегодняшний день для нас является наличие неактуальных сведений по штрафам и налогам, но которую самостоятельно, к сожалению, мы решить не можем.

Этот вопрос поднимался нами неоднократно. На сегодняшний день Правительством РК дано поручение Комитету по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, Комитету госдоходов Министерства финансов и Комитету административной полиции МВД РК о проведении актуализации данных в информационных системах. Надеемся, что в ближайшее время этот вопрос будет решен.

Автор:
www.nur.kz