Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Работа психолога с одаренными детьми в специализированном лицее


15 марта 2019, 04:13 | 945 просмотров


«Художниками, поэтами, композиторами рождаются. А вот ораторами, учёными, чемпионами (то есть специалистами во множестве областей, профессионалами, победителями) и, что очень важно, просто хорошими людьми — становятся»

из книги «Слагаемые успеха»

Евгений Шилов

                                               

Работа психолога в специализированном лицее для одаренных детей – очень ответственный, кропотливый труд. К нам в лицей приходят дети со всех школ города в 5 класс. Это успешные дети, которые учились на хорошо и отлично, и в основном, это, конечно, лидеры. Те дети, которые привыкли быть первыми.

А придя к нам, они оказываются все на одних условиях, что им не совсем нравится. В первое время у детей идет долгая притирка друг к другу, каждый ребенок со своими амбициями и желанием быть первым начинает доказывать всем и самому себе, что он лучший.

Мне, как классному руководителю 5 класса тем более заметно, какие перипетии возникают между учениками. На самом первом родительском собрании я сказала, что нам необходимо работать в тесном контакте и доверии друг к другу, потому что наша цель – получить достойные знания и поддерживать при этом хорошую дисциплину, также научиться конструктивно взаимодействовать друг с другом.

На Новый год я разделила класс на две группы: кто поет и танцует. Кто умел более-менее двигаться, те танцевали новогодний хип-хоп, кто не умел танцевать – пели новогоднюю песню. И никто не обиделся - все дети принимали участие в представлении и родители были довольны.

Кажется, что работа психолога не видна, но мы помогаем адаптироваться в коллективе, выслушиваем детей, даем советы и рекомендации, учим при помощи тренингов пережить то или иное состояние.

Многие родители со своими амбициями загружают ребенка всевозможными кружками, секциями и дополнительными занятиями у репетиторов. Этим они хотят реализовать в детях то, что они не смогли сделать в своем детстве. А ребенок просто-напросто устает от непомерной нагрузки, у него случается срыв, иногда он даже начинает демонстративно вести себя. А все это – неправильное поведение со стороны родителей. Иногда ребенок сам приходит и начинает говорить о своих проблемах, а чаще родители обращаются к помощи психолога, недоумевая при этом «мы ведь прикладываем все усилия, чтобы он был всесторонним человеком», не учитывая, что это еще физически и психически неокрепший ребенок. Приходится в этом случае вести работу с родителями, разъясняя им, что своейгиперопекой они губят свое чадо. А ребенку показываю, как нужно при помощи дыхательной гимнастики и других психотехник пережить стрессовое состояние и научиться расслабляться.

Также обращаются за помощью классные руководители. Дети, хорошо решающие и делающие письменные задания, у доски не могут отвечать. Тут уже идет работа над боязнью публичного выступления. Главное здесь – поднять самооценку ребенка. Затем на каждом индивидуальном занятии маленькими шажками я помогаю ребенку раскрыться, проявить себя как личность.

В каждом детском коллективе есть свои аутсайдеры.Но если ты раньше был лидером, а теперь оказался аутсайдером, то это очень обидно для ребенка как личности. У него падает настроение, даже может ухудшиться самочувствие. Такой ребенок сразу заметен в коллективе, все над ним подсмеиваются, он становится объектом нападок. Если ребенок сам не подходит, то обращаются за психологической помощью родители. В этом случае приходится проводить работу как с учеником индивидуально, так и со всем классом в целом. Я провожу тренинги на сближение, применяю упражнения «Зеркало», а также упражнение «Стул откровений», кстати, оно было разработано мной и действительно работает для того, чтобы узнать мнение одноклассников о себе, умение конструктивно ответить на критику одноклассников, а также хорошо поднимает самооценку ученика.

Есть классные коллективы, это уже в старших классах, где ребята друг друга знают хорошо и каждый знает о своих недостатках, поэтому и критику с стороны одноклассников воспринимают с юмором.

Много упражнений провожу для сближения коллектива, такие как «Стиральная машина», «Ладошка» и др., которые дают понять детям, насколько хорошо к ним относятся одноклассники.

Наряду с тем, что здесь учатся одаренные дети, нужно учитывать то, что у них разный тип темперамента. У некоторых детей уходит много времени на выполнение того же задания, на которое многие дети затрачивают минимум времени. В таких случаях ко мне обращаются родители этих детей, когда видят невысокие оценки по электронному журналу.

«Я стала ругать дочь за низкий балл за тестовый срез по пройденному разделу», рассказывает мама, на что дочь ответила, что хорошо знала ответы на все вопросы. «Но почему ты не написала?» - изумляется мама, «Я каждый вопрос расписывала, а сокращать там невозможно», отвечает, чуть не плача дочь. Тогда я даю рекомендацию маме научить ребенка писать сокращенно и уметь распределять свое время.В то же время разговариваю с учителем-предметником, чтобы дали возможность таким детям немного больше времени для выполнения задания. Если не исправить эту ситуацию вовремя, торебенок будет заранее переживать, что не напишет тест правильно, а также у него пропадет интерес к уроку.

            Есть дети в каждом детском коллективе, которые очень ответственно относятся к выполнению домашних заданий. Тогда я прошу этого ребенка рассказать другим, как он выполняет уроки. Во-первых, это поднимает самооценку ребенка, которого все считают зубрилой, а во-вторых, дети на примере своего одноклассника учатся качественному выполнению домашней работы.

            Главное в работе психолога и любого учителя – это постоянный контроль выполнения своей работы и ответственное отношение к ней. Чтобы это не было единовременной помощью или консультацией, я всегда стараюсь проследить за результатами своей работы. Но делаю это тактично и не затрагивая личности ребенка. Ведь это наше профессиональное кредо – не навреди

Автор:
Динар Сагындыкова, социальный педагог СЛОД № 20 г.Талдыкорган