Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

РОЛЬ РОЛЕВЫХ ИГР НА УРОКАХ ИСТОРИИ


12 апреля 2019, 12:24 | 33 просмотра


Сегодня не надо убеждать кого-либо в отсутствии мотивации к учению у современных  школьников, равно как и в том, что они читают много и с удовольствием.Беспорно , это одна из основных проблем сегодняшней школы. Отсюда многие беды: нет стабильного результата обучения, возрастает число конфликтов, возникающих между детьми, родителями и учителями. Как сделать так, чтобы дети учились, читали, с удовольствием шли в театр,библиотеку, читальные залы, делились друг с другом не только дисками , но и книгами.Ответы на эти вопросы мы учителя и родители пытаемся найти много лет.

Наша школа тоже не является исключением.Я сама как учитель истории замечаю, что детей не интересует история древнего мира , история возникновения государства , история двух мировых войн , мировая культура.

В наше время были популярны ролевые игры , театральные кружки ,где всегда интересно проходили суды над литературными героями, историческими личностями , которые давали возможность «побывать  в шкуре»  того или иного героя и выяснить , а можно ли было иначе действовать в том мире , где они жили.

Популярными были военизированные игры «Орленок» и «Зарница» прообразом которых стали полигонные игры , да и то формально.

На мой взгляд, частично помогает в решении этой проблемы игровые моменты , ролевые и школьные интеллектуальные игры.Игровой мир может отражать реальный мир, а может и не отражать его, будучи миром условно историческим  или вымышленным организаторами игры.Однако в любом случае он должен быть целостным.

Для повышения мотивации , развития интереса к изучению истории , расширения кругозора эту работу лучше проводить в нескольких направлениях.

Первое – олимпиады, которые проходят в рамках школьных предметных недель , дебатов ,КВН, работы клуба «Умники и умницы» ит.д.Дети любять играть . И для того ,чтобы победить , они поневоле тянутся за информацией к источникам этих знаний: книге, интернету и т.д.

Второе – это участие детей в различных республиканских и международных марафонах  и олимпиадах.

Третье - ежегодное  проведение  научных конференции , МАН.

И наконец, традиционные школьные интеллектуальные игры.Для того чтобы заставить детей  покопаться в справочной литературе , направить детей, подсказать им источники , в интеллектуальных играх , практикуются вопросы двух типов :

  • Наиболее сложные , требующие работы со справочной литературой.Эти вопросы сообщаются детям заранее;
  • Вопросы, ответы на которые дети , в силу возрастных особенностей должны знать или путем логических рассуждений прийти к правильному ответу.

Особое внимание нужно уделить логическим заданиям по истории , которые , без сомнения играют позитивную роль в повышении интереса к знаниям, формируют умение и желание  побеждать, вдумчиво  читать и работать в команде.

Например , игра  «Волшебная буква». Ребятам предлагается написать за определенное время как можно больше исторических терминов начинающихся на заданную учителем букву. Побеждает тот, кто вспомнит больше номенклатуры, отвечающей данным условиям. Обычно все это предлагается сделать за 2-4 минуты. Как показывает практика 1 минута для такого задания слишком мало, а 5 минут – слишком много. Этот прием тренирует    память.  (Буква «А»: Авеста , археология ,
 Игра «Подсказка». Как известно, не у всех учеников память хорошая. Иногда ребенку, отвечающему у доски нужно помочь.  Перед ответом ученика я объявляю, что в своем ответе он обязательно должен использовать определенные слова. Эти слова я пишу на доске. Обычно я выбираю ключевые слова темы, чтобы они могли служить для слабого ученика подсказками. Этот прием позволяет слабым учащимся преодолеть робость перед устными ответами и придать их ответу определенную логичность.

Например , «Ханство Абылхаира» ,опорные слова -узбекское ханство, 92 рода и племени,преследовал султанов Жанибека и Керея.
Игра  «Река-город». Учитель предлагает ребятам назвать города стоящие на одной реке за определенное количество времени (обычно 2 минуты). Это делается в форме состязания. Побеждает тот, кто назовет больше городов. Как и предыдущий прием, этот прием тренирует избирательную память.Например, Уральск-Урал, Волга –Волгоград  и т.д.
Игра  «Историческая дуэль» позволят активизировать произвольную память при отработке номенклатуры. Для дуэли вызываются два человека. Первый ученик задает вопрос, второй должен на него ответить. Пользуясь языком средневековых дуэлянтов первый «делает выпад», а второй его «отражает». Если второй ученик правильно показал заданный объект, то «выпад» отражен, если – нет, то счет становится 1:0. Теперь настает очередь второго ученика делать свой «выпад», а первый должен его отражать. Игра идет до трех очков. Если оба ученика хорошо знают материал и игра затягивается, то можно объявить ничью или попросить показать объект «на скорость». Тот, кто его раньше покажет- признается победителем.
Игра «Кто это?». Суть игры состоит в том, что учитель дает признаки какой-либо территории или явления, а ученик должен определить, о чем идет речь. Признаки построены таким образом, что каждый последующий признак все точнее локализует ответ. Например:1. Определите, о каком человеке идет речь. Сейчас я вслух зачитаю вам 4 подсказок. Если вы отгадаете с двух подсказок, то получите «5», если с трех или четырех – «4», а если пяти или шести – «3». Каждый имеет право поднять руку только один раз. Итак, начали.
Первая подсказка: К нему перешла власть после смерти хана Жангира.
Вторая подсказка :При нем столицей ханства стал город  Туркестан
Третья подсказка : Он сумел объединить под своей властью три жуза
Четвертая подсказка: он  разработал  свод законов «Жеты жаргы»
(Ответ:Тауке хан)
   Так наши дети познакомились с биографией и жизнедеятельностью Абулхаир хана , Ш.Уалиханова, Кенесары Касымова.

 

Автор:
С.А. Салкеева, учитель истории. ГКУ «СШ имени Каблиса жырау с ДМЦ».