Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

«Игровой тренинг» (Проект авторской программы факультативного курса по творческому развитию ребенка)


14 октября 2010, 19:38 | 1 792 просмотра



Курс «Игровой тренинг» позволяет решить задачу комплексного развития средствами игровой деятельности детских способностей, внимания и наблюдательности, воображения и фантазии, смелости публичного выступления через игру. Кроме этого курс способствует сближению детей, они становятся более общительными и активными.

Игровой тренинг- коллективное творчество, где результат зависит от работы каждого члена коллектива; это- искусство общения. Он развивает у детей высокую требовательность к своей работе, способствует активному творческому участию в создании художественного результата. На каждом занятии создаются условия для развития у ребенка трудолюбия, самостоятельности, повышения общего эстетического уровня, вкуса, культуры анализа театральных впечатлений. Более того, курс «Игровой тренинг» развивает у ребенка дарования, стимулирует творчество, поиск, фантазию, образовывает художественно- эстетически, то есть воспитывает способность к переживаниям, духовному наслаждению прекрасным.

Современные дети более практичны, знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но становятся и более равнодушными и значительно реже удивляются, восхищаются и сопереживают. Детство - это мир игры и познания, это ступень ко вхождению в сложную социальную жизнь. И если ребёнок « не доиграет», то есть не натренирует свою волю и фантазию, не научится строить отношения с себе подобными в естественной для него игровой деятельности.

Предлагаемая программа составлена на основе игровой методики театральной педагогики и системы К.С. Станиславского и адаптирована к условиям детского восприятия. Игровая методика театральной педагогики включает в себя и простейшие, общедоступные задания, развивающие психофизические процессы, и более сложные: ситуативные игры, игры- импровизации, помогающие проникать во внутренний мир другого человека, находить новые средства самовыражения и многое другое.

Цель курса: максимально раскрыть творческие способности ребёнка и подготовить его к творческой деятельности в любой области, которую он выберет в будущем.

Основными задачами курса «Игровой тренинг» являются: развитие индивидуальных способностей ученика;

-формирование умений проявлять соучастие и сопереживание;

-развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества;

-воспитание чувства ответственности перед коллективом;

-расширение кругозора и развитие культуры.

Программа рассчитана на четыре года и включает:

-театральные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, направленные на развитие психомоторных способностей учеников, игрового поведения, свободы и выразительности телодвижений;

-дыхательные и артикуляционные упражнения, направленные на развитие

дыхания и речевого аппарата, четкой дикции, разнообразной интонации;

ознакомление с основами театральной культуры, особенностями и видами

театрального искусства, театральным этикетом, театральной терминологией;

творческую работу над стихотворными произведениями, сказками, участие в

театральных представлениях.

Тема: «Игры на воображение и на действия с воображаемыми предметами»

Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий способствуют развитию чувства веры и правды в заданную ситуацию.

Например: если взять воображаемый мячик, то надо представить, какой он: большой или маленький, футбольный или резиновый, чистый или грязный. Разные ощущения мы переживаем, когда пьем чай или горькое лекарство, моем посуду холодной или горячей водой. Для начала надо предложить детям действовать с реальным предметом, а потом повторить то же самое с воображаемым. Например, предложить детям искать на полу потерянную пуговицу, которая действительно там находится. А затем -искать воображаемую.

Сначала задания на действия с воображаемыми предметами должны быть одиночными: мыть руки, стирать платок, гладить платок, наматывать клубок, забивать гвоздь, подметать пол, есть яблоко, поливать цветы. Потом можно перейти к парным действиям: играть в мяч, в снежки, в бадминтон, перетягивать канат, передавать или искать что-либо. И наконец -коллективные упражнения: передавать друг другу пустые ведра - наполнять их—передавать назад полные; передавать гири разного размера; играть в волейбол; строить дом из кирпичей и т. д.

Тема: «Ритмопластика. Ритм в природе, в музыке и в нас»

С помощью ритмопластических упражнений решается проблема раскрепощения ребенка, он постепенно начинает осознавать возможности своего тела. Занятия ритмопластикой - это развитие двигательных способностей, пластической выразительности и воображения.

Ритмопластические упражнения развивают гибкость, ритмичность, ловкость, музыкальность, координацию движения и быстроту реакции, а также глубоко затрагивают эмоциональный мир детей.

Тема: «Культура и техника речи

Культура и техника речи ребенка играет большую роль не только на сцене, но и в жизни. У многих детей речь монотонна, смысловые паузы и логическое ударение отсутствуют, часто невозможно разобрать начало и конец слова. Все это происходит из-за не разработанности речевого аппарата. Поэтому основные задачи этой темы:

•формировать правильное и четкое произношение;

•научить учеников правильно дышать и артикулировать;

•научить владеть голосом, интонацией, расширять диапазон;

•научить точно передавать мысли автора, используя логическое ударение;

•развивать воображение, умение представить то, о чем говорится;

•расширить словарный запас, сделать речь ярче и образнее.

Речевые упражнения и игры желательно включать в каждое занятие, объединяя с ритмопластическими и театральными играми.

Прежде всего детей надо научить правильно дышать: бесшумный вдох через нос, не поднимая плечи, и, без напряжения, - ровный выдох (упражнения «Лежа на полу», «Игра со свечей» и «Мыльные пузыри»).

Автор:
Г.АЛЬТЕКОВА, учительница средней школы Улькен Жамбылского района