Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Скороговорка как один из видов фонетической разминки на уроках английского языка


26 апреля 2019, 04:45 | 1 706 просмотров


Известно, что на средней и особенно старшей ступени обучения произноси- тельные навыки учащихся ухудшаются. Многие фонетические явления уже забыты учащимися, многие кажутся им несущественными. Более важное место, на их взгляд, занимает овладение лексикой, грамматикой, умением быстро и правильно высказать свою мысль. Но не стоит забывать, что произношение — это своего рода „визитная карточка“ говорящего, потому что первое, на что мы обращаем внимание при общении с человеком, — это чистота и правильность его речи, и если не уделять произношению должного внимания, то артикуляционный аппарат учащихся привыкнет к неправильной артикуляции звука и не сможет правильно интонировать речь.

Фонетическая зарядка — это вступительная, но крайне важная часть урока, в ходе которой учащиеся погружаются в атмосферу английского языка, настраиваются на восприятие материала.

Основная задача фонетической зарядки — активизировать у обучающихся механизмы восприятия лингвистической информации, а также стимулировать ре-чевую деятельность. Второй задачей данной части урока является эмоциональное вовлечение учащихся в процесс обучения, придание высокого тонуса и настроя на предстоящую работу. Именно поэтому развитие и поддержание на должном уровне произносительных навыков учащихся должно быть повседневной работой учителя.

Каждый современный учитель старается преподнести учебный материал в ненавязчивой и занимательной форме, чтобы повысить мотивацию учащихся; и одной из таких форм проведения фонетической разминки является скороговорка.

На своих уроках я выполняю следующие упражнения со скороговорками:

  • Повторяй в группе и индивидуально. На данном этапе учащиеся произносят скороговорку с разной интонацией и скоростью, шепотом и, наоборот, гром- ко. Многократное повторение является самым простым и распространенным упражнением для фонетической разминки.
  • Запоминай скороговорку. Учащиеся несколько раз произносят небольшую, предварительно записанную на доске скороговорку, повторяя за учителем. Затем учитель убирает одно слово, которое учащиеся должны вспомнить, и вновь учащиеся должны воспроизвести скороговорку от начала и до конца.

Например:   She sells seashells on theseashore.

    sellsseashellsontheseashore.

          seashellsontheseashore.

                       on the seashore. Идалее.


Далее учитель убирает второе слово и так до тех пор, пока учащиеся само-стоятельно и без опоры не воспроизведут скороговорку. На начальном этапе слова можно убирать по порядку.

  • Повторяй по слову. Учащиеся произносят по одному слову из скороговорки по порядку один за другим. Когда скороговорка заканчивается, последний ученик должен произнести ее полностью. И далее сначала, пока каждый учащийся не произнесет хотя бы по слову.
  • Угадай слова в скороговорке по картинкам. Учащимся вместо текста ско- роговорки предлагаются картинки, иллюстрирующие каждое слово в пред- ложении. Учащиеся отгадывают слова и составляют скороговорку, которую затем отрабатывают в группе и индивидуально. Данное упражнение соединяет в себе как фонетическую, так и речевую разминку.
       

Например: SHE SELLS SEASHELLSON THE SEASHORE.

Noun

Noun

Verb

Pronoun

 

 

 

 

  • Придумай собственную скороговорку. Учащимся предлагается поработать над определенными звуками, транскрипция которых предварительно записана на доске. Затем учащиеся называют букву или буквосочетание, которые дают тот или иной звук. Следующим этапом учащиеся называют слова, в которых присутствует звук или звуки, оговоренные ранее, слова должны быть разных частей речи. Конечным этапом работы служит коллективное составление ско- роговорки и ее произнесение в группе и индивидуально. В данном упражне- нии не стоит придавать огромного значения смысловому содержанию, так как основной

 

Например:

Th[θ,ð]

THEY THROW THISTLE WITH THICK THORNS.

задачей служит отработка фонетических навыков.

thistle

they

throw

with

thick

thorns

Таким образом, фонетическая зарядка — это своего рода тонизирующая раз- минка, выполнение которой является залогом эффективного проведения пред- стоящего урока, а использование скороговорок на этапе фонетической разминки при обучении английскому языку позволяет учащимся улучшать произношение, запоминать новые слова, а также развивать языковые и творческие способности.

А.А.Петрова,

учитель английского языка,

СШЛ №5 им.М.В.Ломаносов,

г.Талдыкорган

Автор:
А.А.Петрова,