Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Способы формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка


3 мая 2019, 11:21 | 88 просмотров


На начальном этапе обучения принцип коммуникативной направленности обучения иностранному языку является ведущим, поскольку результатом обучения учащихся является формирование у них умений и навыков пользования языком как средством общения, хотя и на минимальном уровне.

Основные формы учебной коммуникации.

  • Монологические формы речевой коммуникации
  • Диалогические формы речевой коммуникации
  • Выступление с заранее подготовленной речью
  • Учебная беседа учителя и ученика
  • Рассказ
  • Учебная беседа в парах
  • Пересказ
  • Учебная беседа в группах
  • Сообщение
  • Ролевая игра
  • Блиц - турнир
  • Защита проекта

Следует отметить, что наиболее эффективными формами учебной коммуникации является групповая или парная работа учащихся, объединённых для совместного выполнения какого-либо устного задания. В процессе такой работы учащиеся избавляются от свойственной им на первых порах скованности, проявляют речевую самостоятельность, пытаются корректировать друг друга, получая при этом дополнительную возможность высказаться. Решая конкретно поставленную учителем задачу, учащиеся фокусируют свое внимание на определенной тематике и учатся использовать новые и уже известные им грамматические и лексические структуры в ситуациях, максимально приближенных к реальной жизни.

Но обучить общению на иностранном языке младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке, – задача весьма нелегкая и ответственная.

Успех обучения и отношения учащихся к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Но для решения поставленных задач требуется дополнительная тренировка, работа, направленная на усвоение как языкового, так и информативного материала, формирование определенных коммуникативно–познавательных действий. Иными словами, нужны такие задания, которые, с одной стороны, обеспечивали бы соответствующую коммуникативную тренировку, а с другой – сохраняли бы «аутентичность» применения иностранного языка.

 Таким приемом коммуникативной методики в начальных классах является, как правило, коммуникативная игра, которая позволяет создавать все условия общения: мотивы, цели и задачи общения. Вот пример языковой задачи, в которой есть мотив (игровой) и цель речевого действия: «Злой волшебник заколдовал наших зверей, домашних животных, птичек и т. д. Чтобы их расколдовать (это игровой мотив), нужно сказать, какого цвета твоя собака, кошка, рыбка и т. п. (это цель данного речевого действия)». Таким образом, коммуникативная задача – общая для всех, речевой образец тоже общий (Mydogisbrown), а коммуникативное намерение у каждого ребёнка своё:

P1: My cat is white.

P2: My fish is red.

P3: My dog is black.

Т.е. игра, являясь главным видом деятельности ребенка, позволяет сделать коммуникативно-ценными практически любые языковые единицы.

Занимательные, игровые элементы позволяют преодолеть большинство трудностей, связанных с условным характером иноязычного общения и усилить положительное воздействие иностранных языков на становление личности. Кроме того, обилие игровых ситуаций, сказочных сюжетов призвано создать на уроках атмосферу радости, раскованности и непосредственности.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1) Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в процессе овладения коммуникативными навыками и благодаря которому младший школьник получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Коммуникация имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение младший школьник, благодаря широким возможностям к научению, приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

2) А уроки английского языка не только положительно влияют на развитие психических функций учащихся начальных классов, вхождение их в общечеловеческую культуру через общение на новом для них языке, но и формируют коммуникативные навыки у младших школьников.

3) Используемые приемы работы способствуют развитию диалогической и монологической речи, расширению кругозора учащихся, поддержанию интереса к изучению английского языка.

4) Нельзя забывать, что в начальной школе закладываются фундаментальные знания, а от этого зависит будущее ребенка.

Лариса КУРАКОВА,

учитель английского языкаСШЛ №5 им.Ломоносова.

г.Талдыкорган.

 

Автор:
Лариса КУРАКОВА,учитель английского языкаСШЛ №5 им.Ломоносова.