Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Применение штрихов и динамических оттенков в полифонии и этюде


24 мая 2019, 08:59 | 100 просмотров



Вид урока: Традиционный.

Цель урока: Показать главные моменты работы над штрихами и динамическими оттенками в полифонии и этюде.

Задачи:

  1. Обучающая: научить учащуюся владеть штрихом и динамическими оттенками в данных произведениях.

2.Развивающая: развитие эмоционального отношения к исполнению изучаемых музыкальных произведений.

3.Воспитывающая: воспитывать всесторонне – развитого ученика-пианиста, владеющего музыкальными штрихами и динамическими оттенками.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Гаммы и упражнения.

3.И.С.Бах 2х-голосная Инвенция До мажор.

4.А.Бертин Этюд.

Ход урока:

Гаммы в рограмме.

Гамма ми мажор.

Гамма Ре мажор – в терцию.

Соблюдение точной аппликатуры, игра на «легато».

Гамма ля минор – натуральный. Играем в четыре октавы на легато.

Аккорды. Играем на Соль мажоре. При игре аккордов следим за тем, чтобы логти не висели и после каждого аккорда освобождали руку.

Звук «добираем». Арпеджио короткие. Играем в До мажоре – полезно поиграть каждой рукой отдельно.

Арпеджио ломаные. Играем в ми миноре. Соблюдение правильной аппликатуры, игра на «легато». Арпеджио длинные. Играем в Ре мажоре – полезно поиграть каждой рукой отдельно.

В Си миноре – каданс.

В Соль мажоре – доминант септаккорд – длинными арпеджио.

В фа диез миноре -  уменьщенный септаккорд – короткими арпеджио.

От соль диез – хроматическая гамма.

И.С.Бах Инвенция До мажор.

Анализ произведения.

Основные элементы полифонии:

  • Тема.
  • Противосложение.
  • Имитация.

Форма сонатная, двух частная.

Первая часть – экспозиция.

Вторая часть – разработка и реприза.

Вся инвенция – это живой диалог «собеседников».

Тема состоит из двух мотивов.

«Воспрошающае» интонации темы активно направлены к последнему звуку «соль». Играем штрихом легато на меццо форте. С третьего такта идет трансформация главной темы. Тема идет в обращении. В басу за основу взят начальный мотив темы в увеличении. Заканчивается экспозиция каденцией – смена динамики пять тактов играем на пиано.

Вторая часть – разработка, начинается с секвенции. Играем на пиано. Затем небольшое крещендо. Секвенции, совершая модуляцию, приводят к кадансу,  которым и завершается инвенция.

Над голосоведением можно работать следующими способами:

-В ансамбле с педагогом.

-Играть голоса в разных октавах.

 –Играть отдельно каждый голос.

-Выделяя поочередно каждый голос.

А.Бертини Этюд. №8 сочинение 29

Размер 4/4.

Техника – в правой руке мелкая техника шестнадцатыми нотами на   легато, с чередованием первого и второго пальца. Играем на форте штрихом легато.

Трудности:

1.Одновременное исполнение шестнадцатых нот в правой руке и восьмых нот в левой руке.

2.Исполнение трехголосия в середине.

3.Переход от одной части к другой.

Техническая трудность заключается в исполнении этюда целиком, так как он совмещает в себе различные виды техники, штрихов, оттенков.

Работаем поэтапно, делим этюд на небольшие части (четыре такта, восемь тактов, четыре такта и так далее).

Ставим первую задачу- отработать шестнадцатые ноты на легато и на форте. И так далее. В конце работы ученица Саида Сакыпбек исполняет Этюд А.Бертини целиком.

Итог: Работа над инвенциями И.С.Баха помогает понять мир глубоких, содержательно музыкально-художественных образов композитора. Изучение двухголосных инвенций много дает учащимся детских музыкальных школ для преобретения навыков исполнения полифонической музыки и для музыкально – пианистической подготовки целиком.

Оксана ПОПОВА,

 ГККП «Цент р детского творчества» ГУ . г.Текели.

Автор:
Оксана ПОПОВА, ГККП «Цент р детского творчества» ГУ . г.Текели.