Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

«Виды диалогов»


21 июня 2019, 04:01 | 873 просмотра



Мастер-класс «Виды диалогов»

Вступительное слово:

 - Сегодня я представлю вам проблемно-диалогическую технологию открытия новых знаний.

Актуальность данной технологии неоспорима. Проработав несколько лет в школе, я поняла, что традиционный урок направлен на заучивание учебного материала, и ведущая роль отводится учителю. Считаю, что такой подход к обучению не достаточно развивает интеллектуальные, творческие способности детей.

В ходе изучения методической литературы пришла к выводу, что учитель должен быть помощником на уроке. Он должен направлять на поиск правильного решения, а не преподносить его в готовом виде.

Ученик перестает быть объектом учительского воздействия, между ним и педагогом выстраиваются партнерские взаимоотношения.

Не искать и повторять готовые ответы, а самостоятельно открывать новое. Делать выводы, принимать решения и отвечать за них.

Сущность данной технологии:

Сущность данной технологии в том, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог применяется на этапе постановки проблемы:

противоречие → проблемная ситуация → проблема → гипотезы → «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог – система вопросов и заданий → умозаключение → новое знание.

Таким образом, проблемно-диалогическая технология – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

 - Методическая задача мастер -класса – показать два вида диалога при изучении нового материала.

Мастер-класс.

Введение темы через задание:

 - Тему и цель нашего занятия вы узнаете после выполнения следующего задания.

Разберите слова по составу.

(4 человека разбирают на доске, остальные на листочке.)

 Разобрали и сели.

 - Какое было задание?

(Разобрать по составу.)

- Какие получились результаты? Все ли разобрали одинаково?

( Разобрали по-разному. Если все разобрали правильно, сказать о том, что дети на уроке имели другие результаты - разобрали по-разному. На основе тех результатов мы и рассмотрим данную технологию.)

 - Кто догадался, какова тема нашего занятия?

«Разбор слова по составу».

 - Попробуйте сформулировать цель занятия.

(Учиться правильно разбирать слова по составу).

 - Все данные вопросы и задание являлось частью побуждающего диалога.

Далее рассмотрим диалог подводящий к открытию нового знания.

  - Вернемся к нашим словам.

Чем они интересны?

  1. Все слова немного похожи (существительные).
  2. Во всех словах есть суффикс –ОЧК-.
  3. Не везде –ОЧК- - это суффикс. (Если не сказали об этом, задать вопрос: «Одной ли морфемой является –ОЧК- во всех словах?»)

- Проблемный вопрос. Какие у вас  были основания для выделения морфем?

Прошу вас выдвинуть свои варианты, гипотезы:

  1. Подобрать однокоренные слова.
  2. Найти слово, от которого образовано данное слово.
  3. Есть уменьшительный суффикс –ОЧК-, и мы смело можем его выделять (если не назвали этот пункт, задаю вопрос: «Помните ли вы из школьной программы значение суффикса –ОЧК- - уменьшительно-ласкательное).

Мой комментарий:

 -  На данном этапе вы выдвинули несколько гипотез. Проверим, верны эти гипотезы или нет.

Проверим гипотезу – подобрать однокоренные слова:

Возьмем слово «бабочка». Попробуйте подобрать однокоренные слова. Нет такой возможности. Вывод: не для всех слов можно подобрать однокоренные слова, следовательно, гипотеза о  том, что именно подбор однокоренных слов является основанием для выделения морфемы –ОЧК-, неверна.

Проверим гипотезу: есть такой суффикс – ОЧК-, который смело можно выделять во всех словах.

Для примера возьмем слово «бабочка». Подберите к данному слову форму с уменьшительным значением. Нет такого.

Значит, гипотеза неверна.

Третья гипотеза – нужно подобрать слово, от которого образовалось данное.

Найдите образующее слово к слову «бабочка».

Нет такого слова.

Мы можем сделать промежуточный вывод:

Если нет образующего слова, то основу слова членить не нужно. Все слово является корнем. Суффикс –ОЧК- - в основу слова.

А если искомое слово есть? Как поступить? Например, слово «вазочка». Какое слово является образующим, от какого слова образовалось?

(ваза).

Следовательно, –ОЧК- является какой морфемой?

(суффиксом)

- Итак, попробуем полученные знания применить на практике:

 Определение границ морфем        

  1. Запишите образующую основу под исходной.
  2. Наложите одну на другую и выделите словообразующую морфему.
  3. Какие фонетические особенности наблюдаются?

яблочко     белочка

яблоко       белка

Суффикс -к-

Чередование к//ч

Беглый гласный о

(ср. белка/белок/белоч-

РАЗБЕРЕМ СЛОВА ПО СОСТАВУ ПРАВИЛЬНО

ВАЗОЧКА        

ЯБЛОЧКО

БЕЛОЧКА

БАБОЧКА

  • Заметьте:

   Слово белка не имеет суффикса – к/оч-, так как не может быть истолковано через слово белый → белк-/ белоч- далее не членится.

Обобщим наблюдения

  1. Какое задание мы выполняли?
  2. Какой вид разбора проводили в процессе анализа слов?
  3. Сделайте вывод:

    Как правильно разобрать слово по составу?

Разбирали слова по составу.

 Словообразовательный

   Чтобы правильно разобрать слово по составу, нужно сначала провести словообразовательный разбор.

- А теперь самостоятельно разберите слова.

Проверим себя

  • Разберите слова по составу:

         Больница

         Мельница

         Путаница

         Куница

         Столица

  • Обратите внимание:

    При поиске производящего нужно находить слова для толкования только из современного языка!

Творческое задание. Слово «рашмявка».

Выводы: как правильно разобрать слова по составу?

Важно установить:

Есть образующее  слово

                   ↓

1.Найти, с помощью чего образовано данное (исходное) слово.

  1. Выделить из толкования значение суффикса.  

Нет образующего слова

                    ↓

 Основу слова членить не нужно. Всё слово (основа) является корнем.

Чтобы правильно разобрать слово по составу, нужно сначала провести словообразовательный разбор

ГульжазираТлеукенова,   учитель русского языка и литературы

СШГ №19 им. М.Жумабаева.

г.Талдыкорган.

 

Автор:
М.Жумабаева.