21 июня 2019, 04:01 | 873 просмотра
Мастер-класс «Виды диалогов»
Вступительное слово:
- Сегодня я представлю вам проблемно-диалогическую технологию открытия новых знаний.
Актуальность данной технологии неоспорима. Проработав несколько лет в школе, я поняла, что традиционный урок направлен на заучивание учебного материала, и ведущая роль отводится учителю. Считаю, что такой подход к обучению не достаточно развивает интеллектуальные, творческие способности детей.
В ходе изучения методической литературы пришла к выводу, что учитель должен быть помощником на уроке. Он должен направлять на поиск правильного решения, а не преподносить его в готовом виде.
Ученик перестает быть объектом учительского воздействия, между ним и педагогом выстраиваются партнерские взаимоотношения.
Не искать и повторять готовые ответы, а самостоятельно открывать новое. Делать выводы, принимать решения и отвечать за них.
Сущность данной технологии:
Сущность данной технологии в том, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.
Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог применяется на этапе постановки проблемы:
противоречие → проблемная ситуация → проблема → гипотезы → «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог – система вопросов и заданий → умозаключение → новое знание.
Таким образом, проблемно-диалогическая технология – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
- Методическая задача мастер -класса – показать два вида диалога при изучении нового материала.
Мастер-класс.
Введение темы через задание:
- Тему и цель нашего занятия вы узнаете после выполнения следующего задания.
Разберите слова по составу.
(4 человека разбирают на доске, остальные на листочке.)
Разобрали и сели.
- Какое было задание?
(Разобрать по составу.)
- Какие получились результаты? Все ли разобрали одинаково?
( Разобрали по-разному. Если все разобрали правильно, сказать о том, что дети на уроке имели другие результаты - разобрали по-разному. На основе тех результатов мы и рассмотрим данную технологию.)
- Кто догадался, какова тема нашего занятия?
«Разбор слова по составу».
- Попробуйте сформулировать цель занятия.
(Учиться правильно разбирать слова по составу).
- Все данные вопросы и задание являлось частью побуждающего диалога.
Далее рассмотрим диалог подводящий к открытию нового знания.
- Вернемся к нашим словам.
Чем они интересны?
- Проблемный вопрос. Какие у вас были основания для выделения морфем?
Прошу вас выдвинуть свои варианты, гипотезы:
Мой комментарий:
- На данном этапе вы выдвинули несколько гипотез. Проверим, верны эти гипотезы или нет.
Проверим гипотезу – подобрать однокоренные слова:
Возьмем слово «бабочка». Попробуйте подобрать однокоренные слова. Нет такой возможности. Вывод: не для всех слов можно подобрать однокоренные слова, следовательно, гипотеза о том, что именно подбор однокоренных слов является основанием для выделения морфемы –ОЧК-, неверна.
Проверим гипотезу: есть такой суффикс – ОЧК-, который смело можно выделять во всех словах.
Для примера возьмем слово «бабочка». Подберите к данному слову форму с уменьшительным значением. Нет такого.
Значит, гипотеза неверна.
Третья гипотеза – нужно подобрать слово, от которого образовалось данное.
Найдите образующее слово к слову «бабочка».
Нет такого слова.
Мы можем сделать промежуточный вывод:
Если нет образующего слова, то основу слова членить не нужно. Все слово является корнем. Суффикс –ОЧК- - в основу слова.
А если искомое слово есть? Как поступить? Например, слово «вазочка». Какое слово является образующим, от какого слова образовалось?
(ваза).
Следовательно, –ОЧК- является какой морфемой?
(суффиксом)
- Итак, попробуем полученные знания применить на практике:
Определение границ морфем
яблочко белочка
яблоко белка
Суффикс -к-
Чередование к//ч
Беглый гласный о
(ср. белка/белок/белоч-
РАЗБЕРЕМ СЛОВА ПО СОСТАВУ ПРАВИЛЬНО
ВАЗОЧКА
ЯБЛОЧКО
БЕЛОЧКА
БАБОЧКА
Слово белка не имеет суффикса – к/оч-, так как не может быть истолковано через слово белый → белк-/ белоч- далее не членится.
Обобщим наблюдения
Как правильно разобрать слово по составу?
Разбирали слова по составу.
Словообразовательный
Чтобы правильно разобрать слово по составу, нужно сначала провести словообразовательный разбор.
- А теперь самостоятельно разберите слова.
Проверим себя
Больница
Мельница
Путаница
Куница
Столица
При поиске производящего нужно находить слова для толкования только из современного языка!
Творческое задание. Слово «рашмявка».
Выводы: как правильно разобрать слова по составу?
Важно установить:
Есть образующее слово
↓
1.Найти, с помощью чего образовано данное (исходное) слово.
Нет образующего слова
↓
Основу слова членить не нужно. Всё слово (основа) является корнем.
Чтобы правильно разобрать слово по составу, нужно сначала провести словообразовательный разбор
ГульжазираТлеукенова, учитель русского языка и литературы
СШГ №19 им. М.Жумабаева.
г.Талдыкорган.