Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

"Творчество начинается с мечты и радости" (о работе учителя русского языка и литературынациональной школЫ)


28 июня 2019, 03:57 | 959 просмотров


  • Каким быть учителю ХХ1 века?
  • Какие качества педагога нужно видеть прежде всего?
  • На что необходимо ориентироваться в первую очередь при анализе работы?
  • Какие наиболее эффективные методы, приёмы и формы работы использовать в обучении русскому языку как неродному?

Эти и другие вопросы ставит перед собой каждый учитель-словесник, который работает в соответствии с данными современными требованиями:

  • современный учитель должен оперативно воспринимать то новое, что становится наиболее актуальным в вопросах образования;
  • современный учитель стремится к тому, чтобы выявлять индивидуальные особенности учащихся, их способность мыслить глубоко, оригинально, свободно и эмоционально;
  • современный учитель владеет такими технологиями, которые позволяют ему формировать человека ищущего, стремящегося к самосознанию, самоопределению, самореализации.

Я как учитель русского языка и литературы национальной школы являюсь для своих учеников проводником в мире слова двуязычной и бикультурной личности, сопрягающей родную и русскую культуры. Я не просто веду учеников по маршрутам учебных программ, а помогаю ребятам увидеть, почувствовать и сделать своим достоянием поразительное разнообразие мира русской речи. Считаю, что учитель формирует душу ребёнка, чуткую к доброте и красоте.

Некоторые мои ученики приходят в школу уже со знанием русского языка и на основе этого знания осваивают теорию русского языка- правила правописания, правила словообразования, синтаксис, классификацию частей речи. Это не бытовой язык, а книжный, это научный стиль речи. Я радуюсь, что моим ученикам это доступно.

Есть такие дети, которым надо сначала научиться говорить по - русски, т.е. научиться общаться на языке. Для этого им нужна другая теория, для них нужно по-особому классифицировать языковые средства, необходимые для выражения определённой семантики, а затем на уроках им надо показывать, как эти средства функционируют в языке, как их правильно сочетать во фразе. (в этом случае мой главный помощник- родной казахский язык). Детям нужно долго и упорно тренироваться, чтобы новые для них способы выражения разных смыслов вошли в их сознание, и они заговорили бы по-русски. И только потом они смогут изучать теорию русского языка.

Так как же обучать детей в школе? Я не могу посоветовать один какой- то метод. Методов очень много. В преподавании русского языка в современной школе используется самые разнообразные подходы и методы. У каждого из подходов есть свои преимущества. Любой подход имеет право на существование и своих “адресатов”, как учителей, так и учеников, с определенными психологическими особенностями. Главное для нас – знать и учитывать не только сильные, но и проблемные стороны избранной методической системы, уметь сочетать любую технологию образования с индивидуальным подходом к ученику, с направленностью на развитие его личности. В условиях нашей школы – это обязательное использование элементов этнотехнологии, внедрение национально- регионального компонента. В своей работе я должна учитывать не только уровень подготовки, степень овладения языком, но и национально- психологические особенности учащихся.

Ребёнок отличается в основном скованностью, за которым богатый внутренний мир. Свои переживания, мысли, понимания он точно высказать не может, речь бедна, где совершенно отсутствует эмоциональность. Дети очень сдержанны в своих высказываниях.

Необходимость обращения к рассмотрению национально- регионального компонента закреплена в программах по предмету, рекомендованных Министерством образования Казахстана и в концепции Национальных школ Республики Казахстан, где одним из ведущих принципов выдвинут принцип “приобщения молодого поколения к национальной культуре, обычаям и традициям других народов, к их духовным и нравственным ценностям” и тем самым воспитания общечеловеческих качеств.

Наиболее приемлемым для себя я считаю личностно ориентированный подход в обучении русскому языку.

Тема моей творческой работы, над которой я работаю в течение последних двух лет «Организация исследовательской деятельности в свете реализации идеи «РуханиЖангыру» на уроках русского языка и литературы как один из способов формирования созидания личности». Какой же круг проблем стоит в центре этой творческой работы? В самых общих чертах он может быть обозначен следующим образом: как ввести ребёнка в такую область действительности как язык? Как построить дальнейшую деятельность учеников для языкового и общеинтеллектуального развития ребёнка? Как правильно решать психологические проблемы учащихся в изучении русского языка?

Несмотря на новые современные технологии, на всеобщую компьютеризацию, во главе всего по- прежнему стоит человек. Всё в новом веке будет зависеть от него, сейчас ещё ребёнка, но уже человека ХХ1 века. А вследствие этого во многом от моей работы как учителя и воспитателя зависит, кто завтра возглавит республику, кто будет стоять у истоков науки, выведет культуру на её истинное место в обществе. Как воспрепятствовать тому, чтобы поколение детей не стало “потерянным поколением? Можно ли школу сделать островком нравственности, доброты, любви, порядочности в том мире, который окружает нас?

Все учителя, болеющие за судьбы детей, постоянно думают об этом. Свой посильный вклад в это дело пыталось внести и я.

Сегодня я прилагаю все свои силы, творчество и стараюсь превратить каждый урок в урок жизни.

А что такое урок?

Для меня –это возможность дать ребёнку реализовать себя без боязни быть непонятым. Это и сцена, на которой я играю и заново познаю мир вместе с детьми.

Каждый урок должен развивать навыки грамотного письма, навыки владения устной и письменной речью. Деятельностью учащихся и качество усвоения учебного материала должно находиться под постоянным контролем. На уроках должен преобладать хороший психологический климат, все учащиеся должны чувствовать себя и активно включаться в работу. Какой я должна быть на уроке?

Главнейшей особенностью педагога следует признать великодушие. Величие души- это способность бескорыстно жертвовать своими интересами ради дела, которому служишь, в отсутствии злопамятства, в разумной доброте сердца. Александр Довженко сказал: “Не должно быть, чтобы ум получил высшее образование, а сердце не имеет даже и низшего, то есть и в малом и большом Человеком быть, ибо только человек может растить человека”.

 

Гульжазира Тлеукенова,

учитель русского языка и литературы,

СШГ №19 им. М.Жумабаева,

г.Талдыкорган.

 

Автор:
Гульжазира Тлеукенова,