Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Все начинается с Учителя


29 октября 2010, 18:45 | 940 просмотров



Все начинается со школы, а в школе все начинается с учителя. Нельзя себе представить педагога без вдохновения в труде, без творческого горения, без таланта любви к детям и к своему благородному, трудному делу.

Людям, избравшим для себя гордую и трудную профессию учителя, всегда надо помнить, что самоотверженность, самоотдача – наиболее характерные качества педагога по признанию. К его деятельности с полным основанием могут быть отнесены слова Шота Руставели: «Что ты спрятал, то пропало, что ты отдал, то – твое».

Великая сила любви должна двигать учителя, быть мощным локомотивом всей его деятельности. Педагог никогда не должен забывать простую, но великую истину: чтобы быть хорошим учителем, надо, прежде всего, любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Хорошо известно, что если от знания дела до любви к нему один шаг, то от любви к делу до знания его и того меньше.

Учитель не может не любить детей. Это положение стало уже аксиоматической истиной. Но далеко не все те, кто избрал для себя профессию педагога, вдумываются в смысл данной аксиомы. А он состоит в том , что воспитывать человека, которого не любишь, труд действительно мучительный, да и бесплодный, конечно.

Учительская профессия в самом высшем смысле гуманистична. Человек своим трудом преобразует природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека.

У детских врачей есть правило: перед встречей с ребенком согрей руки. Учителю всегда надо помнить не только о тепле своих рук, но и о тепле своей души.

Учитель должен быть Личностью в самом высоком смысле этого слова. Прав был К.Д.Ушинский, когда утверждал, что «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».

И чем интеллигентнее учитель как личность, тем больше уверенности в том, что и его воспитанники вырастут людьми тонко чувствующими, восприимчивыми ко всему истинно прекрасному в окружающем их мире, самостоятельно мыслящими, способными к творчеству в избранной области труда.

Верно отмечено, что слово «учитель» имеет двойное значение: в узком понимании – это преподаватель, тот, кто учит детей, открывает перед ними широкое окно мир знаний и побед человеческого разума; в широком смысле – это высокоавторитетный, мудрый человек, оказывающий огромное влияние на весь моральный и духовный облик людей, указывающий им верную дорогу в жизни, труде, борьбе и творческих исканиях. Как никогда, в наши дни необходимо преодолеть «дистанцию огромного размера» между преподавателем и учителем.

Жизнеспособность и эффективность любой образовательной системы определяется профессионализмом педагогических кадров и ее реальными возможностями для обеспечения качественного образования, опережающего запросы общества.

В современной социально-экономической и культурной реальности, характеризуемой, с одной стороны, общими тенденциями глобализации и информатизации, быстрой сменой общественных процессов, ценностей и технологий асоциальных проявлений, неизмеримо возрастает роль человеческого потенциала как главного стабилизирующего фактора.

Это повышает ответственность образования за воспитание человека, обладающего глубокими знаниями, чувством личной ответственности за происходящее вокруг, готовностью самоутвердиться в созидательной деятельности, реализовать свой потенциал, облагораживая при этом среду обитания, не нарушая и не уничтожая ее.

Поэтому любой вопрос, будь то содержание образования, способы, средства, технологии обучения и воспитания – должен быть ориентирован на общую цель: формирование конкурентоспособной личности. Последнее, в свою очередь, предполагает фундаментальность и мобильность знания, гибкость и оперативность способов обновления и пополнения его, способность к саморазвитию, критичность мышления.

Концептуальные основы образования имеют точки соприкосновения с признанными обществом главными ключевыми компетенциями современного человека, такими как:

·умение владеть информацией и пополнять ее;

·социальная компетентность;

·способность жить в многокультурном обществе;

·коммуникативная культура;

·владение информационными технологиями.

Цель деятельности образовательных учреждений, выраженная в разработанной ранее модели выпускника школы, включает выше названные характеристики и соответствует целям, определены в Законе «Об образовании Республики Казахстан», Государственной программе развития образования до 2010 года, Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года.

Соответственно тип личности, как цель деятельности образовательной системы – это человек, имеющий знания о мире и умеющий познать мир; имеющий опыт самореализации в учебной и профессиональной сферах и умеющий добиваться успеха, не нарушая нор морали и права, имеющий положительный опыт отождествления себя с миром своей причастности к судьбе отечества.

В условиях новых требований образования приоритетами педагогической деятельности являются воспитание сознания и поведения учащихся, развитие способности к самоопределению, формирование позитивного образа жизни.

Несомненными ценностями профессионально-педагогической среды становятся не трансляция учителем знаний, не жесткие педагогические требования, а сотрудничество, диалог учителя и ученика, опора на его индивидуальный жизненный опыт, отношение к ученику как к самостоятельному субъекту жизни.

Процесс повышения квалификации должен разворачиваться для каждого учителя как осознание, исследование, проектирование и управление своей деятельностью, что становится и способом освоения педагогом профессиональной культуры, и условием формирования его педагогической, исследовательской и управленческой позиций. Под повышением квалификации необходимо понимать не механизм закрепления профессиональных знаний и умений, а механизм развития профессиональной деятельности педагога, его педагогических компетентностей.

Самообразование является одним из путей повышения профессионального мастерства. «Учитель учится всю жизнь» - эта известная истина. Он находится и должен быть в режиме постоянного развития и всю свою трудовую жизнь является аналитиком, экспертом. Особое влияние на формирование педагогического профессионализма оказывает научно-методическая деятельность. Эта деятельность предполагает:

·постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых в области преподавания научных дисциплин;

·изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам организации учебного процесса;

·ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и их оценка и др.

Автор:
Т.В.КОТОВА, учитель начальных классов