Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Домашнее чтение


29 октября 2010, 18:46 | 2 033 просмотра



Наиболее близок факультатив «Домашнее чтение» к внеклассному чтению. На уроках внеклассного чтения учащиеся мало пишут и много говорят, эти занятия позволяют эффективно развивать как слабых, так и сильных учащихся, то есть вести индивидуальную работу на разных уровнях.

Система внеклассной работы по литературе включает в себя разнообразные формы, предполагающие многостроение возможности речевой деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, массовые и объединяющие формы.

Особенности факультатива «Домашнее чтение» определяют следующие принципы: принцип соответствия задачам литературного и речевого развития. Он предполагает повышение уровня владения системой практических действий, вооруженность определенной системой навыков и умений работы с художественным текстом. Справедливо утверждение специалистов, что сама природа факультативы предполагает активную позицию его участников, жизнеспособность факультатива находится в прямой зависимости от ориентации на запросы учащихся. Таким образом, условия проведения факультативных занятий должны быть в большей степени приближены к ситуации реального, живого общения.

Перспективы

Факультатив «Домашнее чтение» работает на перспективное литературное развитие учащегося. Начиная с 3-го или 4-го классов учитель должен обеспечить всех детей необходимым «чтивом». Для этого важно изучить совместно с учителем начальных классов возможности и потребности ребенка. Факультатив проводится 1 раз в неделю. На каждом занятии учитель знакомит детей обзорно с разными авторами, сообщает кратко о книге, интересуется домашней детской библиотекой. Один из самых важных этапов -выбор книги. В течение месяца книга должна быть у каждого ученика. Не столь важно, если книги совпадают по темам, пусть кто-то будет читать рассказы Н.Носкова, а кто-то «Остров сокровищ». Важно создать атмосферу радости от читаемой книги. Работая на перспективу, учитель должен стремиться к тому, чтобы в среднем скорость чтения колебалась от 10 до 25 страниц в неделю. Также строго придерживаться того, чтобы вчитывание в книгу произошло быстрее.

Опрашивать необходимо большее количество детей, давая им свободу во время представления книги. Для начала учитель постоянно должен следить за продвижением каждого ученика. По окончании одной книги, учитель может посоветовать другую, возможен обмен книгами.

В 5 классе самостоятельные навыки работы с художественным текстом разовьются, дети будут приучены читать самостоятельно, видеть текст, уметь его кратко пересказать, следить за изменением сюжета, держать в голове ход событий. Все эти навыки окажут положительный эффект на ход уроков литературы -учитель будет быстро двигаться по календарному плану, дети будут приучены до конца прочитывать произведения, вести тетради, делать закладки, выписывать цитаты.

В.Драгунский. «Денискины рассказы».

К.Булычев «Девочка с земли».

Е.Велтистов «Миллион и один день каникул».

Б.Житков «Что я видел», «Что бывало», «Рассказы о животных».

А.Куприн «Белый пудель».

Е.Шварц «Сказка о потерянном времени».

Сказки братьев Гримм.

Сказки Андерсена.

Итальянские сказки.

Литературные сказки Ю.Олеша «Три толстяка». С.Маршак «»Двенадцать месяцев» Сказки В.Волкова.

Факультатив «Домашнее чтение»

(4 класс, 34 часа)

Целью данного факультатива является привитие интереса к чтению, развитию беглого и осмысленного чтения, научение краткому пересказу, самостоятельной работе с книгой.

Данный факультатив должен ввести детей в мир книги. На факультативе предусматривается знакомство с авторами выбранных книг.

Задача факультативы - развить интеллект детей, расширить кругозор, познакомить с жанрами литературных произведений, научить ориентироваться в книгах, разбираться в поступках героев, познакомить с историей книги, с ее первыми авторами, с истоками детской литературы.

Проведение данного факультатива предполагает индивидуальное литературное развитие детей. Данный факультатив помогает не только развивать устную речь, но и письменную. Дети на занятиях факультатива знакомятся с такими жанрами сочинений, как отзыв, эссе; учатся сравнивать героев, оценивать пользу прочитанной книги.

1 четверть:

1.Книга -источник знаний.

2.Представление книги, прочитанной летом.

3.Н.Носков - детский писатель. Знакомство с автором.

4.В.Драгунский «Денискины рассказы» - знакомство с книгой.

5.В.Болявкин - рассказы о детях.

6.Представление любимой книги.

7.Б.Житков - знакомство с писателем.

8.Японские трехстишия — знакомство.

2 четверть:

1.Древние книги.

2.Рукописные книги.

3.Знакомство с первыми книгами (Кириллица).

4.Авторы рукописных книг.

Актуальность факультатива «Домашнее чтение» определяется снижением качества чтения учеников среднего звена, неподготовленностью их к урокам литературы, не состыкованностью программ литературного чтения начального звена и программ литературы среднего звена.

Рассмотрим основные проблемы программ обучения литературы в начальном и среднем звеньях.

“/Цели и задачи литературного чтения в начальных классах сводятся прежде всего к выработке осмысленного, беглого, выразительного чтения. Эта задача решается наряду с формированием вдумчивого, бережного отношения к прочитанному, любви к книге, нравственного и эстетического воспитания, развития речи, образного, творческого мышления и др. Четыре часа-чтение.1- дети, закончившие начальную школу, имеют разные уровни чтения; чаще всего от 60 до 140 слов, о скоростью 100-140 слов/мин, насчитывается меньшее количество детей.^

Основной целью 5 класса является анализ и осмысление прочитанного. Ученик, приходящий в 5 класс, еще не готов к самостоятельному чтению больших частей произведения, он еще не владеет умением краткого пересказа. Именно по этому, на наш взгляд, уроки литературы в 5 классе не всегда приносят удовлетворение не только ученикам, но и учителю.

Теряется главное - любовь к книге. Учитель в 5 классе должен достроить фундамент литературного развития личности ребенка, а это:

1.Сформировать культуру чтения.

2.Развить литературный вкус.

3.Развить устную и письменную речь.

4.Развить творческие способности учащихся.

Дети в 5 классе должны свободно справляться с предложенными текстами, читать в основном их самостоятельно, уметь выделять главное в прочитанном, легко и быстро ориентироваться в тексте, уметь использовать цитаты их текста, работая над анализом произведения видеть и понимать значение описаний, уметь кратко излагать прочитанное, видеть основную канву читаемого, уметь письменно отвечать на заданные вопросы.

Все эти навыки и умения будут сформированы, если будет осуществляться преемственность в обучении литературного чтения. И все проблемы решатся с помощью факультатива «Домашнее чтение».

B методической литературе преемственность рассматривается как понимание тенденций целостного процесса литературного развития ученика и понимание места, роли каждого звена (то есть класса) в этом процессе. (Преемственность выражается и в конкретных требованиях. Это, во-первых, единство подхода, единство методических пособий; во-вторых, последовательность в расположении изучаемого материала. Но главным аспектом в понятии преемственности является перспективность если учитель средних классов работает, опираясь на начальные, то и учитель начальных классов обязан знать, что будут делать его ученики в 5,6 классах по тем видам деятельности, которые он разрабатывает в своем классе.

5.Нестор и Пимен (из отрывка «Борис Годунов» А.С.Пушкин).

6.Представление прочитанных книг.

3четверть:

1.Книги, прочитанные на каникулах.

2.Истоки детской литературы.

3.Авторы рукописных книг, первых детских книг.

4.Представление книги.

5.Делимся личными впечатлениями о прочитанных книгах (подготовка к

письменной работе).

6.Отзыв на прочитанную книгу.

7.Р.Стивенсон-знакомство с писателем (урок-семинар).

8.Самые древние библиотеки.

9.Представление книги.

10.Чему научили меня книги (урок-размышление).

4 четверть.

1.Представление книги.

2.Первые впечатления книги И.Федоров- первый книгопечатник.

3.Делимся личными впечатлениями.

4.Первая библиотека в Москве.

5.Н.Носков - жизнь и творчество (урок-семинар).

6.Представление прочитанной книги.

7.Урок-театр «Узнай героя».

8.«Спасибо тебе, книга» (сочинение). «История маленькой книжечки»

(сказка)

Автор:
Гульнария Альтекова, учительница средней школы Улькен Жамбылского района