Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Сложноподчинённые предложения


29 октября 2010, 18:47 | 1 080 просмотров


Цель урока: дать общее понятие о сложноподчинённом предложении.

Задачи:

* обучающая – закрепить, расширить, наполнить и систематизировать знания о сложных предложениях;

* развивающая – способствовать развитию мышления, памяти, речи, внимания, умения анализировать;

* воспитательная – воспитать любовь к природе, к окружающему миру.

Тип урока: ознакомление с новой темой урока.

Методы : групповая деятельность, творческая деятельность учащихся.

Ход урока:

I. Организационный момент

Побуждение - «мозговая атака»- побуждению к уроку. Поля опустели, И ливни рекою. А это, скажи мне, Время, какое?- Осень.

Без рук, без ног, под окном стучится - в дом просится - Ветер.

Какие две ноты растут в огороде?- Фасоль.

Название какой птицы состоит из сорока а? - Сорока

Летела стая уток. Одну убили . Сколько осталось? - Одна убитая.

II. Проверка домашнего задания

A) Составить мини- рассказ об осени. Каждая группа работает с определёнными видами предложений:

I гр. - ССП с соединительными союзами ,

II гр. - ССП с противительными союзами,

III гр. - ССП с разделительными союзами. Б) Разбор одного предложения.

B) Вопросы для повторения пройденного материала.

III. Объяснение нового материала

Ребята, вы сейчас показали, как усвоили тему «Сложное предложение». Сегодня мы продолжим эту тему.

Сложноподчинённое предложение - это такое предложение, которое состоит из двух и более неравноправных частей : одна часть которой называется - главной и подчиняет себе вторую, вторая часть - придаточная и подчиняется первой главной. Например:

(Пока я шёл), [край неба заалел].

[Трава быстро высохла], (оттого ,что было жарко).

Части СПП соединяются при помощи подчинительных союзов и союзных слов друг от друга отделяются запятой. СПП делятся на три группы:

1. СПП с придаточными изъяснительными.

2. СПП с придаточными определительными.

3. СПП с придаточными обстоятельственными. По таблице покажу условные обозначения:

Сложноподчинённое предложение — СПП

Главное предложение - [ ]

Закрепление новой темы

А) Работа по карточкам: записать предложения и составить схему.

Б) Упражнение. Списать и произвести синтаксический разбор

Осень

Составление кластера:

Дожди, холод, сильный ветер, бабье лето, длинные ночи, короткие дни, сбор урожая, приближение зимы, неясное солнце.

Обобщение пройденного материала

Вот и подошёл урок к концу. Мы с вами достигли поставленной цели. Повторим изученное:

А) Соединение двух простых предложений , одно из которых главное, а другое -придаточное - это... СПП.

Б) Как называются союзы в СПП? Подчинительные.

В) Назовите группы СПП.

Г) Как отделяются части СПП друг от друга? Запятой.

‡ІІ. Домашнее задание

Итог урока

Выставление и комментирование оценок.

Автор:
А.Н.Онгарбаева, конырская средняя школа, учитель русского языка и литературы, Алакольский район